Урок информатики в 3-м классе по теме "История информатики"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Обучающая: познакомить с историческим развитием компьютерной техники; изучить следующие слова и термины: счеты, абак, калькулятор, оператор, ЭВМ.
  2. Развивающая: формировать умение обобщать, развивать способности синтезировать и анализировать, развивать мелкую моторику;
    развивать навыки работы на клавиатуре.
  3. Воспитательные: используя материал истории добиваться понимания учащимися, что без знания и учета опыта прошлого невозможно развитие будущего.

 I. Организационно-мотивационный этап.

 Посмотрите вокруг себя, какие компьютеры стоят в нашем кабинете. Но так было не всегда. Давними предками современных компьютеров можно считать самые простые камушки, палочки, узелки на шнурках, даже наши с вами пальчики. Сегодня мы с вами рассмотрим краткую историю развития информатики.

 История развития информатики.Откуда пошла информатика?

У первобытного человека были лишь собственные пальцы. Считать на них удобно, но нельзя было сохранить результат (каким информационным процессом не владел первобытный человек?). И все это продолжалось долгие годы. И вот на сцене появляются... что бы вы думали?... счеты.

На Руси долгое время считали по косточкам, которые раскладывали в кучки. Затем появились счеты (информацию можно было сохранять на недолгое время, но передать вообще было трудно) (рис.1)

Затем были созданы счетные машины, которые имели необычный вид (требовалось огромное количество времени и затрат механических для получения самой простой информации) (рис. 2, рис. 3)

Гораздо позднее был создан первый механический калькулятор, умеющий складывать, умножать, вычитать и делить (он мог недолго сохранять полученную информацию, но передать ее дальше не получалось)

(рис. 4)

Затем была изобретена счетная машинка и разработана клавиатура, аналогичная современной (Какое облегчение для операторов, которые вводили информацию) (рис.5)

Так выглядели первые компьютеры

Самые первые компьютеры называли электронно-вычислительными машинами, потому что они только  вычисляли. (рис. 6 и рис. 7)

Сейчас, благодаря тому, что люди научились представлять или кодировать текст, картинки, звук с помощью чисел, сила компьютеров многократно увеличилась. (рис. 8)

Сделаем вывод: что может делать современный компьютер?

Теперь компьютер - это машина, которая может:

  • принимать информацию (картинки, текст, звук);
  • обрабатывать информацию;
  • хранить информацию;
  • воспроизводить информацию.

II. Физкультминутка

Комплекс упражнений для тела (Г.Есакова)

Вытяните и разведите пальцы так, чтобы почувствовать напряжение. Держите руки в таком положении 5 секунд. Расслабьте, а затем, не торопясь, согните пальцы на 5 секунд. Повторите упражнение 5-10 раз.

Чтобы расслабить плечи и верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук над головой и сдвиньте лопатки друг к другу до тех пор, пока не ощутите напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 секунд, затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5-10 раз.

Это прекрасное растягивающее упражнение для тех случаев, когда вы ощущаете, что с трудом наклоняетесь вперед. Сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно поднимите и выпрямите руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 секунд. Повторите упражнение 5-10 раз.

В положении стоя медленно попеременно поднимайте и опускайте руки, одновременно поворачивая голову то вправо, то влево до тех пор, пока не почувствуете легкого напряжения. Повторите 5-10 раз.

Данное упражнение помогает нейтрализовать последствия длительного пребывания в наклоненном вперед положении, когда вы внимательно смотрите на экран. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовалась складка; оставайтесь в этом положении 2 секунды, затем расслабьтесь. Повторите 10 раз.

III. Попробуем с вами ответить с одной стороны – на легкий, с другой стороны – на сложный вопрос: В чем может современный компьютер помочь ребенку?

Этот вопрос можно задать детям, которые, используя свои знания, создадут подобную схему:

КОМПЬЮТЕР МОЖЕТ:

  • научить рисовать
  • конструировать и собирать различные фигуры
  • освоить азбуку и математику
  • освоить нотную грамоту и сочинять свою музыку
  • погрузиться в увлекательный мир компьютерных игр
  • развивать способности ребенка

IV. Работа на клавиатурном тренажере ( можно использовать игровой тренажер типа Bombina) (см. приложение Bombina7.2)

V. подведение итогов урока:

Сегодня на уроке мы узнали о чем: (ответы детей)

V. Домашнее задание (работу выполнить в рабочей тетради)

Уберите в каждом слове одну согласную так, чтобы получилось новое слово:

ВСЛАСТЬ, (власть)

КРАСКА, (каска)

СКЛОН, (слон)

ПОЛК, (пол)

ТЕПЛО, (тело)

БЕДА, (еда)

ЭКРАН,(кран)

(опишите, какие при этом вы использовали информационные процессы)