Музей природы в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Музейная педагогика – новое и необычайно популярное направление образовательной деятельности. На страницах журналов описан опыт создания разнообразных музеев и специальных музейно – образовательных программ для детей дошкольного возраста. Интересен опыт петербургских педагогов и сотрудников Русского музея, разработавших программу для дошкольников “Здравствуй, музей!”

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям? В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.

В нашем детском саду №34 “Красная шапочка” города Междуреченска, реализующем программу “Детство”, педагогами, родителями и детьми под руководством воспитателя-эколога Филимоновой В.Г. создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Пятилетний опыт работы в музее показал, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин:

  1. Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.
  2. Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.
  3. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.
  4. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т.к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?

В помещении музея расположены несколько экспозиций:

1. Экспозиция экосистем “Кто где живет? Что где растет?” расположена на стенах музея и состоит из нескольких панно:

  • Панно “Лес, тайга” - это природная зона нашего края. Здесь можно увидеть разные породы деревьев, кустарников, трав. Множество разных обитателей уживается на одной территории: волки, медведи, белки, разные птицы и насекомые.
  • Панно “Африканская саванна” привлекает внимание детей скоплением крупных животных: антилоп, полосатых зебр, жирафов, носорогов. А вот огромный баобаб с раскидистыми ветвями. В рощице пальм живут обезьяны.
  • Панно “Зеленый лужок”. Дети узнают, что луг – это сообщество травянистых растений, которые любят свет, тепло, влагу. В это сообщество входят множество разных насекомых, мелких животных, наземных птиц. На свежую травку луга выходят пастись и домашние животные.
  • Панно “Пустыня”. Глаза ребенка как бы скользят мимо, им не на чем остановиться: огромное желтое пространство и на нем малочисленные животные: змея, черепаха, ящерица. “Почему здесь пусто?” - это вопрос для поиска, размышления, исследований.
  • Панно “Море”. Оно радует детей простором, чистотой, голубизной “воды”. В морях живет много интересных животных: киты, дельфины, осьминоги, морские звезды, много разной рыбы. На дне и в толще воды растут водоросли, кораллы.

Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.

2. Экспозиция “Природа нашего края” представлена различными коллекциями:

  • Семена дикорастущих и культурных растений
  • Гербарии травянистых растений и древесных пород
  • Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами
  • Разнообразные камни, полезные ископаемые
  • Насекомые
  • Чучела птиц
  • Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)
  • Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

Особым вниманием детей пользуется чудесный старый пень. Он вызывает много вопросов и ответов, предположений и открытий. На нем можно посидеть, потрогать гладкий спил, погладить мощные ветвистые корни.

Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.

3. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада. Она оформлена в фотоальбомах, видеофильмах, результатах исследовательской, проектной деятельности детей: стенгазетах (например “Как мы посадили рябинку”), самоизданных книгах (“Жалобная книга природы вокруг нашего города”, “Сад непрерывного цветения” и др.), лучших подделок из природного материала.

Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.

Однако, самое основное при создании подобного музея заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее природы. Технология нашего взаимодействия с детьми представлена в трех моделях:

  1. Учебная образно-игровая модель. Ее цель состоит в развитии логичности и творчества у детей через социально- ролевые отношения, позволяющие ребенку вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познавательная деятельность принимает игровую окраску за счет постановки учебной цели в художественном образе. Интеграция художественных образов сказок, мифов, стихотворений с природным окружением позволяют детям прочно усваивать знания и обеспечивает эмоциональный комфорт участникам деятельности. Основные методы этой модели: чудесное “превращение” в объект природы, общение с Принцессой музея, лесные сказочные герои в гостях у детей, создание сказочной ситуации из природных объектов и вымышленных персонажей.
  2. Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации. Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.
  3. Поисково – исследовательская модель. Ее цель – актуализация субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, актуализация знаний, умений, навыков ребенка, их практическое применение во взаимодействии с окружающей природой. Стимулирование потребностей ребенка в самореализации, самовыражении, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых. Основной метод этой модели - метод проектов. На базе музея прошла разработка и презентация таких проектов, как “Путешествие зернышка”, “Лекарственные травы Кузбасса в аптеке Неболейки”, “Мой папа – шахтер”

Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.

Педагогами детского сада составлена музейно-образовательная программа “Распахни окно в мир природы” и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы, описание проектной деятельности детей, конспекты занятий “В гостях у принцессы Кукурузы”, “Мы – морские обитатели”, “Лесное чудо” и пр. Предлагаем конспект такого занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Дать детям представление о пне как об экосистеме.

Программное содержание:

  • Способствовать формированию представлений о том, что такое ПЕНЬ; что пень служит “домом” для разнообразных живых существ (животных и растений); о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме “ПЕНЬ”.
  • Развивать познавательную активность детей, творческое воображение, коммуникативные навыки
  • Обогащать словарь детей названиями живых существ, обитателей пня. Развивать речь – доказательство.
  • Воспитывать у детей гуманное отношение к лесу и его обитателям; закрепить знания о правилах поведения в природе

Материал к занятию: магнитофонная запись шума леса и голоса Пня Корнеевича, декорации леса, пень, игрушки-насекомые, животные, растения леса, кукла Лесовичок, экологические знаки о правилах поведения в лесу, опрыскиватель с водой.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Старичок – Лесовичок приглашает нас на прогулку по лесу. Вы любите гулять? Тогда давайте представим себе, что мы с вами оказались в чудесном лесу (подходят к ширме с декорациями леса и запрещающими знаками, загораживающей “лесное чудо”)

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Лесовичок. Ребята, кто живет в лесу? Что растет в лесу? А вам нравится гулять по лесу? От этой красоты нам стало весело, и птицы почувствовали это, они весело запели. Слышите?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это за указатели? Интересно, что они означают? (Если дети не знают, то обращаемся к Лесовичку). Эти указатели напомнили нам о том, как нужно себя вести в природе, в лесу. А вот стрелка. Куда же она приведет нас? Оказывается, стрелка вывела нас на лесную поляну. А вот и чудо лесное! Что это ребята? (показывая на пень). Лесовичок, а ты что скажешь?

