Цели и задачи:
- воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
- формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
- вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников;
- развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся;
(Звучит музыка песни Л.Гурова “ Тишина”).
(На экране появляются слайды Презентации.(Презентацию смотри в Приложении).Слайд №1 )
Ведущий 1. Как на Руси говорили о мужчинах, которые не прячутся по щелям, а идут в армию и готовятся стать с оружием в руках на защиту родных рубежей?
Ведущий 2. Испокон века с уважением, любовью и гордостью! “Они не дрогнут”, “Они сдюжат”, “Они готовы жизнь положить за други своя”, “ Они не подведут”.
(На экране – слайд № 2 )
Ведущий 3. Наверное, вы не раз слышали этот лозунг, который появился не так давно: “ Народ и армия едины!”
Ведущий 1. И лично я ему верю. А иначе как могли появиться такие песни: “ Солдатушки, браво ребятушки…” Или ещё “Максим на пузе проползет и ничего с ним не случится…”.
( На экране – слайд № 3 )
Ведущий 2. Русский воин ловок и находчив, он нигде и никогда не пропадёт. Вспомним типичные солдатские поговорки, они говорят нам именно об этом: “Солдат шилом бреется, дымом греется”; “У солдата на все ответ готов”.
Ведущий 3. Но русский воин – это не просто солдат! Помните картину Васнецова “ Три богатыря”? Так вот: Русский воин – это богатырь, на котором Русская земля держится! НЕ станет его – и сразу разорвут на тысячу кусков и растащат все то богатство, что собирали долгие годы наши предки.
(На экране – слайд № 4 )
Ведущий 1. На Руси всегда в почёте были твердость и мужество, умение держать слово, доброта и душевность…
Ведущий 2. Терпение, способность прощать обиды и чувство юмора…
Ведущий 3. Если на кого-то нельзя положиться, про такого могли сказать: “У него семь пятниц на неделе” или “ С этим в разведку не ходи”… И сразу всем все становилось ясно.
(На экране – слайд №5 )
Ведущий 1. А вспомни самые любимые на Руси мужские имена! Александр, Алексей - защитники людей; Андрей – мужественный;
Ведущий 2. Наши имена сами говорят за себя! Антон – вступающий в бой; Владимир - владеющий миром.
Ведущий 3. Судьба человека непредсказуема. Считается, что служба в армии – только мужской удел. Но я знаю множество женщин, которые посвятили свою жизнь военному искусству, став офицерами.
(На экране - фрагменты видеофильма “Офицеры”)
Ведущий 1. Ну что ж, грамотные военные требовались во все времена, независимо от пола. Есть прекрасный фильм о войне с красноречивым названием “Офицеры”. В нем рассказывается о судьбе семьи, в которой несколько поколений служили в армии. Посмотрев этот фильм, многие мальчишки стали военными.
Ведущий 2. Да, ведь в этом фильме один из героев произносит простые, но полные достоинства слова: “Есть на свете такая профессия - Родину защищать”.
(Раздается звук метронома, отсчитывающий последние секунды мирного времени)
Ведущий 3.
Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом.
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем.
(На экране – слайд №6 )
Ведущий 1.
Только вдруг 41 ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.
(На экране – слайд № 7 )
(Вокальной группой исполняется 1 куплет песни “До свидания, мальчики” Б. Окуджавы)
(Выходят строем мальчишки, произносят строчки из стихотворений, будто рассказывают о себе.)
Сороковые роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые.
(На экране – слайд № 8)
А это я на белом свете
Худой, веселый и задорный,
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Вспомните, ребята, вспомните,
Разве это выразить словами?
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
(На экране – слайд № 9 )
Рыдали родители, жёны, невесты,
Горел и гремел небосклон,
“Прощанье славянки” играли оркестры,
На фронт уходил эшелон.
Ах, как девочки наши в глаза нам глядят!
Проводите нас, девочки, на этот экзамен!
Подарите нам, девочки, ожиданье свое.
Да, мы знаем уже, что победа за нами,
Но не знаем, что мы не дойдем до неё.
(На экране – слайд № 10)
Нас не учили, как под танк бросаться
И вражью амбразуру как закрыть.
И на врага живым тараном мчаться,
Но нас учили Родину любить!
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало.
И лишь потом во мне очнулось.
(На экране – слайд № 11 )
(Звучит мелодия песни “До свидания, мальчики” Б. Окуджавы, и под эту музыку уходит строй)
Ведущий 1.
Юные безусые герои,
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Ведущий 2.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий 3.
Сколько вас, попробуй, перечисли.
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами в наших мыслях,
В сердце, в песне, постучавшейся в окно.
(На экране – слайд № 12)
Ведущий 1.
Солнце кровавилось в дымчатой мгле
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 2.
Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 3.
Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле, а оно было.
(Вокальной группой исполняется песня “Братские могилы” В. Высоцкого)
(На экране – фрагменты фильма “ Трудные дороги войны” )
Ведущий 1. Долго, мучительно долго шел наш народ к Великой Победе во Второй мировой войне. Эта победа началась на полях Подмосковья, 65-летие которой отмечалось в декабре 2006 года.
Ведущий 2. В феврале 2008 года исполнится 65 лет со времени разгрома немецко-фашистских захватчиков на Волге у стен Сталинграда, летом 2008 года мы отметим 65-летие победы на Орловско-Курском выступе.
Ведущий 3. В 2004 году Россия, Белоруссия и Украина отпраздновали 60-летний юбилей полного изгнания с их земель чужеземных завоевателей.
