Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений.
- Начать формирование знаний о функциях частей цветка.
- Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции.
- Развивать экологическое мышление учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство, продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: проблемный.
Оборудование, материалы и источники информации: интерактивная доска, ПК, CD “Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, слайды, изображения цветков, рабочие листы учащихся, оборудование для лабораторной работы (чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, пинцеты, лупы, цветки сенполии фиалкоцветной), выставка рисунков цветков, выполненных учащимися в качестве опережающего задания,
Ход урока
Актуализация знаний.
Мы закончили с вами изучение большой темы – “Вегетативные органы растений”. Сейчас повторим изученный материал (проводится полетное повторение по анимированному рисунку “Органы цветкового растения”, “Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”, рисунок проецируется на доску, работа проводится фронтально).
Давайте подведем итоги: какие органы называют вегетативными?
Эмоциональный катализатор.
Задание: разгадав кроссворд, мы получим название нашего сегодняшнего урока (демонстрация слайдов, приложение).
Наиболее крупная систематическая единица, объединяющая все растения.
Видоизменение подземного побега, характерное для ландыша, пырея и т.д.
Осевой орган растения, представляющий собой основание побега, несущий на себе листья, почки и т.д.
Орган воздушного питания растений, в нем происходит фотосинтез.
Стебель с почками и листьями.
Орган минерального питания растений.
Итак, мы получили тему сегодняшнего урока: ЦВЕТОК.
А приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как распускается цветок? Сейчас мы сможем увидеть это чудо. (Демонстрация видеофрагмент “Распускание цветка” (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, статья “Цветок”, видеофрагмент “Распускание цветка”).
Ученик зачитывает строки из поэмы В. Солоухина:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть раньше вы нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.
Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.
Демонстрация видеофрагмента “Цветение”, (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”).
Задачи урока:
Сегодня на уроке мы
Узнаем, какие органы растений называются генеративными
Изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием
Поговорим об охране цветущих растений и их значении
В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:
Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?
Какие части цветка самые главные?
Какое значение имеют цветы в жизни человека?
Можно ли собирать цветущие растения на букеты?
Проверка домашнего задания.
Вам было задано нарисовать дома ваш любимый цветок. Посмотрите, какая красивая у нас получилась выставка, каких только нет здесь цветов! И все они очень яркие, красивые. Кто хочет рассказать, какой он цветок нарисовал и какие его части изобразил? Какие части цветка вы считаете самыми главными? (высказывания учащихся).
А теперь мы с вами изучим строение цветка и узнаем, какие части цветка являются самыми важными на самом деле.
Объяснение нового материала: строение и функции частей цветка.
Демонстрация на доске анимированного рисунка “Строение цветка” (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”). Введение понятия “Генеративные органы”.
А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы. (Работа выполняется в парах).
Цель работы: изучить строение цветка.
Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
Инструкция:
Рассмотрите цветок под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.
Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:
Строение цветка ____________________________ | |
Части цветка | Число частей цветка |
Цветоножка | |
Цветоложе | |
Чашелистики | |
Лепестки венчика | |
Тычинки | |
Пестики |
Ответьте на вопросы (подчеркните нужный ответ):
Какой околоцветник у этого цветка – простой или двойной?
Какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная?
Какой венчик – раздельнолепестный или сростнолепестный?
Рассмотрите под лупой тычинки. Из каких частей они состоят? Что образуется в пыльниках? Какова их функция?
Внимательно рассмотрите под лупой пестик. Из каких частей он состоит? Что образуется из семяпочек?
Заполните таблицу:
Строение андроцея | Строение гинецея |
Тычинка состоит из: _______________ _______________ |
Пестик состоит из: 1. _________________ 2. _________________ 3. _________________ |
Какие части цветка называются главными? Почету?
Подпишите части цветка на рисунке:
Сделайте вывод о том, из каких частей состоит цветок, какие части цветка являются главными и почему.
Обсуждение результатов лабораторной работы.
Обобщение по слайду “Генеративные органы растений”, в ходе беседы.
Закрепление: работа за персональными компьютерами с интерактивным рисунком Строение цветка” – тестовый вариант. Учитель проходит, оказывает помощь, фиксирует выполнение – затруднения, без затруднений, самостоятельность, не справился и т.д. делает вывод о качестве усвоения материала.
Продолжаем знакомство с новым материалом. А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).
Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).
Демонстрируются видеофрагменты “Опыление с помощью насекомых” и “Опыление с помощью птиц”, (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”).
Какое значение имеют цветы в жизни человека?
Беседа:
Медоносы (слайд)
Употребление в пищу (слайд)
Лекарственные растения (видеофрагменты “Ландыш майский”, “Медуница”, (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”).
Эстетическое (слайд)
Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых и лесных цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).
Сейчас мы немного передохнем, послушаем выступление нашей постоянной рубрики “Это интересно” (сообщения учащихся).
Сообщение “Знаете ли вы…”
Знаете ли вы что самое продолжительное цветение наблюдается у тропических орхидей. Так, у некоторых из них красивые цветки радуют глаз на протяжении 40 – 50 и даже 90 суток!
Знаете ли вы, что некоторые растения издают звуки во время распускания цветков, которые могут быть вызваны трением лепестков. В болотах острова Бугенвиль в Тихом океане растет “рыдающее” дерево, или заурауйя. Его цветки, раскрываясь, издают характерный рыдающий звук.
Знаете ли вы, что специальные красящие вещества – пигменты – придают красоту цветкам. Они находятся в хромопластах или клеточном соке вакуолей. Всего известно около 2 тысяч различных пигментов.
Знаете ли вы, что белый цвет цветочных лепестков обусловлен наличием в них обширных межклетников, заполненных воздухом.
Знаете ли вы, что абсолютно черного пигмента у растений нет. Черная окраска вызвана большим скоплением пигментов – антоцианов, придающих цветкам темную окраску.
Знаете ли вы, что изменения в окраске и форме лепестков у некоторых растений могут указывать на месторождения медной, железной или другой руды.
Знаете ли вы, что один цветок липы широколистной выделяет около 2,5 милиграммов нектара, а 1 гектар липовых деревьев – почти 1500 килограммов.
Знаете ли вы, что одним из самых красивых декоративных растений считается амхерстия благородная. У нее 30-сантиметровые соцветия, состоящие из 20 ярких цветков.
Знаете ли вы, что самые крупные цветки имеет паразитическая трупная лилия раффлезия Арнольди. Эти цветы вырастают на корнях дикого винограда в джунглях острова Суматра (Индонезия). Размеры цветков – почти целый метр в диаметре и 1,9 см в толщину. Вес этих цветков достигает 7 кг. Подтверждая свое название, цветки издают очень сильный неприятный запах, напоминающий гниющее мясо.
Знаете ли вы, что самые мелкие цветки и плоды имеет плавающая ряска из Австралии. Цветки этого растения в диаметре всего 0,1 мм, а плоды, напоминающие по форме миниатюрные плоды смоковницы, весят 0,00007 г (ноль целых, 7 стотысячных грамма).
Знаете ли вы, что самым крупным цветущим растением в мире является гигантская глициния в Сьерра-Мадре (США, штат Калифорния). Глициния была посажена в 1892 году, сейчас ее ветви достигают 152 метров в длину, в период цветения, который длится 5 недель, образуется до полутора миллионов цветков.
Проверка усвоения материала: работа с тестом-тренажером (“Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”). Учитель фиксирует в ведомости проценты выполнения. Для тех, кто закончит тест раньше других, предлагается дополнительное задание (Приложение 3).
Рефлексия и домашнее задание: Итак, мы с вами знаем теперь строение цветка и ответили на проблемный вопрос нашего урока: какие части цветка являются главными. Давайте вернемся к нашему заданию: какие части цветка вы изобразили на своих рисунках? Все ли изобразили главные части цветка? (проводится беседа, в ходе которой учащиеся подводятся к заключению, что не все изобразили главные части цветка, большинство изобразили только вспомогательные – чашечку и венчик. Учитель подчеркивает, что так произошло потому, что не хватало необходимых знаний о строении цветка). Теперь у вас есть все нужные знания, и я предлагаю вам вновь выполнить домашнюю работу – нарисовать цветок, только теперь будьте внимательны, привлеките новые знания и изобразите все части цветка – и главные, и вспомогательные. Кроме того, повторите домашнее задание по параграфу 20 и проверите свои знания, выполнив задания после параграфа. Для тех, кто хорошо понял тему урока и заинтересовался ею, я предлагаю составить рассказ с ошибками о строении и функциях частей цветка.
Заключение:
Поэт Николай Рубцов написал такие строки:
Светлеет грусть, когда цветут цветы
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим, давним другом
Который сам не терпит суеты
За нами шум и пыльные хвосты
Все улеглось – одно осталось ясно
Что мир устроен грозно и прекрасно
Что легче там, где поле и цветы.
В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вам символический подарок. Это пакетики с семенами цветов. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды.
Кроме того, посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашего села, нашей страны, нашей планеты. А если вам нужен будет букет, чтобы подарить маме, вы имеете полное право нарвать букет посеянных вами цветов, потому что вырастили его сами и не наносите урона природе. А еще можно просто позвать маму в сад и сказать: смотри, какие красивые цветы, я их вырастил для тебя и я тебе их дарю – всю клумбу. И тогда все окружающие вас люди долго смогут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.