В современной жизни невозможно представить себе популярную музыку без электромузыкальных инструментов. Эта музыка звучит везде: по телевидению, радио, в концертных залах, на сцене, дома.
Поэтому невозможно воспитать детей только на классической музыке, иначе уроки будут несовременными, неинтересными, но делать это нужно осторожно. Поэтому перед образовательными учреждениями возник вопрос о внедрении электромузыкальных инструментов, в частности синтезатора.
К тому же в школе, особенно сельской, где дети не имеют возможности посещать концертные залы, оперные театры, синтезатор становится необходимым техническим средством обучения для показа различных тембров инструментов, так как полезно накапливать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов для развития тембрового слуха.
Б.М.Теплов в своих исследованиях отмечал, что среди основных элементов музыкальных способностей – звуковысотного слуха и чувства ритма – роль тембрового слуха в музыкальном развитии не должна быть принижена: тембр позволяет детям воспринимать музыку во всём богатстве её красок и оттенков. В том числе, инструмент даёт возможность записать фонограммы, развить песенное творчество, музицировать.
Поэтому цель данной работы – показать способы применения синтезатора на уроках музыки в начальной школе, в частности в первых классах для развития у учащихся тембрового слуха.
Работа предполагает решение следующих задач:
- проанализировать литературу с целью поиска нужной информации. Анализ литературы позволил выявить свойства, особенности синтезатора, зная которые учитель может на уроке музыки в своём исполнении приблизиться к звучанию, задуманному композитором.
- проанализировать тематику, музыкальный материал, дидактические единицы программы “Музыка” Д.Б.Кабалевского. В результате анализа выделили, с какими музыкальными инструментами знакомятся учащиеся, какой номер голоса на синтезаторе подходит к данному инструменту.
- обработать нотные тексты программы;
- провести эксперимент, проанализировать и сделать выводы;
- составить методические рекомендации по использованию синтезатора в реализации программы Д.Б.Кабалевского в первом классе;
- разработать систему уроков с использованием синтезатора.
Проведён эксперимент для подтверждения гипотезы о повышении уровня слуха у детей через использование синтезатора. В результате чего разработана система уроков с использованием данного музыкального инструмента.
Участниками эксперимента являлись первые классы:
1 “А” класс – экспериментальная группа, 10
человек;
1 “Б” класс – контрольная группа, 10 человек.
Условия:
1 “А” класс – уроки с использованием
синтезатора;
1 “Б” класс – уроки с использованием
традиционных инструментов (фортепиано, баян).
В учебных пособиях нет системы заданий по выявлению развития тембрового слуха, поэтому в работе разработано только одно задание “Определи инструмент” (Приложение №1) и соответствующие критерии диагностики (Приложение №2).
Эксперимент проводился по трём этапам:
Проведя эксперимент, были построены диаграммы, из которых видно, что усвоение учебного материала при использовании синтезатора идёт на более высоком уровне, чем при использовании традиционных инструментов (фортепиано, баян), где на усвоение материала идёт больше времени.
Таким образом, синтезатор позволяет открывать интересные перспективы в различных областях музыкального воспитания и требует серьёзного педагогического осмысления. Но не следует заменять звучание “живых” инструментов синтезатором – фортепиано, баян, аккордеон и т.д. В основном синтезатор будет применяться при анализе инструментальной музыки (при показе тембров инструментов) и при обобщении тем четвертей (проведение музыкальных викторин, уроков – концертов).
Каждый педагог должен по – своему применить синтезатор на уроках музыки, придерживаясь учебных задач, музыкальных увлечений – своих и своих воспитанников. С ним каждый учитель откроет для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности.