Одним из факторов, определяющих наилучшее усвоение программного материала, является использование разнообразных методов обучения. В этой работе представлен пример использования деловой игры “Создание фирмы” в учебной группе “Оператор ПК”.
Деловая игра, как метод обучения, позволяет обучающимся получить новые знания при моделировании определенной жизненной ситуации. Участие в поиске решения конкретной, практически важной задачи вызывает у обучающих положительный эмоциональный настрой: осознание воспитанниками своих возможностей, радость овладения более совершенными формами деятельности, чувство удовлетворенности при достижении успеха. Также обучающиеся, помимо овладения необходимым материалом по информатике, могут попробовать себя в той или иной профессии.
Занятие рассчитано на обучающихся 15-17 лет.
На предыдущем занятии необходимо провести подготовительную работу: познакомить с правилами игры, проговорить основные понятия, используемые в ходе игры. Разработкой и подготовкой деловой игры занимается педагог. На текущем занятии педагог напоминает правила игры.
Цель занятия: закрепление и обобщение знаний по темам “Электронная таблица Excel”, “Текстовый редактор Word”.
Задачи занятия:
- Обобщение и систематизация знаний;
- Развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся;
- Воспитание у обучающихся самостоятельности, ответственности за свои действия, умения работать в коллективе.
Предполагаемые результаты:
- Развитие интереса к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы.
- Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся.
- Мотивация познавательной активности через осознание обучающимися своей значимости в образовательном процессе.
Форма проведения занятия: деловая игра.
Форма организации образовательной деятельности: групповая
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практикум.
Средства обучения:
- компьютеры;
- карточки с заданиями;
- карточки–таблички “название должности” для каждого обучающегося
- прайс-листы;
- журналы “Работа, зарплата”, “Товары, услуги”.
План занятия:
- Организационный момент - 2мин
- Повторение знаний – 5 мин
- Знакомство обучаемых с правилами игры – 3 мин
- Деловая игра “Создание фирмы” - 25 мин
- Рефлексия – 5 мин
- Подведение итогов занятия – 5 мин
I. Организационный момент.
Сегодня, мы проводим обобщающее занятие по темам “Табличный процессор Excel” и “Текстовый редактор Word”. Это занятие пройдет в форме деловой игры “Создание фирмы”. Вы должны показать все знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих занятиях, проявить творческую активность, внимательность; научиться работать в коллективе.
II. Устный опрос для проверки уровня подготовленности обучающихся (опрос проводится по карточкам следующего вида).
№ вопроса | Вопрос | Предполагаемый ответ |
1 | Для чего нужна программа Excel? | Для создания таблиц, графиков и диаграмм. |
2 | Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? | С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов. |
3 | При помощи какой команды можно построить диаграммы и графики в Excel? | С помощью кнопки вызова “ Мастер диаграмм”. |
4 | Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? | Ввести знак “+”, затем активировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы. |
5 | Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? | Нужно установить курсор на нижнем правом маркере и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне. |
III. Знакомство обучающихся с правилами игры
1 этап. Наше занятие проведем в форме деловой игры. Давайте представим, что все вы – работники фирмы. Педагог выступает в роли “банка” и предлагает ссуду для создания фирмы с 10 % годовых. Задача фирмы - правильно распределить кредитные средства, подготовить всю документацию (финансовую, отчетную), необходимую для жизнедеятельности фирмы, зарегистрировать фирму и получить расчетный счет в банке.
2 этап. Обучающиеся создают фирму, объединяясь в группы по 8-10 человек..
Выбирают президента, главного бухгалтера, секретаря-референта, коммерческого директора, менеджера по рекламе, менеджера персонала, мастера-технолога, сотрудников.
3 этап. Обучающиеся придумывают название своей фирмы, определяются с видом деятельности фирмы и знакомятся с пакетом документов, необходимых для жизнедеятельности фирмы.
4 этап. Президент фирмы координирует работу фирмы, определяет производственные задания сотрудникам фирмы, которые они выполняют на своих рабочих местах за компьютерами:
- секретарь-референт составляет список сотрудников (образец 1(выполняется в “Текстовом редакторе Word”));
- менеджер по рекламе разрабатывает фирменный знак (рекламу) фирмы;
- менеджер персонала печатает визитные карточки для сотрудников фирмы (образец 2(выполняется в “Текстовом редакторе Word”));
- сотрудники заполняют бланки лицевых счетов о приемке товаров и т.д., (образцы 3-4(выполняются в “Электронной таблице Excel”));
- бухгалтер ведет финансовую документацию (образец 5(выполняется в “Электронной таблице Excel”)).
5 этап.
На этом этапе президент выслушивает отчеты о проделанной работе каждого сотрудника и представляет расчетный счет фирмы для банка (образец 6(выполняется в “Электронной таблице Excel”)).
IV. Рефлексия. Обучающиеся проговаривают основные этапы создания фирмы; деятельность, которой занимался каждый из сотрудников фирмы.
V. Итог занятия. Педагог подводит итог: насколько слажено сработала фирма, удается ли ее зарегистрировать и создать расчетный счет в банке.
Литература, используемая при подготовке занятия:
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.
- Платов В.Я. Деловые игры, разработка, организация и проведение: учебник. - Москва:, 1991. - 192с.
- Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Метод. пособие / В.И. Матирко; В.В Поляков, Под. ред. В.И. Матирко. - М: Высшая школа, 1991. -255с
- Прутченков АС, Райзберг Б.А, Шемякин Б.П. Рынок? Рынок... Ура! Рынок!: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов. – М.: Новая школа, 1994.- 64с.