Цель урока: развитие орфографической зоркости.
Задачи:
- Отрабатывать умение находить “опасные места” в словах и использовать, в случаях необходимости, письмо с секретом.
- Совершенствовать умение работать со словарём.
- Учить детей обращаться с огнём.
Ход урока
I. Организационный момент. Каждый день на уроках вы получаете новые знания, а значит, поднимаетесь всё выше и выше по лестнице грамотности. Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам встать ещё на ступеньку выше. |
  |
II. Рефлексия. Перед вами лежит листок с изображением лестницы достижений. На каждой лестнице 5 ступенек. Когда вы пришли в первый класс вы стояли на первой ступеньке, т к ещё не умели находить опасные места в словах.. Сейчас у вас такие знания есть. Попробуйте оценить, на сколько быстро вы сейчас умеете находить опасные места в словах, умеете ли быстро и без ошибок решать орографические задачи, и определите, на какой высоте знаний вы находитесь сейчас. |
ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ |
III. Постановка цели урока. Ребята, прошу внимания! Очень важна тема нашего заседания! Мы будем решать орфографические задачи и повышать свою грамотностью. Но, кроме этого, мы поговорим об очень опасном и нежелательном явлении. О каком явлении идёт речь, вам поможет определить ребус (СЛАЙД № 1 с записью слова огонь) |
Учитель пытается записать слово, несколько раз пишет то букву А, то букву О и, наконец, останавливаюсь в недоумении |
IV. Решение орфографических задач.
Использование орфографического словаря. Ребята, я не могу определить, какая буква пишется в начале слова. (СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3) Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Ребята, давайте представим, что перед вами горит свеча, погрейте руки над огнём. Что вы чувствуете? (тепло) А если руки поднести ближе к огню (опускают руки ниже) что ощутим? (огонь жжёт) Попробуйте записать это слово карандашом. (Если нет правильного варианта, смотрят в словаре.) Запишите это слово столько раз, сколько раз встречается в нём буква Ж. Я предлагаю сегодня обращать особое внимание на написание именно этой буквы, пусть она у нас будет именинницей. (Получив такое задание, учащиеся во всей классной работе находят букву Ж и обводят в красный круг. Так проводится работа по чистописанию.) Заговорив про огонь, я вспомнила известную загадку. Прочитайте её на экране(СЛАЙД № 4)
Выпишите слова, которые связаны с темой “огонь” (пламя, пожар). Обозначьте опасные места. - С чем сравнивается в загадке лисица? (с пламенем) Почему её сравнили с пламенем? Выберите правильный ответ. а) Лиса дымиться, когда бежит. Спишите предложение, которое даёт ответ на поставленный вопрос. Выполните задания (обозначить в словах ударный звук, показать безударные гласные, разделить слова на слоги, используя дуги) по плану. (После завершения работы, проводят взаимопроверку в парах СЛАЙД № 8 для проверки) |
Выясняют, почему можно допустить
ошибку. Гласная безударная и поэтому возникает
выбор О/А. Чтобы разобраться, надо проверить или
обратиться к словарю. Проверяют по словарю. Учащиеся записывают слово, а учитель в это время проходит по рядам, выбирает разные варианты ответов и просит ребят записать их на доске. Выясняют, кто прав и как проверить
Учащиеся работают по определённому ранее плену (СЛАЙД № 7) |
V. Физминутка.
|
Подскоки на правой ноге. |
VI. Работа с “дырявым” текстом. Мы погуляли, отдохнули, а нас ждёт следующее задание (СЛАЙД № 9, 10). Скажите, чем мы сейчас займёмся? Когда появляются на одежде дырки, что с ними делают? (зашивают) Я предлагаю вам сейчас заняться штопкой. Как понимаете смысл слова “штопать”? Штопка у нас будет необычная, мы будем штопать орфографические дырки.
(На следующем уроке будет проведена проверка, т.к. ребятам на перемене необходимо собраться в группы и, в свободной обстановке, проверить работу.) |
Конструирование предложений. Ребята
составляют и записыва-ют предложения. Работу выполняют индивидуально. Из распечаток выписы-вают слова с пропущенными буквами и пытаются решить орфографи-ческие задачи. Если не удаётся, оставля-ют “окошки”. |
VII. Фрагмент урока "Радионяни".
Запись предложения под диктовку. Когда огонь греет, он нам ……. (друг), а если жжёт, то он ……. (враг). Про парные согласные я предлагаю вам послушать радио урок. Слушать надо очень внимательно, чтобы грамотно записать предложение под диктовку. (фрагмент радионяни) Вы внимательно слушали музыкальный урок и сможете записать грамотно предложение. Огонёк нам друг и враг. |
Звучит запись “Радионяни ” на музыкальном центре |
VIII. Работа с документом из интернета. Если неосторожно обращаться с огнём, то это может привести к …… (ребята высказывают варианты). Чтобы не случилось беды, надо соблюдать правила пожарной …… (безопасности). Найдите слово БЕЗОПАСНОСТЬ в словаре. (в подручных словарях данного слова нет) КРОМЕ ПАЧАТНОГО ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ. (один из учащихся открывает на рабочем столе заранее приготовленный документ из интернета, а все учащиеся на высветившейся странице на экране находят слово БЕЗОПАСНОСТЬ в словаре Ожегова) |
Документ Microsoft Word со страницей словаря Ожегова из интернета Открывается СЛАЙД № 11 |
IX. Итог урока. Рефлексия. - Давайте посмотрим на лестницу достижений. Как вы думаете, на какой ступеньке знаний вы находитесь теперь? Кому наш сегодняшний урок помог подняться на ступеньку выше? Я думаю, что совсем скоро вы окажитесь на самой вершине знаний. |
ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ |