Цели данного проекта:
- Создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.
- Увековечение памяти погибших земляков
Реализация проекта позволяет решить ряд задач:
- воспитание у школьников чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- развитие способности к творчеству;
- углубление знаний школьников о реальной истории Черноярского района, села Чёрный Яр, школы.
- военно-патриотическое воспитание на примере жизни и подвига героев-земляков;
- приобщение к истории и культуре своего народа;
- подготовка книги воспоминаний фронтовиков Черноярского района;
- исследовательская историко-краеведческая работа;
- реставрация школьного музея.
Данный проект охватывает учащихся с 1 по 11 класс.
Реализация данного проекта рассчитана на 2006-2009 учебный год.
Реализация проекта осуществляется через работу клуба “Краевед”, сотрудничество с Черноярским музеем, Военным Комиссариатом, школьной, детской и районной библиотеками, Черноярским архивом, Районным Советом ветеранов, кружками Центра детского и технического творчества, РОВД и другими организациями.
Степень реализации проекта
На данном этапе достигнуты следующие результаты:
- Разработана программа факультативного курса “История Черноярского края”
- Собраны архивные материалы по истории района, села, школы.
- Выбрано помещение для музея.
Схема реализации проекта.
Описание организации – заявителя
История Муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа с. Черный Яр”
Первая начальная школа грамотности была открыта в Черном Яру в 1718 году, где обучалось 90 человек.
С образованием Астраханского казачьего полка встал вопрос о школьном обучении, потому что из 540 человек казачьего полка только59 были грамотными
В 1792 году в Черном Яру открывается первое государственное народное училище для обучения казачат. В конце 18 столетия Черный Яр получил статус уездного города. Единственное учебное заведение в городе преобразуется в уездное. Оно стало готовить учащихся для гимназий и семинарий. С июля 1875 года училище было преобразовано в двухклассное с шестилетним сроком обучения. В 1893 году открылось второе приходское училище для девочек. Таким образом, в XIX- начале XX века в Черном Яру было: двухклассное городское училище, две приходские школы, а в 1914 году открылась еще Реальное училище. После революции была произведена реорганизация школ. В 1934 году школа переименована в среднюю и размещена в нескольких зданиях. Это затрудняло работу, и в 1940 году построили новую школу
Время шло, село разрасталось, а школа по-прежнему была одна. В ней занимались в три смены. Нужна была новая школа. Она открылась в 1978 году, трехэтажная, на 1343 ученика. Старое здание было отдано под начальную школу.
В настоящее время в школе работает 74 педагога, четверо имеют звание “Заслуженный учитель РФ”, 32 имеют звание “Почетный работник школы РФ” и “Отличник народного образования”
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации данного проекта.
Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется через прослушивание и обсуждения определённых краеведческих тем, через экскурсии по родному краю, встречи с интересными людьми-земляками
В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии по родному краю, села и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания
Учащиеся 7-8 классов участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории улицы, на которой живут, воспоминания старожилов.
Учащиеся 9-11 классов занимаются исследовательской работой, проводят исследования по определённой краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных школьных конференциях района.
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.
Школа сотрудничает с Черноярским музеем Военным комиссариатом, Районным Советом Ветеранов.
Основную деятельность по поисково-исследовательской работе ведет клуб “Краевед”. Учащиеся вместе с педагогами занимаются всесторонним изучением родного края, жизни героев- земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, Афганской и Чеченской войнах
Для осуществления данного проекта школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
- Клуб “Краевед”
- Кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по ВР, педагог-организатор совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории;
- Компьютерный класс;
- Близкое расположение районной и детской библиотеки;
- Ученический орган самоуправления – Совет старшеклассников и Совет дела.
Школа имеет большой опыт работы в данном направлении. Ежегодно в общешкольном плане воспитательной работы отводится раздел “Наши традиции”, где запланированы мероприятия по патриотическому воспитанию, ставшие традиционными в школе: участие в выставках, посвященных Дню Села; тематические классные часы, встречи с ветеранами, “Юнармейский марафон”, военно-патриотическая игра “Зарница” для 7-11классов, игра “Зарничка” для 1-5классов, “Уроки Мужества”, акция “Вахта Памяти” к празднованию Дня Победы.
Кадровое обеспечение проекта: Руководитель клуба “Юный краевед”, кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по воспитательной работе, педагога - организатора, совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории.
Отбор участников проводится на добровольной основе. В клуб “Краевед” приходят учащиеся, которые увлечены изучением истории, которые интересуются историей Черноярского района, судьбами земляков.
Рабочий план реализации проекта
№п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственныеза выполнение | |
1. | Организация клуба “Краевед”.Выбор актива, привлечение увлечённых ребят. Постановка целей и задач . | сентябрь 2006г | зам.директора по ВР, педагог-организатор, руководитель клуба “Краевед” | |
2 | Заседание клуба “Краевед”.(план работы клуба) | Октябрь2006г. | Руководитель и актив клуба | |
3
4
5 |
Знакомство с фондом районного
Черноярского музея, Центральной и детской
библиотек, Черноярского Архива. Конкурс “Я и моя родословная” Концерт в Доме ветеранов Юноармейский марафон -Конкурс рисунков “Славные сыны Отечества”
(1-4) |
Ноябрь, 2006 г. Декабрь 2006 Январь 2006г.
Февраль 2006
|
Клуб “Краевед” Педагог-организатор,классные рук-ли 1-11кл.,муз. рук. Шибаева М.Е.,учитель ИЗО Малова В.И.,кл. рук. 1-11 классов,муз. рук. Петрякова М.В.,военрук Лузиков Р.Н..,руководители спортивных секций |
|
6 | Тематические игры и викторины “Край родной Черноярский” (1-11). Участие в Х областном конкурсе патриотической песни | Март 2006 | Клуб “Краевед”,педагог – организатор Лазарева Т.Н.,Класс-е рук. 1-11 | |
7 | Благоустройство памятников воинской славы, мест захоронения воинов. | Апрель 2006г | Клуб “Краевед” ,зам. директора по В.Р. Малова В.И.Кл. рук. 5-11 | |
8 | “Вахта памяти”
|
Май 2006 | Клуб “Краевед”, военрук,Лузиков Р.Н.,Кл.рук. 1-11, зам. директора по ВР | |
9 | Заседание клуба “Краевед”.Подведение итогов, обработка собранных материалов | май 2006 года | Клуб “Краевед” | |
2007 год | ||||
10 | - Тематические классные часы “Село мое
родное” - Экскурсии по родному краю - участие в празднование в Дне села, посвященному 380-летию Чёрного Яра ( выставка рисунков, поделок из природного материала) Празднование 65-летия 28-ой армии -конкурс рисунков “Герои – астраханцы” |
сентябрь
|
Клуб “Краевед”Классные рук-ли | Карпенко Т.Н. |
11. | Выпуск плакатов, буклетов и газет, посвященных поисковой работе. | октябрь | Клуб “Краевед” | |
12. | Акция “Улица села – улица героя”.Участие в областном поэтическом конкурсе “Хрустальная роза” | Ноябрь,ежегодно | Клуб “Краевед”, Совет Старшеклассников | |
13. | Фотоэкскурсия по историческим местам Черноярского района “Реестр открывает тайны” (5-6) | Январь | Руководитель МО учителей историиКоролева Т.В. | |
15. | Юноармейский марафон
|
Февраль,ежегодно | Учитель ИЗО Малова В.И.,Кл. рук. 1-11 классов,муз. рук. Петрякова М.В., военрук Лузиков Р.Н.. | |
14. | Неделя детской и юношеской книги “Родина малая и великая” (1-11) | Март | Школьные библиотекари Кусик Н.В.,Пересветова Н.В. | |
