Классный час для учащихся 4-х классов по реализации школьной программы "Этика и этикет" по теме "Культура общения"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить с понятием “жанра спора”,
  2. Hаучить употреблять некоторые речевые формы общения во время спора.
  3. Развивать умение доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать навыки культуры спора.

Ход занятия

1. Эмоциональный настрой, мотивация учащихся.

-Сегодня я приглашаю вас к разговору “Существует ли культура спора?”

-Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

-Кто любит сладкое – дотроньтесь до носа.

-Кто любит читать – кивните головой.

-Кто любит игру в шахматы – хлопните в ладоши.

-Кто любит макароны – поставьте палец к губам.

-Кто любит море - улыбнитесь.

-Кто любит сложные задачки решать – поднимите руки.

Вот мы какие разные.

2. Знакомство с жанром спора.

Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему. Но чтобы общаться и ни кого не обижать напрасно люди придумали особый порядок поведения, удобный для всех и назвали его – этикет.

Человек, соблюдающий этикет, приятен окружающим, с ним хотят общаться у него много друзей. Например, как принято согласно этикету поступить?

Девочка входит утром в класс, а там уже трое мальчиков. Кто должен первым поздороваться?

Кто-то сегодня признался уже, что любит решать сложные задачи. Тогда скажите, может ли человек съесть 1кг. мороженого? (обсуждение вопроса)

-Что мы сейчас делали? (спорили)

-Это хорошо или плохо?

Спор - это словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает свое мнение. А раз у каждого свае мнение, то с каких слов человек должен начинать свою речь во время спора?

(на доске появляется запись)

Я думаю…
По моему…
Мне кажется…

Используя эти слова, попробуй ответить на вопрос: надо ли утром завтракать? (Ответы детей)

(запись на доске дополняется)

Я думаю…
По моему…
Мне кажется…
То, что доказывается

Достаточно ли этого для спора? Чего не хватает? (доказательства)

(запись уточняется)

Я думаю…
По моему…
Мне кажется…
То, что доказывается
Доказательство

При помощи каких слов можно соединить то, что доказывается и доказательства?

(запись дополняется)

Я думаю…
По моему…
Мне кажется…
То, что доказывается
Потому что
Доказательство

3. Практическое применение схемы спора.

Мы составили схему выражения своей точки зрения. Используя ее, докажи соседу по парте: когда полезнее чистить зубы утром или вечером?

Кто пришел к одному мнению? У кого разные мнения? (заслушиваются доказательства)

Нередко в споре можно услышать такие выражения:

-Я думаю, что ты прав…

-Ты говоришь чепуху…

- Мне кажется, ты ошибаешься…

-Ты думаешь, когда говоришь?

-Я согласен с тобой.

-Ты что с приветом?

-Извини, я не могу с тобой согласиться.

-Давай подумаем вместе.

-Это каждый дурак знает.

- Какие из них на ваш взгляд использует вежливый человек?

 Спор- это “горячее” общение между говорящими . Как кипяток! Тронешь одного – он начинает бурлить и выкрикивать грубые, непонятные слова. А ведь только минуту назад был таким ласковым и вежливым.

Оказывается надо уметь спорить. Убеждать в своей правоте культурно не так-то просто.

Оцените предложенные вам правила спора, дополните своими.

(работа в группах, детям раздаются карточками с правилами спора)

4. Закрепление полученных знаний.

Правила спора:

1. Уважай собеседника, относись к нему доброжелательно и внимательно.

2. Относись терпимо к его мнению.

3. Всегда настаивай на своей точке зрения.

4. Не обижай собеседника насмешливым тоном.

5.

6.

(результаты работы одной из групп заслушиваются)

У кого есть дополнение к правилам этой группы?

Спорить можно без конца. Спор может закончиться ссорой – размолвкой, перебранкой. Культурно закончить спор помогут следующие фразы:

- С вами было интересно говорить, но я останусь при своем мнении.

- Вы привели убедительные доказательства. Я подумаю.

- Вы так убедительно доказывали свое мнение, что я соглашусь с вами.

5. Релаксация.

Мы много с вами говорили пора отдохнуть. Положите руки на стол, голову на ладони (звучит музыка для релаксации )

У кого хорошее настроение? Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Хорошего настроения стало больше. Спрячьте свое хорошее настроение в ладошки и подарите его тому, кому захотите, ведь когда человек дарит радость другим, вокруг становится больше добра и счастья.