План-конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • выведение и применение правила написания слов с непроизносимыми согласными;
  • формирование умения проверять написание лов с непроизносимыми согласными;
  • развитие логического мышления и мыслительных операций анализа и синтеза.

Ход урока

1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

Минутка чистописания.

Спишите буквы по образцу:

  • Вв Дд Лл Тт

Дорогá ложка к_обеду. (выделите и назовите орфограммы).

-В какой части слова находятся эти орфограммы?

-Мы познакомимся с еще одной орфограммой в корне, с какой- вы назовете сами, но немного позже.

Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.

1.

Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются…

(бумажки)

2.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый…

(хлеб)

3.

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
-Боимся мы щекотки
Сапожной строгой …

(щетки)

4.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук…

(сердце).

5.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?...

(ёж).

-На какую орфограмму все записанные слова?

-Объясните правописание парной согласной в корне слова.

2. Усвоение нового.

-Нет ли среди этих слов лишнего? (сердце).

-Что за орфограмма в слове сердце?

-Составьте транскрипцию слова сердце - [с'эрцэ].

-Почему звуков меньше чем букв? (один звук не произносится)

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

-Давайте выясним, какие согласные не произносятся (с. 110 упр. 294).

-Прочитайте правило (с.111).

-Какие буквы мы прописали в начале урока? (буквы, которые обозначают непроизносимые согласные).

Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы; а может быть эту согласную можно проверить?

Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы выбрать верный вариант записи слова:

1 гр.

[изв'эсный']

  1. извесный -
  2. известный –

[усный']

  1. усный -
  2. устный –

2 гр.

[капусный']

  1. капустный -
  2. капусный –

[св'иснуть ']

  1. свиснуть -
  2. свистнуть –

3 гр.

[позн'ий']

  1. поздний -
  2. позний -

[зв'озный']

  1. звёзный -
  2. звёздный –

4 гр.

[м'эсный']

  1. месный -
  2. местный -

[уч'асн'ик]

  1. участник -
  2. учасник -

(Вопросы на понимание к каждой группе)

Коллективное определение способа проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова:

Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после этих согласных стоял гласный.

3. Первичная проверка.

Сопоставление выведенного способа с данным учителем образцом.

-Записать слово и подобрать к нему проверочное:

  • хвастливый-…

-Вернемся к слову сердце.

-Объясните правописание непроизносимой согласной в корне этого слова

-Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в группах.

4. Итог.

-Чему учились на уроке?

-Что поможет вам правильно писать слова с непроизносимыми согласными?

- Расскажите правило проверки непроизносимой согласной в корне слова?

-Как вы справились с работой в группах?

-Как работала ваша группа?

-Пусть каждый оценит свою работу на уроке: обозначьте флажком, до какого места каждый из вас взобрался на гору успеха.

-Достигли ли вы цели? Почему?

5. Домашнее задание:

-Придумать и записать 5 слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

-Подобрать к ним проверочные слова.