16. | Тимуровское движение | постоянно | Клуб “Краевед”,зам. директора по В.Р. Малова В.И. | |
17. | Конкурс сочинений “Из семейного архива”, “Край ты мой любимый, край ты мой родной”.Конкурс чтецов, посвящённых родному краю | апрель | Учителя русского языка и литературы | Октябрь 2007г. |
18. | Защита исследовательских работ
учащихся
|
Май,ежегодно | Клуб “Краевед”, военрук Лузиков Р.Н.,Кл.рук. 1-11, зам. директора по ВР | |
2008 год |
||||
19. | Конкурс эскизов “Герб школы”.Тематические классные часы “Чёрный Яр.. Школа… Мы..” | Сентябрь-ноябрь | Учитель ИЗО,Классные рук-ли, Клуб “Краевед” | |
20. | “Я родился на земле” (мероприятие, классные часы, посвященные Дню согласия и примирения)- | Октябрь,ежегодно | Клуб “Краевед”,Классные рук-ли | |
21. | Круглый стол “Помни об истоках своих” | декабрь | Клуб “Краевед” | |
22. | Юноармейский марафон | февраль | военрук Лузиков Р.Н.. | |
23. | Конкурс “Черноярочка” | март | Педагог-организатор | |
24. | Акция “Спешите делать добро!” | апрель | Клуб “Краевед” | |
25. | Экскурсионно-туристическая
деятельность
Итоги работы клуба “Краевед” (оформление экспонатов, обработка собранных материалов, писем, воспоминаний) |
май | Классные рук-ли, военрук Лузиков Р.Н..,Клуб “Краевед” | |
2009 год |
||||
26. | Тематические классные часы : “Мы астраханцы” | сентябрь | Клуб “Краевед”,классные рук-ли | |
27. | Выставка собранных музейных экспонатов | октябрь | Клуб “Краевед” | |
28. | Поэтический вечер “Тихая моя Родина” | ноябрь | Педагог-организатор, Совет старшеклассников | |
29. | Участие в районном смотре кабинетов истории | декабрь | Учителя истории | |
30. | Сбор и просмотр видеоматериалов: “По памятным местам”, “Герои родного края” | январь | Клуб “Краевед” | |
31. | Акция “Будни Волжской победы” | февраль | Клуб “Краевед” | |
32. | Конференция “Этапы большого пути. Наше наследие” | март | Клуб “Краевед” | |
33. | Подготовка к открытию музея: систематизация материалов и экспонатов, подготовка экскурсоводов | апрель | Клуб “Краевед” | |
34. | Создание “Книги Памяти”, открытие музея | май | Клуб “Краевед” |
Конкретные результаты.
2005-2006уч.год
Почетные грамоты:
- I место в районной военно-спортивной игре “Зарница”
- I место в викторине по истории родного края районной военно-спортивной игры “Зарница”
- II место в конкурсе инсценированной песни районной военно-спортивной игры “Зарница”
- II место в соревнованиях по физической подготовке районной военно-спортивной игры “Зарница”
- II место в строевом смотре районной военно-спортивной игры “Зарница”
- III место в соревнованиях по медицинской подготовке районной военно-спортивной игры “Зарница”
- III место в операции “Защита” районной военно-спортивной игры “Зарница”
- III место в операции “Снайпер” районной военно-спортивной игры “Зарница”
2006 - 2007 уч.год
Дипломы:
- I степени в Х областном конкурсе патриотической песни
- I степени в областных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту среди дружин юных пожарных
Почетные грамоты:
- I место в военно-тактической игре районной военно-спортивной игре “Зарница”
- I место в “Исторической викторине” районной военно-спортивной игре “Зарница”
- I место в строевом смотре районной военно-спортивной игре “Зарница”
- I место в конкурсе инсценированной песни районной военно-спортивной игре “Зарница”
- I место в районном конкурсе чтецов “Люблю тебя, мой край родной”