Виртуальная школа – это реальность!

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


В последние 10–15 лет параллельно с традиционной формой обучения школьников успешно развивается и дистанционная. Дистанционное образование - это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространством. Такая форма обучения решает ряд организационных проблем, например:

  • проблему огромных территорий с неравномерной плотностью населения и удаленностью образовательных учреждений (решение: доступно везде, где есть Интернет);
  • проблема места (решение: можно обучаться дома);
  • проблему времени (решение: обучаться можно в любое удобное время);
  • отсутствие педагогических кадров и разнообразия образовательных программ в сельской местности (решение: только квалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку, могут вести дистанционные курсы);
  • финансовую проблему (решение: возможность бесплатного обучения).

Условием для развития дистанционного образования стали современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, применение информационно-технических средств (спутниковых систем связи, учебного телевидения, компьютерных учебных программ).

Выделяют три вида дистанционных технологий: кейс-технология на основе бумажных носителей; телевизионно-спутниковая, дорогая и мало используемая (главный ее недостаток - слабая интерактивность, т. е. обратная связь); интернет-обучение, или сетевая технология.

Проект “Виртуальная школа” относится к третьему виду дистанционных технологий. Данный проект реализуется педагогами Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников, организатор проекта - центр Информационных технологий и телекоммуникаций КДПиШ. Проект успешно прошел апробацию в рамках детского Интернет-фестиваля “Умник”. С 2006 года существует самостоятельно.

Для обучения в Виртуальной школе необходимо зарегистрироваться (заполнить анкету на сайте http://vsh.dvpion.ru). Регистрация дает право получить свое автоматизированное рабочее место (АРМ) и стать участником процесса обучения по выбранному курсу. Для последующего входа в систему вам необходимо будет только авторизоваться, то есть ввести логин и пароль, полученный при регистрации. В АРМе можете ознакомиться с действующими курсами, прочитать аннотацию и записаться на понравившийся курс. А еще у вас есть возможность закачать свои фотографии и рассказать о себе в электронном паспорте.

“Виртуальная школа” начинает работать с октября, тогда начинается запись на курсы и проверка работ учащихся. Учащимся “Виртуальной школы” может стать любой школьник с 7 по 11 класс. Но, теоретически, зарегистрироваться может любой желающий – это же Интернет! Зарегистрироваться и начать обучение можно в течение всего времени работы школы, то есть до 31 мая. Главное успеть сдать лабораторные работы вовремя. Режим работы в школе строго не регламентирован, то есть Вы можете заниматься в любое удобное для Вас время. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

На сегодняшний день в “Виртуальной” школе реализуется более 14 дистанционных курсов по разным направлениям (их перечень можно увидеть в разделе “Действующие курсы”). Перечислим действующие в 2008 году: основной курс по ИКТ, Flash технологии, web-проектирование, аранжировка и флористика, виртуальная астрономия, “ИКаР” - создание индивидуальных карт развития, компьютерная графика, компьютерный дизайн, проверь свои творческие способности, социальное проектирование, трехмерная компьютерная графика и анимация, фитодизайн, цифровая фотография, язык программирования Pascal, основы видеомонтажа.

В программе “Виртуальной школы” предусмотрен только один обязательный для всех “Курс информационно-коммуникационные технологии” (“Курс ИКТ”). После его изучения каждый сможет самостоятельно оформить свою работу, оптимизировать графические изображения, сделать архив и многое другое, необходимое для освоения следующих курсов. Обучение по всем остальным курсам зависит только от желания участника проекта. У нас можно одновременно обучаться по нескольким курсам. Большинство курсов рассчитано на 96 часов из расчета 4 часа в неделю.

Дистанционные курсы, представленные в “Виртуальной школе”, очень разнообразные, но все имеют одинаковую структуру.  Курс состоит из методических ссылок (лекции, видео, аудиоролики, фото, рисунки, анимации) и лабораторных работ. Чтобы сдать лабораторную работу преподавателю, необходимо изучить методические ссылки и пройти тест самоконтроля, который является допуском к сдаче работы (тест можно пройти несколько раз, пока не будет достигнут желаемый результат).

