Цель: Формирование умения проверять слова с безударными гласными в корне, развитие орфографической зоркости.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.
- Развивать речь учащихся, логичности, правильно выражать свои мысли.
- Совершенствовать навыки разбора слов по составу.
Развивающие: формировать навык самоконтроля (работа с памяткой, (алгоритм)), развитие логического мышления и внимания, развивать любознательность детей.
Воспитательные: воспитывать чувство своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.
Структура урока:
- Организационный момент -1 минута
- Постановка цели урока -1 минута
- Словарная работа - 5 минут
- Фронтальная беседа -2 минуты
- Коментированное письмо - 7 минут
- Самостоятельная работа - 10 минут
- Физпауза - 1 минута
- Коллективная работа - 3 минуты
- Запись по памяти - 10 минут
- Итог - 2 минуты
- Инструктаж по домашнему заданию - 3 минуты
Оборудование:
- Красочная карта с изображением остановок и дорог.
- Орфографический словарь Г.А. Грушникова (у каждого ученика).
- Карточки с алгоритмом (памятка - таблица " Орфограммы в корне слова".
- Сигнальные карточки.
- Таблица проверки безударной гласной в корне.
- Картинка "Зимние забавы".
Конспект урока
Содержание урока | Теоретическое обоснование |
1. Организационный момент Дорогие
мои ребятишки у вас на партах тетради и книжки. |
сосредоточивают внимание |
2.Постановка цели урока. - Сегодня на уроке мы будем путешествовать и вместе с тем учиться находить в корне слова гласную букву, которую нужно проверять и подбирать проверочные слова. |
Репродуктивный метод |
- На доске карта, на которой изображены 6
остановок и дорог: озеро, поле, дремучий лес,
болото, холмы, и гора. Вместе с выполнением заданий мы их будем преодолевать. Выполнив последнее задание, мы спасем принцессу "Орфографию" от злого дракона, который заточил её в свой замок на горе. Старайтесь быть внимательнее, не делайте ошибок, ловушек. |
Эмоционально- мотивационный метод. Дети с интересом смотрят на карту, слушают задание, с желанием настраиваются на работу. |
3. Словарная работа - Итак 1-ая остановка "Озеро словария" на доске слова для 2 -х групп: 1 гр. : дят . л, с . рока, в . робей, в . рона, п . тух - в форме птицы |
Развитие коммуникативно - речевых знаний, обогащение словарного запаса детей |
2 гр.: м . роз, в . тер, р . бята, к . ньки, д . кабрь - в форме снеговика | - у доски 2 ученика из разных групп. Идет активный поиск, вставляют нужную букву. |
- Записываем слова, ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную | Сережа выполнил задание быстрее, чем Таня у доски. Я сразу это отмечаю. |
-Проверяем слова по словарю. | Поощрение активизирует детей к работе. |
- Эти слова словарные, их нельзя проверить, а нужно запомнить их написание. | Игровой самоконтроль |
- Первую дорожку проплыли успешно.Следуем дальше, там широкое поле. | Эмоционально – мотивационный. |
4. Фронтальная беседа Повторение (постановка учебных задач) а) Почему безударные гласные в корне нужно проверять (потому что можно допустить ошибку в слабой позиции: слышится один звук, а пишется другая буква). б) Какие гласные буквы нужно проверять.(Безударные). в). - Какие слова являются проверочными? (однокоренные слова, в которых безударный звук стал ударным). г). - Как можно найти проверочное слово? (чтобы найти проверочное слово нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне). д). - Приведите пример - с изменением слова (волны - волна) |
Развитие операционного компонента УД, а
именно логического мышления на основе анализа.
