Тип урока: открытый интегрированный урок.
Цели и задачи:
- развитие у ребенка воображения, способности к образному мышлению;
- введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий;
- научить видеть в формах окружающей действительности – сюжеты для собственных рисунков;
- превращать силуэтную зарисовку в интересные образы существующих и не существующих животных, птиц и т. д.;
- способствовать умению анализировать и оценивать рисунки с художественно-эстетических позиций.
Методы и приёмы:
- словесный
- наглядный
- практический (рисование).
Оснащение кабинета:
- магнитофон;
- наглядные пособия;
- заготовки форм для работ по изобразительному искусству;
- репродукции картин художников.
Материалы:
- альбомы А4;
- гуашь черная;
- фломастер черный;
- карандаш;
- ластик.
Музыкальный ряд: подборка из мультипликационных фильмов.
Тема занятия: «Фантастические силуэты превратим в декоративные образы».
Эпиграф: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». (Рамис да Пареха)
Репродукции художников мультипликаторов журналы: «Мурзилка», «Ёралаш».
План урока.
- Организационный момент.
- Введение в новый материал
- Практическая часть
- Обсуждение работ
- Подведение итогов занятия.
Материал занятия.
Учитель: - На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся и выполним интересное задание: превратим силуэтную зарисовку в декоративный образ. Но вначале вспомним, что такое силуэт и декоративный образ в искусстве. Какими средствами добиться передачи?
Вариант ответа: - Графическое, плоскостное изображение называется силуэтом.
Учитель: - Декоративный образ – упрощённый, схематичный вид передачи информации. Художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, декорированы, украшены орнаментом. Например: посуда, одежда, украшения, игрушки и т.д.
Все предметы, окружающие нас, должны быть не только практичны, но и красивы.
Вопрос ученикам: - Вспомните, пожалуйста, какие вещи у вас декоративны, чем украшен ваш дом?
Вариант ответа: - Одежда, покрывала, подушки, панно, картины декоративного характера, посуда, обои и.т. д.
Учитель: - Художники, пропуская через своё художественное воображение элементы природы, создают свой декор из растений, животных (стилизованных) геометрических фигур.
-А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?
Изобразительное искусство отражает действительность в графике и в цвете, музыка отражает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами. -Что же объединяет эти виды искусства?
Образная природа. Искусство создаёт образную картину мира. Сегодня мы увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства.
Вопрос ученикам: Как вы думаете, что является главным предметом изображения в мультипликационном искусстве? Может быть, вам помогут ответить на этот вопрос эти репродукции? (просмотр репродукций из журнала «Ералаш» и «Мурзилка»)
Вариант ответа: Образ мультипликационного героя.
Вопрос ученикам: Что ещё объединяет эти репродукции?
Вариант ответа: Изображены фантазийные персонажи.
Учитель. Здесь изображены мультипликационные персонажи, значит, мы будем работать с фантазийными образами.
Сегодня вы будете в роли художника-фантазёра. Перенесёмся в мир грёз и фантазий. И создадим свой, неповторимый образ. Попробуем «оживить», вдохнуть жизнь в заготовку выбранную вами.
Задание:
- Представьте, что вы – художники-мультипликаторы и вам надо создать мультфильм. Первым делом надо подобрать героев и нарисовать их образ. Для этого у вас есть: 1. заготовка и 2. ваша фантазия. Используйте элементы декора (орнаменты) геометрического или растительного.
- Включите своё воображение, пофантазируйте. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений. Появится масса возможностей проявить свои творческие способности в изготовлении авторского образа.
- Подумайте, каким будет ваш герой?
- Можете дать ему имя, например: сюсипусик гребешковый, манмарончик клыкастый, лямурик длиннохвостый, мурлыкотам и т.д.
- Я предлагаю вам несколько вариантов разных форм заготовок. Вы выбираете понравившуюся заготовку и, обрисовав её на лист, начинаете создавать декоративный образ того, что в этой форме скрыто на ваш взгляд. Посмотрите, с какой стороны интереснее смотрится ваша форма.
Ребята начинают работать.
Включаю музыку. В процессе работы подхожу к ребятам, и мы обсуждаем некоторые моменты работы. По завершению работы (времени) предлагаю выставить на мольбертах свои работы. Организуем выставку и обсуждение рисунков ребят.
Учитель: - Скажите, какие образы вам понравились? Почему?
(Ученики называют удачные находки в рисунках) (Приложение 1)
Учитель: - Давайте рассмотрим другие работы. Может быть они немного недотянуты? Предлагаю подумать, как можно на ваш взгляд изменить рисунок? Вопрос: - Согласен ли с этим автор или он видит именно так, как его нарисовал. Обратите внимание на свои рисунки и рисунки своих одноклассников. Все они разные, по своему интересные и красивые. Каждый из вас создал свой неповторимый художественный образ.
- Те работы, которые мы не обсудили, рассмотрим их на следующем уроке.
- Ребята, понравился ли вам наш фантазийный урок? Какие были трудности, в чём они. Идет небольшое обсуждение.
Мы надеемся этот урок вам понравился.
Домашнее задание: Продумайте сюжет вашего мультфильма, историю для своего героя. Какой он по характеру? Какие у него друзья? Может быть, мы с вами создадим на следующем уроке свой мультфильм.
Всем спасибо за работу!
Вид урока: Занятие – фантазирование.