Урок русского языка во 2-м классе с использованием информационных технологий "Огонек – друг и враг"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: развитие орфографической зоркости.

Задачи:

  1. Отрабатывать умение находить “опасные места” в словах и использовать, в случаях необходимости, письмо с секретом.
  2. Совершенствовать умение работать со словарём.
  3. Учить детей обращаться с огнём.

Ход урока

I. Организационный момент.

Каждый день на уроках вы получаете новые знания, а значит, поднимаетесь всё выше и выше по лестнице грамотности. Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам встать ещё на ступеньку выше.

 
II. Рефлексия.

Перед вами лежит листок с изображением лестницы достижений. На каждой лестнице 5 ступенек. Когда вы пришли в первый класс вы стояли на первой ступеньке, т к ещё не умели находить опасные места в словах.. Сейчас у вас такие знания есть. Попробуйте оценить, на сколько быстро вы сейчас умеете находить опасные места в словах, умеете ли быстро и без ошибок решать орографические задачи, и определите, на какой высоте знаний вы находитесь сейчас.

ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ

III. Постановка цели урока.

Ребята, прошу внимания!

Очень важна тема нашего заседания!

Мы будем решать орфографические задачи и повышать свою грамотностью. Но, кроме этого, мы поговорим об очень опасном и нежелательном явлении.

О каком явлении идёт речь, вам поможет определить ребус (СЛАЙД № 1 с записью слова огонь)

Учитель пытается записать слово, несколько раз пишет то букву А, то букву О и, наконец, останавливаюсь в недоумении
IV. Решение орфографических задач. Использование орфографического словаря.

Ребята, я не могу определить, какая буква пишется в начале слова. (СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3) Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Ребята, давайте представим, что перед вами горит свеча, погрейте руки над огнём. Что вы чувствуете? (тепло) А если руки поднести ближе к огню (опускают руки ниже) что ощутим? (огонь жжёт)

Попробуйте записать это слово карандашом.

(Если нет правильного варианта, смотрят в словаре.)

Запишите это слово столько раз, сколько раз встречается в нём буква Ж. Я предлагаю сегодня обращать особое внимание на написание именно этой буквы, пусть она у нас будет именинницей. (Получив такое задание, учащиеся во всей классной работе находят букву Ж и обводят в красный круг. Так проводится работа по чистописанию.)

Заговорив про огонь, я вспомнила известную загадку. Прочитайте её на экране(СЛАЙД № 4)

Меж деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)

Выпишите слова, которые связаны с темой “огонь” (пламя, пожар). Обозначьте опасные места.

- С чем сравнивается в загадке лисица? (с пламенем)

Почему её сравнили с пламенем? Выберите правильный ответ.

а) Лиса дымиться, когда бежит.
б) Шерсть у лисицы рыжая, похожа на огонь (СЛАЙД 5, 6)

Спишите предложение, которое даёт ответ на поставленный вопрос. Выполните задания (обозначить в словах ударный звук, показать безударные гласные, разделить слова на слоги, используя дуги) по плану.

(После завершения работы, проводят взаимопроверку в парах СЛАЙД № 8 для проверки)

Выясняют, почему можно допустить ошибку. Гласная безударная и поэтому возникает выбор О/А. Чтобы разобраться, надо проверить или обратиться к словарю. Проверяют по словарю.

Учащиеся записывают слово, а учитель в это время проходит по рядам, выбирает разные варианты ответов и просит ребят записать их на доске. Выясняют, кто прав и как проверить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают по определённому ранее плену (СЛАЙД № 7)

V. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке …………..
И по той же по дорожке
Скачем мы на левой ножке ……………
По тропинке побежим,
До лужайки добежали.
Не лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп.
Немного отдохнём,
И домой пешком пойдём.

 

Подскоки на правой ноге.
Подскоки на левой ноге.
Бег на месте.
Бег продолжается. Прыжки на месте на обеих ногах.
Присели
Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели.

VI. Работа с “дырявым” текстом.

Мы погуляли, отдохнули, а нас ждёт следующее задание (СЛАЙД № 9, 10). Скажите, чем мы сейчас займёмся?

Когда появляются на одежде дырки, что с ними делают? (зашивают) Я предлагаю вам сейчас заняться штопкой. Как понимаете смысл слова “штопать”?

Штопка у нас будет необычная, мы будем штопать орфографические дырки.

гонёк всегда такой
И хрошй и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничт умеет.
Трое малнких зайчт
С огонком сидят шалят.
Им, зайчтам невдомёк,
Что опасен гонёк.

(На следующем уроке будет проведена проверка, т.к. ребятам на перемене необходимо собраться в группы и, в свободной обстановке, проверить работу.)

Конструирование предложений. Ребята составляют и записыва-ют предложения.

Работу выполняют индивидуально. Из распечаток выписы-вают слова с пропущенными буквами и пытаются решить орфографи-ческие задачи. Если не удаётся, оставля-ют “окошки”.

VII. Фрагмент урока "Радионяни". Запись предложения под диктовку.

Когда огонь греет, он нам ……. (друг), а если жжёт, то он ……. (враг).

Про парные согласные я предлагаю вам послушать радио урок. Слушать надо очень внимательно, чтобы грамотно записать предложение под диктовку.

(фрагмент радионяни)

Вы внимательно слушали музыкальный урок и сможете записать грамотно предложение.

Огонёк нам друг и враг.

Звучит запись “Радионяни ” на музыкальном центре
VIII. Работа с документом из интернета.

Если неосторожно обращаться с огнём, то это может привести к …… (ребята высказывают варианты). Чтобы не случилось беды, надо соблюдать правила пожарной …… (безопасности). Найдите слово БЕЗОПАСНОСТЬ в словаре. (в подручных словарях данного слова нет)

КРОМЕ ПАЧАТНОГО ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ.

(один из учащихся открывает на рабочем столе заранее приготовленный документ из интернета, а все учащиеся на высветившейся странице на экране находят слово БЕЗОПАСНОСТЬ в словаре Ожегова)

 

 

Документ Microsoft Word со страницей словаря Ожегова из интернета

Открывается СЛАЙД № 11

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте посмотрим на лестницу достижений. Как вы думаете, на какой ступеньке знаний вы находитесь теперь? Кому наш сегодняшний урок помог подняться на ступеньку выше? Я думаю, что совсем скоро вы окажитесь на самой вершине знаний.

ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