Цели:
- выведение и применение правила написания слов с непроизносимыми согласными;
- формирование умения проверять написание лов с непроизносимыми согласными;
- развитие логического мышления и мыслительных операций анализа и синтеза.
Ход урока
1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
Минутка чистописания.
Спишите буквы по образцу:
- Вв Дд Лл Тт
Дорогá ложка к_обеду. (выделите и назовите орфограммы).
-В какой части слова находятся эти орфограммы?
-Мы познакомимся с еще одной орфограммой в корне, с какой- вы назовете сами, но немного позже.
Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.
1.
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются…(бумажки)
2.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый…(хлеб)
3.
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
-Боимся мы щекотки
Сапожной строгой …(щетки)
4.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук…(сердце).
5.
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?...(ёж).
-На какую орфограмму все записанные слова?
-Объясните правописание парной согласной в корне слова.
2. Усвоение нового.
-Нет ли среди этих слов лишнего? (сердце).
-Что за орфограмма в слове сердце?
-Составьте транскрипцию слова сердце - [с'эрцэ].
-Почему звуков меньше чем букв? (один звук не произносится)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
-Давайте выясним, какие согласные не произносятся (с. 110 упр. 294).
-Прочитайте правило (с.111).
-Какие буквы мы прописали в начале урока? (буквы, которые обозначают непроизносимые согласные).
Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы; а может быть эту согласную можно проверить?
Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы выбрать верный вариант записи слова:
1 гр.
[изв'эсный']
- извесный -
- известный –
[усный']
- усный -
- устный –
2 гр.
[капусный']
- капустный -
- капусный –
[св'иснуть ']
- свиснуть -
- свистнуть –
3 гр.
[позн'ий']
- поздний -
- позний -
[зв'озный']
- звёзный -
- звёздный –
4 гр.
[м'эсный']
- месный -
- местный -
[уч'асн'ик]
- участник -
- учасник -
(Вопросы на понимание к каждой группе)
Коллективное определение способа проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова:
Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после этих согласных стоял гласный.
3. Первичная проверка.
Сопоставление выведенного способа с данным учителем образцом.
-Записать слово и подобрать к нему проверочное:
- хвастливый-…
-Вернемся к слову сердце.
-Объясните правописание непроизносимой согласной в корне этого слова
-Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в группах.
4. Итог.
-Чему учились на уроке?
-Что поможет вам правильно писать слова с непроизносимыми согласными?
- Расскажите правило проверки непроизносимой согласной в корне слова?
-Как вы справились с работой в группах?
-Как работала ваша группа?
-Пусть каждый оценит свою работу на уроке: обозначьте флажком, до какого места каждый из вас взобрался на гору успеха.
-Достигли ли вы цели? Почему?
5. Домашнее задание:
-Придумать и записать 5 слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
-Подобрать к ним проверочные слова.