Интегрированный урок по ИЗО и музыке по теме "Фантастические силуэты превратим в декоративные образцы"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: открытый интегрированный урок.

Цели и задачи:

  • развитие у ребенка воображения, способности к образному мышлению;
  • введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий;
  • научить видеть в формах окружающей действительности – сюжеты для собственных рисунков;
  • превращать силуэтную зарисовку в интересные образы существующих и не существующих животных, птиц и т. д.;
  • способствовать умению анализировать и оценивать рисунки с художественно-эстетических позиций.

Методы и приёмы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический (рисование).

Оснащение кабинета:

  • магнитофон;
  • наглядные пособия;
  • заготовки форм для работ по изобразительному искусству;
  • репродукции картин художников.

Материалы:

  • альбомы А4;
  • гуашь черная;
  • фломастер черный;
  • карандаш;
  • ластик.

Музыкальный ряд: подборка из мультипликационных фильмов.

Тема занятия: «Фантастические силуэты превратим в декоративные образы».

Эпиграф: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». (Рамис да Пареха)

Репродукции художников мультипликаторов журналы: «Мурзилка», «Ёралаш».

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в новый материал
  3. Практическая часть
  4. Обсуждение работ
  5. Подведение итогов занятия.

Материал занятия.

Учитель: - На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся и выполним интересное задание: превратим силуэтную зарисовку в декоративный образ. Но вначале вспомним, что такое силуэт и декоративный образ в искусстве. Какими средствами добиться передачи?

Вариант ответа: - Графическое, плоскостное изображение называется силуэтом.

Учитель: - Декоративный образ – упрощённый, схематичный вид передачи информации. Художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, декорированы, украшены орнаментом. Например: посуда, одежда, украшения, игрушки и т.д.

Все предметы, окружающие нас, должны быть не только практичны, но и красивы.

Вопрос ученикам: - Вспомните, пожалуйста, какие вещи у вас декоративны, чем украшен ваш дом?

Вариант ответа: - Одежда, покрывала, подушки, панно, картины декоративного характера, посуда, обои и.т. д.

Учитель: - Художники, пропуская через своё художественное воображение элементы природы, создают свой декор из растений, животных (стилизованных) геометрических фигур.

-А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?

Изобразительное искусство отражает действительность в графике и в цвете, музыка отражает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами. -Что же объединяет эти виды искусства?

Образная природа. Искусство создаёт образную картину мира. Сегодня мы увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства.

Вопрос ученикам: Как вы думаете, что является главным предметом изображения в мультипликационном искусстве? Может быть, вам помогут ответить на этот вопрос эти репродукции? (просмотр репродукций из журнала «Ералаш» и «Мурзилка»)

Вариант ответа: Образ мультипликационного героя.

Вопрос ученикам: Что ещё объединяет эти репродукции?

Вариант ответа: Изображены фантазийные персонажи.

Учитель. Здесь изображены мультипликационные персонажи, значит, мы будем работать с фантазийными образами.

Сегодня вы будете в роли художника-фантазёра. Перенесёмся в мир грёз и фантазий. И создадим свой, неповторимый образ. Попробуем «оживить», вдохнуть жизнь в заготовку выбранную вами.

Задание:

  1. Представьте, что вы – художники-мультипликаторы и вам надо создать мультфильм. Первым делом надо подобрать героев и нарисовать их образ. Для этого у вас есть: 1. заготовка и 2. ваша фантазия. Используйте элементы декора (орнаменты) геометрического или растительного.
  2. Включите своё воображение, пофантазируйте. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений. Появится масса возможностей проявить свои творческие способности в изготовлении авторского образа.
  3. Подумайте, каким будет ваш герой?
  4. Можете дать ему имя, например: сюсипусик гребешковый, манмарончик клыкастый, лямурик длиннохвостый, мурлыкотам и т.д.
  5. Я предлагаю вам несколько вариантов разных форм заготовок. Вы выбираете понравившуюся заготовку и, обрисовав её на лист, начинаете создавать декоративный образ того, что в этой форме скрыто на ваш взгляд. Посмотрите, с какой стороны интереснее смотрится ваша форма.

Ребята начинают работать.

Включаю музыку. В процессе работы подхожу к ребятам, и мы обсуждаем некоторые моменты работы. По завершению работы (времени) предлагаю выставить на мольбертах свои работы. Организуем выставку и обсуждение рисунков ребят.

Учитель: - Скажите, какие образы вам понравились? Почему?

(Ученики называют удачные находки в рисунках) (Приложение 1)

Учитель: - Давайте рассмотрим другие работы. Может быть они немного недотянуты? Предлагаю подумать, как можно на ваш взгляд изменить рисунок? Вопрос: - Согласен ли с этим автор или он видит именно так, как его нарисовал. Обратите внимание на свои рисунки и рисунки своих одноклассников. Все они разные, по своему интересные и красивые. Каждый из вас создал свой неповторимый художественный образ.

  1. Те работы, которые мы не обсудили, рассмотрим их на следующем уроке.
  2. Ребята, понравился ли вам наш фантазийный урок? Какие были трудности, в чём они. Идет небольшое обсуждение.

Мы надеемся этот урок вам понравился.

Домашнее задание: Продумайте сюжет вашего мультфильма, историю для своего героя. Какой он по характеру? Какие у него друзья? Может быть, мы с вами создадим на следующем уроке свой мультфильм.

Всем спасибо за работу!

Вид урока: Занятие – фантазирование.