Все материалы выставлены в виде файлов для скачивания и локального изучения без постоянного доступа в Интернет. Если обучение происходит на базе обычной общеобразовательной школы в Интернет-классе, то достаточно загрузить одну версию лекций и раздать ученикам, изъявившим желание обучаться. Практически задания лабораторных работ разрабатываются с учетом возможности нескольких вариантов решения. Выполнение практических заданий в проектном режиме - от постановки задачи до достижения результата - обеспечивает успешное освоение материала учащимися.

В процессе обучения происходит непрерывный диалог между преподавателем и обучаемым. Общение осуществляется через общий форум, индивидуальный форум и электронную почту. Тестовый самоконтроль, в данном случае, также является формой интерактивного общения, так как результаты прохождения теста видит и преподаватель. Интерактивное общение - условие эффективного обучения. Для педагога - возможность увидеть объективную картину траектории обучения, посоветовать, скорректировать, а для учащегося - возможность быстрого получения ответа на свой вопрос, совета.

Система оценки результатов обучения в школе представлена рейтингом. Рейтинги составляют преподаватели по каждому курсу, но есть и общий рейтинг (суммарный учет успеваемости по всем курсам). Каждый месяц, и каждый учебный год на главной странице сайта в разделе “Стань лучшим” размещаются имя и фамилия учащегося, набравшего максимальное количество баллов. Рейтинговая оценка повышает мотивацию учащихся занять более высокое место в общем рейтинге. Рейтинг постоянно доступен на главной странице сайта после авторизации.

Однако, заработать баллы можно еще и участвуя в конкурсах или олимпиадах Виртуальной школы. В 2007-2008 году прошло две олимпиады по избирательному праву и безопасности движения на дороге. В разделе “Конкурсы” могут размещаться олимпиады или конкурсы сторонних организаций.

Оценка достижений и результатов работы учащихся в Виртуальной школе – представляет собой открытую систему.

Каждый учащийся имеет возможность создать личное Портфолио и разместить в нем свои лучшие работы. Какую работу разместить в Портфолио решает учащийся, и отправляет ее педагогу через АРМ. К работе должно быть прикреплено визуальное представление и описание. При их наличии педагог выставляет работу на сайте. Благодаря этим возможностям Портфолио приобретает более интересный и привлекательный вид. С 2006 года на сайте создан раздел “Галерея”, в которой преподаватели размещают наиболее интересные работы своих учеников.

Дистанционный курс обучения считается завершенным, если выполнены все тестовые задания, сданы лабораторные работы, выбранного курса и полностью пройден курс ИКТ. Каждый учащийся, успешно закончивший дистанционный курс, получает соответствующий сертификат.   Курс ИКТ не предполагает выдачу отдельного сертификата. Сертификаты размещаются на сайте в АРМе учащегося. Участники Интернет-фестиваля “Умник” (http://childfest.ru) получают сертификаты вместе с командными призами в бумажном варианте.

Способствуют успешному обучению, повышению мотивации и привлечению большего количества учащихся в “Виртуальную школу”, вспомогательные разделы сайта.

“Новости” напоминают, информируют, рекомендуют, советуют.

“Мастер-классы” – это реклама будущих дистанционных курсов, мастерские преподавателей школы, в которых можно реализовать интересные идеи, смастерить что-то нужное и научить этому друзей.

Нормативных документов по системе зачета результатов обучения в “Виртуальной школе” на сегодняшний день нет, но есть учителя, которые, оформив элективные или профильные программы у себя в школе, засчитывают результаты дистанционных лабораторных работ учащихся.

Количество зарегистрированных учащихся “Виртуальной школы” достигло 3400 человек из 11 регионов России.. Приглашаем всех желающих пройти обучение в нашей школе. Адрес сайта http://vsh.dvpion.ru. С вопросами и предложениям обращаться по электронному адресу: vsh@dvpion.ru. Проект открыт для учащихся и преподавателей всех регионов России.