Тип урока: Сообщение нового материала.
Форма проведения урока: традиционная.
Задачи урока.
1. Образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного, добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных.
2. Воспитательные:
- прививать любовь к русскому языку;
- воспитывать активную личность.
3. Развития:
- развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- развивать речь, орфографическую зоркость;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать познавательную активность учащихся.
Оснащение урока: таблица «Родовые окончания имен прилагательных», краткая запись – схема правила, карточки для самостоятельной работы, картина зимнего леса, снежинка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прочитайте тему нашего урока.
Связь имен прилагательных с именами существительными.
- Отгадайте, какое время года к нам пришло на урок?
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки?(Зима)
II. Чистописание.
- Закроем глаза и шепотом произнесем слово «зима».
- Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно).
- Но вот открываем глаза и видим:
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала.(Снежинка)
-Какая буква русского алфавита больше похожа на снежинку? (снежинка)
(Дети записывают с комментированием, объясняют орфограммы, разбирают по составу).
III. Повторение ранее изученного материала.
- Какие бывают снежинки? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имена прилагательные)
Дети работают по вопросам:
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- С какой частью речи употребляется?
- Чем является в предложении?
- Для чего используется в нашей речи?
IV. Актуализация опорных знаний.
- Итак, с приходом зимы к нам прилетели снежинки.
- Что же они делают? (Летают, кружатся, падают, ложатся, плавно танцуют в воздухе, опускаясь на землю).
- Во что же превращаются снежинки на земле? (В снег)
1. Запись под диктовку.
Зимний лес.
После метели лес стоял красивый и удивительный. Маленькие елочки занесло снегом. На макушке сосен пышная снежная шапка. Белая береза блестит на солнце. Красиво в лесу!
2. (Работа по таблице «Родовые окончания имен прилагательных»).
- Подчеркните в тексте имена прилагательные волнистой линией.
- Определите род и число имени прилагательного. Как узнали?
- У каких прилагательных род узнать нельзя?
V. Работа над основной целью урока. ФНЗ.
1. Найдите в тексте имена существительные, к которым относятся эти прилагательные.
Определите род и число этих имен существительных.
- Что заметили?
2. Сделайте вывод.
Вывод.
Имена существительные и зависимые от них имена прилагательные стоят в одном и том же числе и роде.
- Как называются такие пары слов? (Словосочетания)
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
3. Упр. 16, с. 9.
После устного разбора – запись текста.
- предложение – с комментированием на доске,
- предложение – I в.,
- предложение – II в.
4. Работа с правилом (с. 9).
(На доске вывешивается краткая запись – схема правила).
VI. ФНН (Формирование навыков написания).
Загадка. (Записана на доске)
Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.(Зима)
- Выпишите словосочетания. Определите род, число, падеж имени прилагательного.
- Придумайте к слову – отгадке еще прилагательные. Выделите окончания именприлагательных. Почему они именно такие?
VII. Самостоятельная работа.
1-й уровень.
Вставить подходящие имена прилагательные. Определить их число, род, падеж.
Пришла _____________ зима. Стоят ______________ морозы.
Земля покрылась ____________ снегом. Стоит _______________ лес.
______________ мороз сковал воду на реке.
2-й уровень.
Выпишите словосочетания сущ. + прил. Определите число, род, падеж имен прилагательных.
Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой.
3-й уровень.
Определите число и род имен прилагательных.
- морозный воздух;
- ледяная гора;
- зимнее солнце;
- снежные горы;
- морозным воздухом.
VIII. Творческая работа.
- Обогати текст «красивыми» словами. (Картина зимнего леса)
Запись на доске.
Вот и пришла зима.
Снег покрыл землю.
В лесу тихо.
Хлопья снега лежат на деревьях.
- Какой заголовок мы можем подобрать ко всем записанным сегодня предложениям, если их объединить в единый текст? (Идет зима).
IX. Итог урока.
- Ребята, зима у вас хочет спросить, что вы учились делать на уроке?
X. Домашнее задание.
Упр. 18, с. 10.