Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Столкновение мира ребенка с окружающим миром не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Сквернословие, курение, алкоголизм, наркомания – это сложнейшие проблемы современности, касающиеся всех людей, живущих на планете Земля, независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания, социального положения и материального состояния. Начинать работу по преодолению патологических привязанностей нужно со школьной скамьи, проводя как теоретические занятия, так и практические.Данная программа предлагает один из вариантов работы над этой проблемой, начиная со школьного возраста, целью которой является профилактика и борьба с подобными негативными явлениями нашей жизни, формирование твердой нравственной позиции подрастающего поколения.
Эта цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на факультативных занятиях, посвященных воспитанию современной молодежи.
Задачи программы:
- показать трагические последствия пагубных привычек и пристрастий;
- на теоретических занятиях и семинарах познакомить с историей возникновения и распространения в обществе сквернословия, курения, алкоголизма, наркомании;
- на практических занятиях воспитывать культурные навыки, которые помогут справиться с патологическими пристрастиями, наносящими непоправимый вред здоровью.
Решение названных задач может способствовать формированию нового мировоззрения, культуры общения и правильной реакции на окружающее, окажет реальную помощь в преодолении вредных привычек. Формами реализации данной программы являются лекции, диспуты, семинарские занятия, экскурсии и др.
Программа рассчитана на учеников 8 – 9 классов и реализуется в два этапа: первый этап предполагает работу над преодолением пагубных привычек, а второй – воспитание стремления к здоровому образу жизни. Занятия проводятся один раз в неделю.
Содержание программы
Введение.
Пагубные привычки и их влияние на жизнь одного человека и человечества в целом. Здоровый образ жизни как норма существования цивилизованного человека. В XXI век – с осознанием долга перед будущими поколениями.
Сквернословие. История возникновения сквернословия. Причины распространения. Виды: жаргон, арго, сленг, ненормативная лексика. Угроза современному русскому языку. Связь между физическим здоровьем и сквернословием. Проблема сохранения русского языка как национального достояния.
Курение. История появления табака в Европе. Причины распространения. Влияние табака на физическое здоровье. Пассивное курение. Курение как причина возникновения пожаров. Пропаганда курения как способ обогащения.
Алкоголизм. История появления алкогольных напитков в разных странах. Причины распространения. Культура употребления вина в античное время. Религиозные традиции употребления алкоголя в христианстве, индуизме и некоторых других верованиях. Причины привыкания к употреблению спиртных напитков. Возникновение алкоголизма как заболевания и его влияние на физическое здоровье. Алкоголизм как национальная трагедия России. Особенности женского и детского алкоголизма. Вред здоровью от употребления пива. Влияния алкоголизма на межличностные отношения. Связь преступности и алкоголизма.
Наркомания. История возникновения наркомании. Наркотические средства: понятия и характеристика. Причины и условия, способствующие наркомании. Социальный портрет наркомана. Общественная опасность наркомании. Связь наркомании и преступности. Особенности распространения наркомании в России. Токсикомания как вид наркомании. Проблема преодоления и профилактика наркомании и токсикомании. СПИД как последствие наркомании.
Итоги. Осознание социальных проблем как национальной угрозы. Поиски путей преодоления. Пропаганда здорового образа жизни. Отказ от пагубных привычек. Беспредельность человеческих возможностей. Воспитание духа – воспитание личности.
Список литературы:
- Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей». Донецк, 1998.
- Школа здоровья. М., 1999, №1.
- Катович Н.К. «Модели воспитания школьников». М., 2000.
- Коломинский Я.Л. «Мы живем среди людей». М., 1989.
- Грибоедов А.С. «На пути к преступлению». СПб., 1998.
- Раттер М. «Помощь трудным детям». М., 1987.
- Романова Л.И. «Наркотики. Преступления. Ответственность». Владивосток, 2000.
- Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности». М 1991.
- Иванов Л.Ю., Сковородников А.П.,. Ширяев Е.Н «Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник». М., 2003 г.