Кто быстрее и правильнее даст ответ. Дети активны
быстро включаются в работу проговаривают
шепотом ответы вопросов и проверяя знания у
слабых учащихся. Похвалить самых активных. |
5. Комментированное письмо №247. - Следующая остановка дремучий лес. - Давайте достанем карточки с алгоритмом правило написания безударных гласных Повторим вслух:
|
Алгоритм пошагового действия - на каждом уроке повторяется Репродуктивный метод |
Открываем учебник, нашли №247. Прочитали задание - Итак, пишем сначала проверочное слово, потом проверяемое, выделяем корень (начинает сильный ученик). |
Аналитико - синтетический метод. Идет развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления на основе анализа, синтеза, обобщения, развития речи. |
6. Самостоятельная работа Следующая остановка "Болото" будьте осторожны, внимательны.... Низкий уровень - Из двух слов левого столбика выбрать проверочное. Написать его вместе со словом из правого столбика. Вставь пропущенную букву, поставь ударение. Образец : тихоня, тихий, т . шина Проверка с учителем |
Эмоционально - мотивационный Дифференцирование идет по степени сложности идет самостоятельная работа в тетради, используется средство обратной связи ( сигнальная карточка - сигнал о помощи). Идет развитие операционного компонента УД, а именно, логического мышления на основе анализа, синтеза, регулирующего компонент УД, поискового самоконтроля. |
Средний уровень - Вставить пропущенные буквы и написать проверочные слова; выделить корень, поставь ударение. Образец : Пол . скать ребенка Пол . скать бельё сидя - посидеть на скамейке сед - поседеть от старости Взаимопроверка в парах |
- идет опора на алгоритм правописание
безударных гласных и таблицу проверки
безударных гласных. Метод репродукции Проблемный метод обучения. Идет развитие логического мышления на основе анализа и обобщения. |
Высокий уровень - Придумайте и запишите рассказ из 5-6 предложений на тему "Зимние забавы". Можно взять словарные слова, которые сегодня рассматривали В вашем рассказе обязательно должны быть слова с безударными гласными. -Зачитайте свой рассказ желающие. |
Идет развитие операционного компонента
УД, а именно развития связной логической речи. На доске картинка "Зимние забавы" (развитие эстетического вкуса) (обратить внимание на красоту природы зимой). Идет развитие регулирующего компонента УД, а именно итогового самоконтроля. |
7. Физпауза - Мы с вами преодолели нелегкий путь и осталось нам еще 2 остановки "Холмы" и "Гора", там в замке принцесса "Орфография" - Встали |
Аспект релаксации |
8. Коллективная работа (слуховое
упражнение) На доске схема ____й____й____ - Соотнесите слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это сигналом зеленого цвета Зачитываю: машина, автобус, трамвай, метро, грузовик, самосвал. -Кто быстрее и правильнее определит слово к схеме - Чей ряд лучше? Отметить лучших. |
Идет устная работа с использованием
сигнальных карт. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. - Развитие операции классификации на основе анализа. |
9. Запись по памяти Р . чной, л . сной, г . ристый, м . рской, р . дной, л . систый. Проверь слова, да не сп . ши Низкий уровень - Выделить корень у слов с пропусками, поставь ударение Средний уровень 2 гр. - Разобрать слова с пропусками по составу Высокий уровень - какие слова из стиха подходят к данной схеме: ¬ ? - подбери своё слово к схеме : ¬ Л ? Доска закрывается. При проверке открывается запись, дети сверяют текст. |
Дефференциация по степени сложности. Использовать средства обратной связи (сигнальные карточки) Развитие операционного компонента УД пошагового самоконтроля Работа в группах При работе в группах у ребят создается доброжелательность и уважение друг к другу. - исследовательский метод Идет самостоятельная работа. Развитие регулирующего компонента УД, а именно, итогового самоконтроля. |
10. Итог урока Ну вот, мы и добрались до вершины горя, преодолев все трудности на пути. Какие задания показались наиболее трудными? (ответы) До какой остановки было тяжело идти? Какая была тема урока? Что знаем? -Молодцы. (Отметить кто лучший, дети тоже оценивают как старались) -Оценки в дневник. |
Коллективная работа. Идет развитие
операционного компонента УД, а именно, развитие
речи; коммуникативности. Вызволили принцессу "Орфографию" из заточения. Учитель для себя делает выводы. Рефлексия. |
11. Инструктаж домашнего задания Низкий уровень 1. № 246 стр. 93. 2. Выделить корень в словах: восхвалять, дремучий, земляника, шиповник Подберите к ним проверочные слова по данному ниже примеру, запишите их Рассуждать дремучий -от дремать, быть в полусонном состоянии; другое значение - густой, труднопроходимый (о лесе), однокоренные; дремота, дрема, дремлет. Средний и высокий уровень 1. разобрать слова по составу: голубика, заповедник, дремучий, клюква, черника, шиповник. 2. Составить небольшой рассказ, употребляя эти слова. |
Метод объяснения Дефференциация по степени творчества. Запись в тетради дремучий - проверочное дремлет |