Цели:
- Сформировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц;
- Развить воображение, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира, обобщить опыт работы с литературными героями.
Оборудование: картинный план произведения, рисунок с изображением лягушки (рисовали на уроке ИЗО), карточки, на которых перечислены черты характера, музыкальное сопровождение (аудио).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Составление сюжетной линии произведения с помощью картинного плана, выявления двух кульминационных моментов.
На доске:
- схема сюжетной линии произведения
- картинный план из детских рисунков (Приложение № 1)
Учитель. Посмотрите на диаграмму, составленную по произведению. Давайте вспомним, когда в сказке, по вашему мнению, действие достигало наивысшего напряжения? Я выбрала из ваших работ наиболее выразительные рисунки, отражающие главную мысль каждой части. Вспомните, что вы узнали о лягушке из первой части?
Учащиеся высказывают свое мнение о жизни лягушки в болоте:
- лягушка рассуждала о том, как хорошо жить в болоте.
- ей нравится жить в своем болоте.
- она нежилась…
- она сожалела, что не может громко квакать.
Учитель (обобщает ответы учащихся). Но вот что-то произошло. Посмотрите на следующий рисунок
Учащиеся рассказывают о встрече лягушки с утками.
Учитель. Давайте посмотрим, как передали эту встречу девочки.
Сценка «Встреча лягушки с утками» (Приложение № 2) (Данный видеоролик вы сможете получить, обратившись, непосредственно к автору данной статьи)
Какой вам показалась лягушка в изображении Сони?
Ответы учащихся:
- довольна сама собой;
- жизнерадостная;
- хвастливая.
Далее аналогично кратко вспоминается главная мысль каждой части.
2. Сообщение темы урока. Составление рассказа о лягушке.
На доске план:
- Вступление. Жизнь лягушки в болоте.
- Основная часть. Черты характера лягушки.
- Заключение. Твое отношение к лягушке.
Учитель. Как вы думаете, что будет главным в нашем рассказе? (Выяснить, что помешало лягушке улететь на юг.)
3. Работа по составлению характеристики героя.
На доске рисунок с изображением лягушки (Приложение № 3)
Учитель. Вот такой видит лягушку автор этого рисунка. Наша задача составить рассказ о лягушке, подтверждая словами текста.
а) Работа в паре. (Звучит спокойная мелодичная музыка)
У каждого на парте рисунок с изображением лягушки и таблица с чертами характера. (Приложение № 4).
Ученики выбирают, подходящие для лягушки черты характера, выписывают их и находят доказательства в тексте. Затем обмениваются работой с соседом по парте, добавляют недостающие черты характера.
б) Выборочное чтение.
Ученики. Называют черту характера, подтверждают словами текста:
- находчивая;
- жизнерадостная;
- изобретательная;
- гордая;
- хвастливая;
- любопытная;
- смелая;
- любознательная;
- мечтательная.
Карточки с чертами характера прикрепляются на доску рядом с рисунком (Приложение № 5).
в) Составление рассказа о лягушке по плану.
(Особо обращается внимание на 3 часть плана - отношение детей к лягушке.)
4. Подведение итога урока.
Учитель. Так какая же, по вашему мнению, самая главная черта характера?
Мнения детей:
- умная;
- смешная;
- хвастливая;
- гордая и т.д.
Учитель. Почему не состоялось путешествие лягушки?
Как вы считаете, какая пословица отражает главную мысль сказки?
На доске таблички с пословицами:
- Смелость города берет.
- Хвастовство само себя наказывает.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
(Выслушиваются мнения детей.)
Учитель уточняет, корректирует умозаключения учеников, делает обобщение.
5. Домашнее задание.
Учитель. Когда вы дома будете составлять рассказ о лягушке, подумайте, что хотел сказать В.М. Гаршин своей сказкой? Чему нас учит эта сказка?