Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического мониторинга и является “мостиком” к собственно организаторской.
Одной из важнейших проектировочной деятельности является планирование.
Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков проведения.
Педагог- воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный.
К планам воспитательной работы классного руководителя, которые направляют его деятельность, предъявляются следующие требования:
- “целеустремлённость и конкретность образовательных задач;
- краткость плана, его компактность;
- разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
- преемственность, систематичность и последовательность;
- сочетание перспективы и актуальности намеченных видов работы;
- единство педагогического руководства и активности воспитанников;
- реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
- связь внутришкольной работы с работой вне школы;
- согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
- гибкость и вариативность планирования”.
Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:
- Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачами школы на современном этапе.
- Изучить методическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.
- Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.
- Изучить предложения учителей, актива класса, родителей.
- Изучить опыт лучших классных руководителей (координаторов и пр.)
- Дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий в себя анализ состояния уровня воспитанности школьников и уровень развития коллектива.
- Определить основные задачи воспитания.
- Определить основные виды деятельности и формы работы с учащимися.
- Соотнести запланированное, классным руководителем, с деятельностью учителей предметников, педагогом-организатором, с детским самоуправлением, родителями, работниками учреждений дополнительного образования и др.
- Оформить план воспитательной работы.
Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, классный руководитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.
Первым шагом является определение порядка и сроков действий по составлению плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других членов планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе.
Вторым шагом по процессу планирования - это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год. На мой взгляд это один из самых ответственных моментов, хотя и требующий интеллектуальных и физических затрат, но практическая польза аналитической деятельности очевидна. Анализ должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы.
Третьим шагом является моделирование образа класса и процесса воспитания в нём.
Здесь я часто говорю классным руководителям фразу “Как её вы назовёте, так она и поплывёт”, т.е. каково представление классного руководителя о будущем состоянии классного сообщества, построения в нём деятельности, общения и отношений. Но необходимо помнить, что образ класса должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса.
Четвёртым шагом является коллективное планирование, в котором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители. Классный руководитель должен учитывать следующие обстоятельства: если без предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы, то вряд ли можно достичь желаемого результата. Здесь должны быть использована технологии включения учащихся, родителей и других представителей сообщества в совместную деятельность по составлению плана (в виде игры с выделением наиболее актуальных проблем, выдвижение целей, задач на планируемый период, продумывание общих идей замысла в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы будущей жизнедеятельности и т.д.)
Заключительным шагом, является оформление плана и выбора наиболее рационального варианта формы и структуры.
Существует множество структур перспективного плана.
И так из вышесказанного мы можем, представим вам несколько вариантов разделов перспективного планирования.
Традиционный вариант.
- Характеристика класса.
- Воспитательные задачи на определённый период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.
- Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице)
- Работа с учителями предметниками, работающими в классе; со школьным психологом, с социальным педагогом
- Работа с родителями учащихся.
Мы предлагаем версию структуры перспективного плана воспитательной работы классного руководителя.
- Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.
- Конкретные воспитательные задачи.
- План-программа педагогического мониторинга в классе.
- Организаторская деятельность классного руководителя:
а) С коллективом учащихся:
- Пла-программа воспитательных мероприятий;
- Помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;
- Учёба актива (организация самоуправления школьников);
- Календарь внеурочной работы по предметам;
- Традиции коллектива
б) Индивидуальная работа с учащимися:
- “Приём по личным вопросам”;
- Помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и д.р.);
- Включение школьников в социально-педагогическую деятельность и др.
в) Работа с родителями учащихся:
- План-программа родительского всеобуча (просвещение родителей);
- Привлечение с социально-педагогической деятельности;
- Консультпункт для родителей.
г) координация воспитательной деятельности учителей- предметников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.
5. Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников, “кривых эффективности воспитательного мероприятия”) и др.
Вашему вниманию мы представляем различные формы матриц основной части плана воспитательной работы
№1 | ||||
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители | Отметки о выполнении Анализ результатов |
№2 | ||||||
№ п/п | Дела класса | Гражданско-патриотическое | Правовое и нравственное | Трудовое воспитание | Сроки выполнения исполнители | Отметки о выполнении |
№3 | ||||||
Основные направления воспитания | задачи | Виды деятельности и формы занятий | Кто привлекается к занятиям | Сроки | Педагогическая инструментовка воспитательного процесса | Анализ, наблюдения, выводы |
№4 | ||||
Сроки по неделям | Виды деятельности и формы занятий | Кто готовит и проводит | Отметки о выполнении |
№5 | Содержание формы, методы работы | Сроки выполнения | Исполнители | Отметки о выполнении |
№6 | ||||
Тематические программы | Сентябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
“Я и общество” | ||||
“Я и природа” | ||||
“Я и моя школа” | ||||
“Я и моя семья” | ||||
“Я и моё “Я” | ||||
№7 | ||||
Целевая программа | Октябрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
“Учение” | ||||
“Общение” | ||||
“Досуг” | ||||
“Образ жизни” | ||||
“Здоровье”
|
||||
№8 | ||||
Виды деятельности | Декабрь |
|||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Познавательная | ||||
Ценносто-ориентированная | ||||
Трудовая | ||||
Художественно- творческая | ||||
Физкультурно -оздаровительная | ||||
Коммуникативная | ||||
Игровая |
Схема планирования содержания воспитательной работы
(по Щурковой Н.Е.)
Организация воспитательной деятельности | Развитие коллектива | Воспитание личности (индивидуальный подход |
|||
Виды | Содержание работы с учащимися | Средства | Содержание работы (дела) учащихся | Средства | Содержание работы с учащимися |
Общественно-полезная | КТД | Изучение учащихся | |||
Познавательная | Самоуправление | Связь с семьёй | |||
Ценностно-ориентированная | Проектирование целей | Работа с “малым” коллективом | |||
Художественно-творческая | Влияние на межличностные отношения | Индивидуальные воздействия | |||
Свободное общение, досуг |
Используемая литература:
- Научно-методический журнал “Классный руководитель” изд. Москва 2006 г.
- В помощь классному руководителю изд. Минск ИООО “Красико-Принт” 2003 г.
- Планирование и организация воспитательной работы в школе изд. Москва 2001 г.
- Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя. Методическое пособие Т.А. Стефановская изд. Иркутск 2002 г.