Лесовичок. Это Пень Корнеевич!

Воспитатель. А давайте ребята познакомимся с Пнем Корнеевичем. Посмотрите, как я буду знакомиться (подходит к пню и пожимает его корень):

Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Валентина Григорьевна! (Дети тоже “знакомятся” с пнем)

Ребята, мы знакомились с пнем как бы за руки. Что это у него?

Дети. Корни.

Воспитатель.

Корни какие? (прямые, ветвистые, запутанные и др.)
Какие корни у пня по длине? (длинные, короткие).
А по толщине? (крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)
Какого они цвета? (Темно-коричневые, светло-коричневые и т.д.)
Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)
Ребята, а чем покрыт сам пень?
Потрогайте кору и скажите, какая она? (Гладкая, шероховатая, грубая, с трещинами)
Понюхайте, чем пахнет пень? (Пахнет деревом, лесом, землей)

Воспитатель. Ребята, давайте спросим Лесовичка, что он знает о Пне Корнеевиче.

Лесовичок. Я-то много что знаю. Знаю, как можно узнать возраст спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Вот колечко, вот колечко. Оказывается, каждая колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.

По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.

Посмотрите и скажите, на нашем пне годичные кольца как расположены: близко друг к другу или на расстоянии?

Вывод. Значит, мы можем сказать, что дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста)

Лесовичок. Чтобы ребята, лучше рассмотрели пень, я взял с собой лупы – волшебные стекла.

Воспитатель. Лесовичок, давайте я помогу раздать детям лупы (рассматривают пень через лупы):

Ой, ребята, как интересно! Я сейчас увидела то, чего не видела до этого даже на близком расстоянии!

Желательно, чтобы каждый рассказал о том, что он видит.

(Включается магнитофонная лента)

Пень Корнеевич. Ох, ох, ох! Скучно и грустно мне. Был я деревом зеленым, ветвистым, птицы гнездились, белки резвились на моих ветках. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас стал пнем на поляне и стою один - одинешенек. Помогите мне найти друзей!

Воспитатель. Ребята, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? Вы знаете?Давайте спросим Лесовичка.

Лесовичок. Вспомнилась мне одна история: Был пень. Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Стали жуки – древоточцы, жуки – короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры строить. Живут – жуют, горя не знают.

Налетел как-то ветер с дождем и забросил на пень и вокруг него семена разных растений. И выросли из них водоросли, лишайники и другие растения.

А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная, жучки – червячки всякие. Не узнать пень - в настоящий дом превратился.

Воспитатель. Теперь понятно, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил. Поможем ребята, пню обрести друзей?Подойдите поближе к столу. Посмотрите как много живых существ.

Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него (важно, чтобы на столе были и обитатели других экосистем: рыбка, орел и пр.) Выбирайте, кем бы вы хотели быть? ( Коля, ты хочешь быть жуком-оленем? (усачем, бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьем, мышкой-норушкой, лягушкой-квакушкой и т. д.) Как ты думаешь, почему его так назвали жук-олень?)

Ребята, каждый из вас будет держать свое живое существо в ладошках, и не выпустит до тех пор, пока не узнает, кто живет в пенечке-теремочке. Не грозит ли опасность вашему обитателю?

Сейчас пойдем и сядем, вокруг пня. Перед тем как заселится, в новый дом будем спрашивать: “Кто-кто в пенечке-теремочке живет?”

Послушайте, как я жук – олень буду заселяться. Я подхожу к пню и спрашиваю: “Кто – кто в пенечке-теремочке живет?” Никто не живет. Тогда я буду жить под этим крепким, толстым корнем. Здесь я найду себе пищу, буду питаться опилками. Теперь иди ты, жук-короед, заселяйся.

(Далее все дети спрашивают: “Кто- кто в пенечке живет?” и заселяют своих животных.)

Воспитатель. Ой, ребята, какая туча черная приближается к нашей поляне. Скоро пойдет дождь (“дождь” из опрыскивателя с водой). Какой дождь? теплый, сильный, тихий, холодный? Хорошо, что быстро перестал. А после дождя на пне и вокруг него растут растения.

Подойдем к столу, посмотрим и выберем растения, которые могут расти на пне и около него. Что это за растение Коля? и т. д.

Где растет папоротник, на пне или около него? А грибы? Мох? Ребята, а роза может расти на пне? Почему?

Подойдем к Пню Корнеевичу и заселим свои растения.

Посмотрите, как он повеселел, то был один - одинешенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и разные живые существа.

Пень Корнеевич. Спасибо вам ребята, что помогли мне обрести друзей!

Воспитатель. Ребята, Пень Корнеевич пришел к вам из музея природы. В нашем музее очень много экспонатов. Хотите с ними познакомиться?

У Лесовичка есть приглашения для вас, но отдаст приглашения тогда, когда вы расскажите, что нового, интересного узнали сегодня на занятии. (Дети рассказывают и получают приглашения)

Воспитатель. Ребята, что это за приглашения? Вы читать умеете? Давайте я вам прочитаю.

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ

На экскурсию в музей
Природы детского сада
“Красная шапочка”.
Приходите!
Буду ждать!

Пень Корнеевич.

Приложение 1

Приложение 2