Планирование работы классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического мониторинга и является “мостиком” к собственно организаторской.

Одной из важнейших проектировочной деятельности является планирование.

Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков проведения.

Педагог- воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный.

К планам воспитательной работы классного руководителя, которые направляют его деятельность, предъявляются следующие требования:

  • “целеустремлённость и конкретность образовательных задач;
  • краткость плана, его компактность;
  • разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
  • преемственность, систематичность и последовательность;
  • сочетание перспективы и актуальности намеченных видов работы;
  • единство педагогического руководства и активности воспитанников;
  • реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
  • связь внутришкольной работы с работой вне школы;
  • согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
  • гибкость и вариативность планирования”.

Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:

  1. Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачами школы на современном этапе.
  2. Изучить методическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.
  3. Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.
  4. Изучить предложения учителей, актива класса, родителей.
  5. Изучить опыт лучших классных руководителей (координаторов и пр.)
  6. Дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий в себя анализ состояния уровня воспитанности школьников и уровень развития коллектива.
  7. Определить основные задачи воспитания.
  8. Определить основные виды деятельности и формы работы с учащимися.
  9. Соотнести запланированное, классным руководителем, с деятельностью учителей предметников, педагогом-организатором, с детским самоуправлением, родителями, работниками учреждений дополнительного образования и др.
  10. Оформить план воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, классный руководитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.

Первым шагом является определение порядка и сроков действий по составлению плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других членов планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе.

Вторым шагом по процессу планирования - это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год. На мой взгляд это один из самых ответственных моментов, хотя и требующий интеллектуальных и физических затрат, но практическая польза аналитической деятельности очевидна. Анализ должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы.

Третьим шагом является моделирование образа класса и процесса воспитания в нём.

Здесь я часто говорю классным руководителям фразу “Как её вы назовёте, так она и поплывёт”, т.е. каково представление классного руководителя о будущем состоянии классного сообщества, построения в нём деятельности, общения и отношений. Но необходимо помнить, что образ класса должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса.

Четвёртым шагом является коллективное планирование, в котором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители. Классный руководитель должен учитывать следующие обстоятельства: если без предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы, то вряд ли можно достичь желаемого результата. Здесь должны быть использована технологии включения учащихся, родителей и других представителей сообщества в совместную деятельность по составлению плана (в виде игры с выделением наиболее актуальных проблем, выдвижение целей, задач на планируемый период, продумывание общих идей замысла в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы будущей жизнедеятельности и т.д.)

Заключительным шагом, является оформление плана и выбора наиболее рационального варианта формы и структуры.

Существует множество структур перспективного плана.

И так из вышесказанного мы можем, представим вам несколько вариантов разделов перспективного планирования.

Традиционный вариант.

  1. Характеристика класса.
  2. Воспитательные задачи на определённый период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.
  3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице)
  4. Работа с учителями предметниками, работающими в классе; со школьным психологом, с социальным педагогом
  5. Работа с родителями учащихся.

Мы предлагаем версию структуры перспективного плана воспитательной работы классного руководителя.

  1. Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.
  2. Конкретные воспитательные задачи.
  3. План-программа педагогического мониторинга в классе.
  4. Организаторская деятельность классного руководителя:

а) С коллективом учащихся:

  • Пла-программа воспитательных мероприятий;
  • Помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;
  • Учёба актива (организация самоуправления школьников);
  • Календарь внеурочной работы по предметам;
  • Традиции коллектива

б) Индивидуальная работа с учащимися:

  • “Приём по личным вопросам”;
  • Помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и д.р.);
  • Включение школьников в социально-педагогическую деятельность и др.

в) Работа с родителями учащихся:

  • План-программа родительского всеобуча (просвещение родителей);
  • Привлечение с социально-педагогической деятельности;
  • Консультпункт для родителей.

г) координация воспитательной деятельности учителей- предметников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.

5. Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников, “кривых эффективности воспитательного мероприятия”) и др.

Вашему вниманию мы представляем различные формы матриц основной части плана воспитательной работы

№1  
№ п/п Наименование мероприятия Сроки исполнения Исполнители Отметки о выполнении

Анализ результатов

 

№2  
№ п/п Дела класса Гражданско-патриотическое Правовое и нравственное Трудовое воспитание Сроки выполнения исполнители Отметки о

выполнении

 

№3
Основные направления воспитания задачи Виды деятельности и формы занятий Кто привлекается к занятиям Сроки Педагогическая инструментовка воспитательного процесса Анализ, наблюдения, выводы

 

№4
  Сроки по неделям Виды деятельности и формы занятий Кто готовит и проводит Отметки о выполнении

 

 
№5 Содержание формы, методы работы Сроки выполнения Исполнители Отметки о выполнении

 

№6
Тематические программы

Сентябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
“Я и общество”        
“Я и природа”        
“Я и моя школа”        
“Я и моя семья”        
“Я и моё “Я”        
№7
Целевая программа

Октябрь

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
“Учение”        
“Общение”        
“Досуг”        
“Образ жизни”        
“Здоровье”

 

       
№8
Виды деятельности

Декабрь

  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательная        
Ценносто-ориентированная        
Трудовая        
Художественно- творческая        
Физкультурно -оздаровительная        
Коммуникативная        
Игровая        

Схема планирования содержания воспитательной работы

(по Щурковой Н.Е.)

Организация воспитательной деятельности Развитие коллектива Воспитание личности

(индивидуальный подход

Виды Содержание работы с учащимися Средства Содержание работы (дела) учащихся Средства Содержание работы с учащимися
Общественно-полезная   КТД   Изучение учащихся  
Познавательная   Самоуправление   Связь с семьёй  
Ценностно-ориентированная   Проектирование целей   Работа с “малым” коллективом  
Художественно-творческая   Влияние на межличностные отношения   Индивидуальные воздействия  
Свободное общение, досуг          

Используемая литература:

  1. Научно-методический журнал “Классный руководитель” изд. Москва 2006 г.
  2. В помощь классному руководителю изд. Минск ИООО “Красико-Принт” 2003 г.
  3. Планирование и организация воспитательной работы в школе изд. Москва 2001 г.
  4. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя. Методическое пособие Т.А. Стефановская изд. Иркутск 2002 г.