Цели: Научить детей видеть прекрасное рядом, делать малые открытия, решать поставленные проблемы: существует ли прекрасное? Что является прекрасным в природе? Что может разрушить прекрасное?
Задачи: учить правильному восприятию стихотворения через выразительные средства, видеть прекрасное рядом, решать поставленные проблемы и обосновывать, формирование эстетических и познавательных качеств. Прививать любовь к чтению через восприятие и воспроизведение их через рисунок.
Оборудование: фотографии о природе, детские рисунки, картина Саврасова “Грачи прилетели”, карточки со словами для словарной работы.
Справка. Ноктюрн (ночная песня) – музыкальное произведение элегического характера.
- Введение в проблему:
- Что особенно вам нравится в природе нашего края?
- Вы считаете природу нашего края красивой? Какие ещё уголки красивой природы вы встречали?
- Опишите ваши впечатления от выезда на природу. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Какие произведения о природе вы читали на уроке чтения? В какой книге вы с ними познакомились? Кто автор этой книги? В каком разделе находятся эти произведения?
- Какие рисунки вы нарисовали дома по разделу “Маленькие открытия”7
- Почему вы нарисовали именно это, а не другое?
- Вопросы для общения.
- На чьём рисунке изображён лес, горы, река?
- На чьём рисунке изображён лес, люди и животные? Почему зайчик под кустиком?
- На чьём рисунке нарисована поляна с цветами, облаками, стрекозами и бабочками?
- Что вас вдохновило на создание рисунка?
- Вы действительно видели этот вид или придумали его?
Молодцы! Каждый из вас создал своё произведение, в котором изобразил свой уголок природы, своё понимание и восприятие окружающего мира. Мне понравились все ваши работы. Получилась прекрасная выставка ваших работ. Мы поместили их в школьном уголке “Мир глазами детей”.
Нас окружает удивительный мир. Леса, горы, реки, поля – всё это дано человеку изначально. Мы, видим, как плывут облака, как распускаются цветы, как тает на солнце сосулька. Природа живёт, изменяется, мы способны это замечать. Если внимательно посмотреть вокруг себя, вслушаться в звуки природы – сколько удивительных явлений можно заметить, сколько сделать открытий!
Работа по картине Саврасова “Грачи прилетели”.
- Ребята, посмотрите на картину Саврасова “Грачи прилетели”, ответьте на следующие вопросы:
- Почему картина названа так, а не иначе?
- Когда это бывает? Как мы называем птиц, которые прилетают весной? Какие птицы к нам прилетают первыми? (пуночки)
- Какая времена года вы знаете?
- Назовите время суток?
(На доске на карточках)
лето 2
ночь 4
зима 4
утро 1
весна 1
вечер 3
осень 3
день 2
- Расположите их правильно.
В природе существует свой порядок и равновесие. Она изменяется по временам года, по времени суток. Один и тот же вид по разному видится нам утром и вечером, зимой и летом.
- Как вы думаете, что такое гармония? Это равновесие, единство, комфортность или раздробленность, хаос, беспорядок?
- Что такое в природе находиться в гармонии7 Могут ли теплолюбивые растения расти на севере? Почему7 Северные животные (олени, белый медведь) могут ли обитать на юге?
- Как изменяется природа ночью? днём?
- Как вы думаете, о какой природе мы говорим “красивая”?
- Способно ли животное воспринимать красоту (нет)
- Почему?
Красоту и высшее её проявление – прекрасное способен воспринимать только человек. Только человек может любоваться небом. Гладью воды, звёздами не для пользы, а для удовольствия.
Словарная работа. Идеал выражен представлением о Прекрасном, высшей красоте, которая рождает у человека чувство восторга.
Окружающая нас природа дарит нам жизнь и вдохновенье. В ней проявляются наши представления об идеале. Капелька росы на листке, журчание ручья, веяние ветра – во всем мы слышим, во всем мы видим свидетельство жизни. Именно жизнь, постоянное преобразование делают для нас природу прекрасной.
Словарная работа. Прекрасное – положительное, значимое явление, обладающее для человека ценностью, выражающий идеал.
Анализ поэтического текста.
- Ребята, прочитайте стихотворение А.Фета.
