Математика. Решение задач на движение

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование приёмов умственных действий,
  2. Уточнение пространственных представлений,
  3. Воспитание уважительного отношение к людям различных Профессий, культуры поведения, бережного поведения к природе.

Оборудование:

  • картинки с видами транспорта,
  • физическая карта,
  • книга “Моя республика”,
  • табличка с примерами,
  • микрокалькулятор.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас игра “Сильное звено”.

Наш девиз: Нам нет преград.

2. Устный счёт. (таблички с примерами).

а) Учитель тратит на проверку одной тетради 5 минут. Сколько времени потребуется ему для проверки тетрадей, если в классе 24 ученика и каждый сдал учителю по 2 тетради. Результат вырази в часах.

Беседа.

Посмотрите результат. Каждый день учитель тратит только на проверку тетрадей столько времени, ещё подготовка к урокам занимает почти в 1,5-2 раза больше времени. Каждый учитель хочет научить своих учеников чему-то новому, нужному, полезному. Научить думать, искать и рассуждать. И как бывает обидно, когда он не находит понимания, когда его не слушают. Учитель – это одна из самых трудных, но самых важных профессий. Ведь учитель учит и воспитывает вас, будущих космонавтов, врачей, инженеров, певцов, тех кем вы хотите стать.

б) Комнату и кухню бабушка убрала за 50 минут, причём кухню она убирала на 20 минут дольше , чем комнату. Комнату внука бабушка убирала в 2 раза дольше , чем кухню. Сколько времени ушло на уборку комнаты внука?

Беседа.

Вы согласны с тем, что бабушка убирает комнату внука?

Почему?

Вы правы, он может помочь бабушке.

Кто из вас сам убирает свою комнату?

в) Вова с бабушкой возвращался с рынка. Бабушка несла тяжёлые сумки, а Вова весело бежал впереди и ел мороженое. Расстояние между рынком и домом 3 км. На сколько минут Вова пришёл домой раньше, если он шёл со скоростью 4 км/ч., а бабушка со скоростью 2 км/ч.?

Беседа.

Всё ли в поведении Вовы вам нравится?

Что не нравится?

Как при этом чувствовала себя бабушка?

Как вы думаете, легко ли быть взрослым? Почему ?

Да, взрослые могут пойти с тобой в цирк, подарить щенка, они пекут хлеб, шьют одежду, кормят вас, строят дома и заводы, преподают в школе, добывают газ….

А я вам скажу, что взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать всё. Вы это поймёте, когда вырастите. А пока знайте, что взрослые очень нуждаются в вашем внимание и заботе. Найдите потерянные очки, платок, тапочки. Помогите унести сумку. Таких маленьких обычных дел очень много и в каждом из них, словно невидимый огонёк, спрятана ваша доброта.

г) Лесник на расстоянии 100 метров увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера прежде, чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/сек., а браконьеру понадобится 25 сек. чтобы выстрелить?

Беседа.

Кого называют браконьером? Да людей, которые незаконно убивают животных. Они охотятся в местах, где охота запрещена. В основном это заповедники, заказники, где люди охраняют животных. Находящихся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему некоторые животные исчезли? Не будем уподобляться таким людям , а станем защитниками животного и растительного мира нашей планеты, ведь только благодаря ему мы можем жить.

д) С одного цветка на другой, расстояние между которыми 30 км. со скоростью 3 км/сек. летела божья коровка . за сколько секунд долетела бы божья коровка до цветка, если бы школьник Вася не поймал её для своей коллекции?

Беседа.

в жизни нас окружает удивительный мир живой природы. Мы видим вокруг себя чудесные цветы, пёстрых бабочек, голосистых птиц, различных зверюшек. Сколько радостей дарит нам этот мир- цветы радуют глаз, птицы – слух. Закрой на минуту глаза и представь себе, что всё это исчезнет. Мир станет серым, мрачным , безжизненным. А теперь поговорим о задаче. Можно ли лишать жизни насекомых только за то , чтобы они стали украшением коллекции? Так давайте же бережно относиться к природе.

(Вывод : Таким образом , недостаток эмоционально – нравственного развития учащихся в какой-то мере может компенсироваться за счёт решения задач определённого содержания и проведения по тексту кратких бесед.)

3. – Назовите величины в задачах на движение. (устно).

  • Что такое S, V, t ?
  • как найти расстояние?
  • Как найти скорость?
  • Как найти время?

Составь свою задачу на движение по формуле:

1 ряд S = V x t .

2 ряд V = S x t.

3 ряд t = S : V

Кто закончил, поднимите красный квадрат.

( На доске различные виды транспорта).

Пешеход Машина Олень
V = 12 км/ч. V = 15 км/ч V = 30 км/ч
V = 6 км/ч V = 200 км/ч V = 3 км/ч
V = 900 км/ч V = 70 км/ч V = 300 км/ч

Подчеркните правильный ответ.

4. Решение задач .

“Поезд шёл 6 часов со скоростью 120 км/ч. и 3 часа со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние он прошёл за всё время?

(Чертят таблицу и объясняют решение задачи).

5. Решение примеров с многозначными числами.

(на доске вагончики с примерами0.

этот поезд не простой, а с сюрпризом.

24845 х 2 40300 х 7 7020 х 9 12005 х 5
30704 х 6 24428 х 3 824 х 8 916 х 7
278000 – 16954 12006 – 8796 32109 – 348 63876 + 5482

6. Игровой момент.

Мудрая змея вас спрашивает, что она находила, если решила первую задачу так:

5 х 4 + 20 60 : 12 = 5 26 : 2 = 13
S = V x t t = S : V V = S : t

Дракончик спрашивает:

Чтобы найти уменьшаемое надо:

а) множитель умножить на делимое
б) к вычитаемому прибавить разность
в) к прилагательному прибавить 1 слагаемое.

Чтобы найти неизвестный множитель, надо:

а) делимое разделить на известный множитель.
б) известный множитель умножить на произведение.
в) произведение разделить на известный множитель.

X x 2 = 8

Чтобы найти вычитаемое, надо:

а) от уменьшаемого вычесть разность
б) от суммы вычесть уменьшаемое
в) к уменьшаемому прибавить разность.

260 - x = 240

7. Решение уравнений у доски и в тетрадях.

7 х Х =84 Х – 320 = 600 540 – Х = 280

8. Геометрический материал.

– К нам на урок буквально прорвался будущий хозяин праздника, который приближается. Кто это? ( Клоун).

Он ставит условие: Пущу на Новогодний карнавал только тех, кто увидит на этих чертежах четырёхугольники и прямоугольники. Чем они отличаются, выпиши их названия.

И задание для самых умных6

К как с помощью пяти цифр 5 и знаков действий записать число 100?

(5+5+5+5+5) х 5 = 100

9. Итог урока. Д/З.

Был полезен наш урок?

Что запомнилось больше всего?

Что успели повторить и закрепить?

Кто оказался самым сильным звеном?