Ведущий 1. И, конечно же, 9 мая 2005 года весь мир отпраздновал 60-летие Великой Победы стран-союзниц, разгромивших армию фашистской Германии.
(На экране – слайд № 13 )
(Выходит почтальон с сумкой, наполненной письмами с фронта)
Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может, есть и вам?!
От сестер от братьев от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они - долгожданные, нужные,
Есть веселые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать,
И страшно порой получать…
Ведущий 2.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
Ведущий 3. Слушайте письма военных лет! Это письма погибших к родным, близким, любимым. Они писались под пулями. А под пулями не лгут. Слушайте письма военных лет.
(На фоне музыки “Журавли” чтение отрывков из писем. Ведущие выходят на сцену по одному с письмом-треугольником и зажженной свечой.)
Ведущий 1. Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…
(На экране – слайд № 14 )
Ведущий 2. Здравствуйте, мои дорогие! Меня в феврале арестовали, мне было очень тяжело, мамочка, но я перенесла это. Каждый день ожидала расстрела, о жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые мои, гордитесь тем, что я не запятнала своей чести.
Ведущий 3. Родные мамочка и сестренка! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, я здорова и очень рада от сознания, что сама принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать.
(На экране – слайд № 15 )
Ведущий 1. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, я ничего не сказала…
Ведущий 2. 2 часа ночи, получил донесение, что враг в 4 км с левого фланга… Мы стоим на пятачке одной ногой, другую поставить некуда, зарево по всему горизонту, ребята пока спят, мы тертые калачи, нас так просто не испугаешь.
Ведущий 3. Милая моя мамочка, сегодня получила твое письмо с фотографией. Я её часто достаю из гимнастерки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… а насчет денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице новое купить.
(На экране – слайд № 16 )
Ведущий 1.Братишки, черноморцы дорогие! Не думайте, что я попал в плен здоровым! Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки – черноморцы. Братишка, Колька, помни меня, береги мать!
Ведущий 2. У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая-яркая. А мне было 24… (гасит свечу)
(На экране – слайд № 17 )
Ведущий 3. Не плачь, мама Я смерти не боюсь, ты получишь это письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось ещё пожить, посмотреть, какая дальше будет жизнь. Ладно, отбрасываю мечты…(гасит свечу)
Ведущий 1.А пока целую и крепко обнимаю, твоя Натуся… Они окружали. Мне было 22. (гасит свечу)
Ведущий 2. Нас пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а мы пели песни и говорили: “ Смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать, что моряк – это сталь, и нас не согнет никакая сила. За Родину!” (гасит свечу)
Ведущий 3. Сегодня по приказу наркома мне присвоено новое воинское звание. Можешь встречать меня старшим лейтенантом… Мне было 20…(гасит свечу)
Ведущий 1.Пишите, как будет свободное время. Привет всем знакомым и родным, остаюсь по-прежнему ваша Саша…. До 18 мне оставалось дожить 3 месяца. (гасит свечу)
(На экране – слайд № 18 )
Ведущий 2.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то так далеки они.
Прошу вас храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
( Вполголоса звучат слова песни “Журавли”.)
Ведущий 3. Память всегда жива! Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!
Ведущий 1.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Ведущий 2. Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом!
Ведущий 3. Встаньте! И голоса погибших зазвучат в ваших душах – и это будет нашей молитвой!
Ведущий 1. Встаньте! Быть может тогда в мире прольется хоть на одну каплю крови меньше!
Минута молчания
Ведущий 2.
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
(На экране – слайд № 19 )
(Звучит музыка песни В.Харитонова “День Победы”, на фоне которой ведущие читают стихи)
Ведущий 3.
Пришла победная весна
В начале мая в сорок пятом.
Как солнце свет, она несла
О мире весть свою крылато.
Ведущий 1.
Пришла победная весна
Через смертельные невзгоды,
Чем до краев была полна
Жизнь эти все четыре года.
(На экране – слайд № 20)
Ведущий 2. Вы помните этот день?
Ведущий 3. Я не помню, я родился в 1992 году.
Ведущий 1. И я не помню, я родился в 1991 году.
Ведущий 2. Вы никто не знаете войны, но вы слышали о ней от старших, вы не могли не слышать, потому что эта война вошла в каждый дом, в каждую семью.
(На экране – слайд №21 )
Ведущий 3. От Бреста до Москвы – 1000 км.
Ведущий 1. От Москвы до Берлина – 1600 км.
Ведущий 2. 2600 км!
Ведущий 3. Поездом – 4 суток, самолетом – 4 часа.
Ведущий 1. А дорогами войны…4 года.
Ведущий 2. 4 года!
Ведущий 3. 1418 дней!
Ведущий 1. 34000 часов!
(На экране – слайд № 22 )
Ведущий 2.
Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной.
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
Ведущий 3. Более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать … 38 лет.
Ведущий 1. Погиб каждый восьмой. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. 20 миллионов ушли в бессмертие, чтобы мы жили.
Ведущий 2. Они остались там, на поле боя, чтобы дружили мы, чтобы любили мы.
(На экране – слайд № 23 )
Ведущий 3. Как хорошо влюбляться и смеяться!
Ведущий 1. Как хорошо порою погрустить.
Ведущий 2. Как хорошо встречаться и прощаться.
Ведущий 3. И просто хорошо на свете жить!
Ведущий 1. Как хорошо проснуться на рассвете,
Ведущий 2. Как хорошо, что ночью снятся сны.
Ведущий 3. Как хорошо, что кружится планета,
Ведущий 1. Как хорошо на свете без войны!
(На экране – слайд № 24 приложения)
( Всеми участниками вечера исполняется песня “Пусть всегда будет солнце”.)