Летний вечер тих и светел;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветер ползёт лесной высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несётся рысью.
- Какую картину природы отразил поэт? Вечернюю или дневную?
- Что значит дремлют ивы?
- Назовите цвета, присутствующие в стихотворении. Как по другому можно назвать?
- Какие звуки слышит поэт в природе?
- Как вы понимаете слова “ветер ползёт лесной высью”?
- Ветер передает состояние покоя или тревоги?
- Можно ли сказать ,что описанный поэтом летний вечер прекрасен? Почему?
- При помощи чего поэт “нарисовал” природу?
- Как вы думаете, описание природы соответствует самой природе или поэт перенес свое восхищение на увиденное: ивы, небо, лес?
- Вспомните какие еще стихотворения , в которых описана природа вы знаете? В них поэты описывают гармонию или беспорядок, восхищаются или нет? (чтение стихотворений наизусть)
Поэт передал красоту природы через ощущение прекрасного, т.е. свое представление о том , что такое идеал. Совершенство. В его стихотворении передана гармония мира, в котором все находится во взаимной зависимости, все связано с конкретным состоянием – вечером.
Пластический этюд “Вечер”
Ребята, сейчас мы постараемся движением передать состояние природы вечером. (Под слова учителя дети выполняют движения по воображению, стараясь передать соответствие задаче).
Вечер. Стройные берёзы тянут к небу тонкие ветки. Листики слегка трепещут. Вдруг подул ветер. Деревья закачались, ветки затрепетали и вновь застыли.
Как вы думаете, если в тихий спокойный вечер включить громкую музыку, что произойдет7 Можно ли сказать, что будет разрушена гармония, прекрасное?
– А теперь послушаем прекрасную музыку, которую сочинил Ф.шопен.
Словарная работа. Ноктюрн – это ночная песня.
Вопросы для общения:
- Передаёт ли музыка состояние покоя или тревоги?
- Какие звуки природы можно угадать в музыкальном произведении?
- Можно ли сказать, что эта музыка прекрасна? Почему?: в ней выражается состояние человека, в ней угадывается звучание природы, она успокаивает нас, она созвучна нашему настроению.
- Как вы думаете, животное может реагировать на музыку так, как реагируете вы? Обоснуйте своё мнение.
- Прекрасное в природе воспринимается человеком в зависимости от его вкуса, мнения. Главное, чтобы человек ощущал единство и с реальной природой и с её отражением. Именно человек наделяет и природу, и её отражение в искусстве сврим представлением об идеале, то есть представлением о прекрасном.
- Посмотрите на эти рисунки. (Подбор иллюстраций о неправильном поведении во время выезда на природу).
- Что может нарушить прекрасное?
А теперь познакомимся с правилами посещения леса.
- Убирать мусор за собой.
- Тушить костер, присыпая пепелище землёй.
- Пластиковые бутылки и пакеты не зарывать в землю, собирать и уносить с собой.
- Не обламывать без надобности ветки деревьев.
- Не срывать цветы. Занесённые в красную книгу.
Если все люди будут выполнять эти не сложные правила, прекрасную нашу природу удастся сохранить.
Обобщение.
Прекрасное – это наш взгляд, наше отношение к природе. Для нас в природе прекрасно то, что находится в гармонии. В равновесии. Что надо сделать, чтобы это равновесие не было разрушено?
Понаблюдай за изменениями природы вечером: небо, деревья, вода, птицы, животные. Составь дома рассказ: “Вечер”.
Итог урока.
- Какое впечатление от урока вы получили Что больше всего понравилось?
- Чему учит этот урок нас?
- Какое задание вы получили?
- Сможете ли вы его выполнить?
- О чем будет ваш рассказ?
- Как вы понимаете “прекрасное в природе”?
- Я подготовила вам сюрприз. Все ваши рисунки, планы к рассказам и другие работы оформлены на этих больших “раскладушках”. На каждой странице – автор и название произведения, а в кармашках ваши работы. Это сюрприз не только для вас, но и для родителей. Как только прозвенит звонок, вы можете просмотреть свои работы и работы других ребят.
Домашнее задание. Дома с родителями сделать панно “Лето”