Классный час "Крепка семья — крепка Держава"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям, своей родословной,
  • вывести взаимосвязь понятий “семья” и “держава”.

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.

В.Маяковский

План:

  1. С чего начинается Родина?
  2. Что такое семья? Зачем нужна семья?
  3. Какие бывают семьи?
  4. Викторина по теме.

Оформление:

  • запись песни “С чего начинается Родина?”;
  • на доске пословицы (в виде листочков на дереве):

Зять на двор – пироги на стол.
Добрая кума прибавит ума.
У кого есть дед, у того есть обед.
На что и клад, коли в семье лад.
Брат с братом на медведя ходят.
Братская любовь пуще каменной стены.
Русский человек без семьи не живет.

  • выставка книг, стенгазет по теме “Моя семья”;
  • на доске эпиграф - слова Маяковского В.В.

Ход классного часа

(музыка песни “С чего начинается Родина”, на фоне музыки читаются слова 1 куплета)

С чего начинается Родина? – ответы ребят.

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Из кого состоит семья? Бывают ли семьи, организованные иначе? (ответы детей)

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

(Досказать до конца)

  • В гостях хорошо… а дома лучше.
  • Не красна изба углами… а красна пирогами.
  • Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
  • Каково на дому… таково и самому.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • Не нужен клад… когда в семье лад.

(На доске Древо Знаний)

Прочитайте русские пословицы о родне, родных людях и объясните их смысл.

(последние три подвести к мысли, что родные люди держатся вместе, им не страшно и на медведя, и на врага ходить; отсюда можем провести параллель – крепка семья, крепки отношения между родственниками, значит и державе, то бишь стране ничего не угрожает, не страшны враги)

100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе дом на селе начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.

(стр.94 Дорев.мар. семья и ее быт)

Такой же уклад можно было увидеть и на территории нашего родного марийского края.

Марийская сельская семья в XIX в. представляла довольно сложно организованный коллектив крестьян, объединенный кровным родством и тесными хозяйственными связями. Семьи были большие (неразделенные) и малые. Большие чаще состояли из 16-24 человек. Туда входили тети, дяди, двоюродные или отец и сыновья с их семьями.

Малые семьи, как правило, были трехпоколенные: родители, один женатый сын с детьми.

Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимался своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния, старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили веревки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли. Специфически женским был труд по выращиванию и обработке конопли.(показ фотографий)

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному.”

Так, А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать в пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Происхождение определяло и положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

(рассказывают ребята о своих родственниках )

Т.о., семья – это сложный организм, не даром она называется “семь я”. В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

А в ваших семьях кто вы?

Делимся на две команды.

(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

  1. свекровь (мать мужа).
  2. свекор (отец мужа).
  3. теща (мать жены).
  4. тесть (отец жены).
  5. зять (муж дочери).
  6. сноха (жена сына).
  7. золовка (сестра мужа, жена брата).
  8. деверь (брат мужа).
  9. шурин (брат жены).
  10. свояченица (сестра жены).
  11. свояки (женатые на родных сестрах).
  12. мачеха (неродная мать).
  13. отчим (неродной отец).
  14. падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Молодцы!

А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)

Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

Воистину, крепка семья – крепка Держава!

Вывод. Заключение.

Используемая литература:

  1. Археология и этнография Марийского края. Вып.20. Межэтнические связи населения Марийского края / Йошкар-Ола, 1991.
  2. Фотоальбомы “Марий Эл”.
  3. ж. “Воспитание школьника”