Задачи:
- закрепить и обобщить приметы ранней весны;
- обогащать представления детей о природе;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;
- развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- развивать внимание, память;
- расширять словарный запас детей;
- упражнять в поиске соответствующего понятия, выраженного прилагательным (весна: какая?) и в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- упражнять в проживании психоэмоционального состояния «удовольствие».
Материалы и оборудование: презентация занятия (данную презентацию, вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи), компьютер, видеопроектор.
Ход занятия
Воспитатель:
- Все мы любим путешествовать. Но сегодня мы отправимся в необычное путешествие, и прежде я прошу вас закрыть глаза.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
Читаю загадки:
- Первый иней, первый снег, это всё когда бывает? (зима)
- Зазвенели ручьи, прилетели грачи, кто знает, когда это бывает? (весна).
- Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? (лето)
- Дождик с самого утра, громко ветер завывает. Это всё когда бывает? (осень)
Беседа по картинке:
- А сейчас в каком времени года мы с вами очутились?
- По каким приметам мы узнаем весну?
- Какого цвета небо весной? Земля? Снег?
- Почему тает снег весной? Во что он превращается?
- Что такое проталинки? В каких местах появляются проталинки? Почему?
- Посмотрите внимательно и скажите, чего больше в лесу: деревьев или кустарников? Сколько деревьев в левом нижнем углу?
- Назовите весенние месяцы.
Словесная игра «Назови ласково» (проталина – проталинка, лужа – лужица, ручей – ручеёк, ветка – веточка, солнце – солнышко, луч – лучик, облако – облачко, лист – листочек).
Весна, она какая? (теплая, веселая, солнечная, разноцветная, красивая, зеленая, звонкая).
Этюд «Лучик» (игра с солнечным зайчиком).
- Мы все соскучились по солнышку и ждем, когда оно придет и согреет землю и нас с вами, и всё-всё, что есть на свете.
Теперь не придется нам скучать,
Будем солнышко встречать.
Лучи его мы увидали
И с ними вместе поиграли.
Они уж солнцу говорят:
«Тебе пора согреть ребят».
(Луч коснулся носа – сморщить нос, луч коснулся щек – надуть щеки поочередно, луч коснулся губ – пошевелить губами. Можно лечь на пол и закрыть глаза от яркого солнца, а руки и ноги раскинуть, как на пляже. Лучик поиграл с нами и вернулся к солнцу.)
Беседа по картинке:
- Какие растения вы знаете?
- Что происходит с деревьями весной? (начинается сокодвижение, набухают почки, появляются листочки).
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в белом сарафане(береза).
- Чем отличается береза от других деревьев? Да, береза - единственное в нашей стране дерево с белой корой. Плоды березы очень маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко – далеко. Где они приземляются, начинают прорастать.
- Какие первые весенние цветы вы знаете?
- Из-под снега расцветает,
- Раньше всех весну встречает.
- Едва в апреле снег растает, на склонах или вдоль дорог,
- Глядь! А весна уж примеряет из мать-и-мачехи венок.
- В лесу зима, как зверь таится, а в соснячке вокруг села
- Уже лесная медуница, как в доброй сказке, расцвела.
- Этот цветок почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду.
- Как одним словом можно назвать все эти цветы? (первоцветы).
Воспитатель:
- О наступлении весны можно узнать, понаблюдав за птицами. Как называют птиц, которые остаются с нами зимой? Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите перелетных птиц. Кто из этих птиц никуда не улетает? (воробей)
- Отгадайте загадку и расскажите о птице:
Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь, а зовётся птица…(грач)
Математическая разминка.
- Сколько ног у воробья?
- Сколько шей у пяти журавлей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух кабанов?
Логоритмика «За зимой идет весна». (2)
За зимой идет весна, Снова будет не до сна. За весною будет лето, А потом приходит осень, А за осенью – зима, |
Дети идут друг за Другом по кругу. Взявшись за руки, Руки на плечи, Опустили руки, |
Воспитатель:
- Скажите, кто не живёт в наших лесах:
- белый медведь, заяц, волк, бурый медведь;
- белка, волк, ёж, обезьяна, лиса.
- Как вы думаете, кого так называют: косолапый, рыжая, косой, серый?
- Как изменяется жизнь животных весной? (насекомые, некоторые звери просыпаются от спячки, звери линяют, выводят потомство).Посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний: белка, пчела, бурундук, ёж?
- Предлагаю послушать «лесные объявления» и отгадать, кто же ихнаписал: (3)
- «Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом».
- «Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья».
- «Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне».
- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени – отчеству. Патрикеевной больше не называть».
Воспитатель:
- Наше путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным для вас.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все вернемся мы опять.
Повернитесь, оглянитесь,
Снова дома очутитесь!
Используемая литература:
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет М., 2006.
- «Дошкольная педагогика» № 6 2004 стр.45.
- Программа «Детство».