Цели:
Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений.
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, коллективизм.
Развивать навыки постановки химического эксперимента, наблюдений, формулирования выводов.
Оборудование: набор кислот, реактивы для изучения свойств кислот, карточки-задания, карточки с индивидуальными домашними заданиями, слайды “Неорганические кислоты”, компьютер, приставка мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент. реакция не идёт
II. Актуализация знаний.
Вопрос: какие вещества относятся к классу кислот? (ответы учащихся, слайд №1 для проверки ответа)
Задание1: из приведенных формул выпишите формулы кислот: HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.Назовите выписанные кислоты (слайд №2)
Задание2: Изучите таблицу 10 на стр. 157 учебника. По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД (слайд №3).
Задани3е: Из приведенных формул веществ: KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3 выпишите формулы кислот в таком порядке: а) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты; б) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты (работа в тетради с проверкой на слайде №4).
III. Формирование новых ЗУН.
Работа в группах по выявлению свойств неорганических кислот:
1-ая группа – соляная кислота;
2-ая группа – серная кислота;
3-я группа – фосфорная кислота;
4-ая группа – азотная кислота.
1. Сообщения о физических свойствах изучаемых кислот (1 учащийся от группы по заранее предложенному заданию).
2. Изучение основных химических свойств кислот – лабораторная работа.
1) Изучение изменения цвета индикаторов в кислой среде.
Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 1 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.
а) HCl = H+ + Cl-,
б) H2SO4= 2H+ + SO42-
в) HNO3 = H+ + NO3-,
г) H3PO4 = H+ + Н2 PО4 -
Н2РО4- = Н+ + НРО42-
НРО42- = Н+ + РО43-
(диссоциация фосфорной кислоты протекает ступенчато)
Вывод: в кислой среде лакмус становится красным, метиловый оранжевый - разовый, фенолфталеин - остается бесцветным. Эти изменения обусловлены наличием в растворе протонов водорода Н+(слайд №5).
2) Изучение отношения кислот к основаниям.
Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 2 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.
1.
HCl + NaOH = NaCl + H2O
H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl-
+ H2O
H+ + OH- = H2O;
2.
H2SO4 +2 NaO H = Na 2SO4 +
2H2O
2H+ + SO42- +2 Na +2OH- = 2Na+ + SO4
2- + 2H2O
2H+ + 2O H- = 2 H2O
3.
HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
H+ + NO3- + Na + + OH- = Na+
+ NO3 - + H2O
H+ + OH- = H2O;
4.
H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4+ 3H2O
3H+ + PO43- + 3Na + + 3OH- = 3Na+
+ PO43-+ 3H2O
3H+ + 3OH- = 3H2O
Вывод: кислоты вступают с основаниями в реакции нейтрализации (слайд №6).
3) Изучение отношения кислот к оксидам металлов.
Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 3 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.
1.
2HCl + CaO = CaCl2 + H2O
2H+ + 2Cl- + CaO = Ca2+ + 2Cl- + H2O
2H+ + CaO = Ca2+ + H2O;
2.
H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O
2H+ + SO42- + CaO = Ca2+ + SO4 2-
+ H2O
2H+ + CaO = Ca2++ H2O
3.
2 HNO3 + CaO = Ca(NO3)2 + H2O
2H+ + 2NO3- + CaO = Ca2+ + 2NO3
- + H2O
2H+ + CaO = Ca2+ + H2O;
4.
2H3PO4 + 3CaO = Ca3(PO4)2
+ 3H2O
6H+ + 2PO43- + 3CaO = Ca3(PO4)2
+ 3H2O.
Вывод: Кислоты вступают в реакции с оксидами металлов, образуя соль и воду. Реакция определяется наличием протона водорода (слайд №7).
4) Изучение отношения кислот к солям.
Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 4 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.
1.
2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2
2H+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- = 2Na+
+ 2Cl- + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2
2.
H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4
+ H2O + CO2
2H+ + SO42- + 2Na+ + CO32-
= 2Na+ + SO42- + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2
3.
2HNO3 + Na2CO3 =2 NaNO3 + H2O
+ CO2
2H+ + 2NO3- + 2Na+ + CO32-
= 2Na+ + 2NO3- + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2
4.
2H3PO4 + 3Na2CO3 =2 Na3PO4
+ 3H2O + 3CO2
6H+ + 2PO4 + 6Na+ + 3CO32- = 6Na+
+ 2PO43- + 3H2O + 3CO2
6H+ + CO32- = 3 H2O + 3CO2
Вывод: кислоты взаимодействуют с солями, образуя новую кислоту и новую соль. Реакции идут необратимо в случае образования газа или осадка (слайд №8).
Изучение отношения кислот к металлам.
Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 4 в карточке- задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.
1.
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
2H+ + 2Cl- + Zn0 = Zn2+ + 2Cl- + H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
HCl + Cu = реакция не идёт
2.
H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2
2H+ + SO42- + Zn0 = Zn2+ + SO4
+ H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
H2SO4 + Cu = реакция не идёт
3.
2HNO3 + Zn = Zn(NO3)2 + H2
2H+ + 2NO3- + Zn0 = Zn2+ + 2NO3-
+ H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
8HNO3 +3 Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
4.
2H3PO4 + 3Zn = реакция не идёт (
образуется нерастворимая соль)
H3PO4 + Cu = реакция не идёт (медь не
активный металл)
Вывод: растворимые кислоты реагируют с металлами до Н (кроме H2SO4(к), НNO3 (P), HNO3(к)), образуя растворимую соль и водород (слайд №9).
Общий вывод о химических свойствах кислот (слайд №10).
IV. Закрепление.
Работа в тетради с печатной основой с.52, упр.7
V. Домашнее задание.
§ 38 изучить,упр.4,5 выполнить письменно; выполнить индивидуальные задания.
Карточка-задание (для изучения новой темы).
1)В три пробирки прилейте по 1 мл выданной кислоты. В первую пробирку добавьте 3-4 капли лакмуса, во вторую – 3-4 капли метилового оранжевого, в третью – 1-2 капли фенолфталеина. Пронаблюдайте за изменениями. Составьте уравнение ЭД кислоты.
2) В пробирку прилейте 1 мл гидроксида натрия NaOH, затем 1 каплю фенолфталеина. Отметьте изменение окраски раствора. Приливайте, помешивая, кислоту до полного обесцвечивания раствора. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Что является результатом этой реакции?
3) В пробирку поместите 1 г оксида кальция СаО и прилейте 1-2 мл выданной кислоты. Что произошло с оксидом? Напишите молекулярное и ионные уравнения происходящей реакции. Что является результатом этого процесса?
4)В пробирку прилейте 1 мл кислоты и 1 мл карбоната натрия Na2CO3.Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионные уравнения происходящей реакции. Что является результатом этого процесса?
5)В одну пробирку поместите 1 гранулу цинка, в другую – меди. Прилейте Что является результатом этого процесса?в каждую пробирку по 1-му мл выданной кислоты. Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионные уравнения происходящей реакции.
Индивидуальные домашние задания.
Задание 1: из приведенных формул выпишите формулы кислот: HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.Назовите выписанные кислоты.
Задание 2: Изучите таблицу 10 на стр. 157 учебника. По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД.
Задании 3е: Из приведенных формул веществ: KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3 выпишите формулы кислот в таком порядке: а) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты; б) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты (работа в тетради с проверкой у доски).