Урок русского языка в 3-м классе "Три склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных.

Задачи:

  • продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;
  • развивать речь учащихся и мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез;
  • воспитывать культуру умственного труда: схематичное оформление информации.

Оборудование: карточки со словами для склонения, карточки алгоритма, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Минутка чистописания.

На что это похоже? (На очки)

Это волшебные очки, которые в течение всего урока будут помогать нам в работе.

Девизом нашего урока предлагаю взять такие слова: Будем бдительны!

Как понимаете эти слова?(Будем очень внимательны, настороженны)

Действительно, сегодня на уроке это все обязательно понадобится, ведь нас ждет увлекательное путешествие в мир русского языка, а там так много пока еще неизвестного для нас. Итак, «наденьте» волшебные очки и в путь.

2. Актуализация знаний.

  • скучаю по сестре.
  • увидел гадалку.
  • подъехали к дому.
  • разбил тарелку.
  • вышел из машины.
  • сидел под окном.
  • любовался рекой.
  • квартира без хозяйки.
  • люблю зефир.

Перед вами словосочетания, как их можно сгруппировать? (По падежам)

Какую группу словосочетаний можно считать «лишнем» и почему? (Группу существительных в винительном падеже, этих словосочетаний 3, а остальные по 2)

Используя первые слоги существительных из нашей «лишней» группы, составьте новое слово. (Газета)

3. Открытие новых знаний.

Объясните значение слова «газета». (Периодическое издание в виде больших листов, обычно, ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни)

Дайте характеристику этому существительному. (Неодушевленное, единственное число, женский род)

Кто в доме очень любит читать газеты? (Папа)

Просклоняйте данные существительные, выделите окончания.

Что объединяет эти существительные? (Одинаковые окончания в начальной форме и в косвенных падежах)

Продолжим наш разговор. А о чем пишут в газетах? (Дети могут назвать разные слова, но нам нужны слова 2 склонения: мороз дождь, спорт)

Как читатели могут сообщить в редакцию газеты какую-либо информацию? (Отправить письмо)

Просклоняйте слова «письмо», «спорт», выделите окончания.

Какой праздник приближается? (День Святого Валентина)

О чем бы вы хотели написать в газету в преддверии этого праздника? (О любви)

Просклоняйте слово «любовь», выделите окончания.

Итак, посмотрите на получившиеся группы. Что объединяет все существительные в каждой группе? (Одинаковые падежные окончания)

Какие существительные входят в каждую группу?

В русском языке в зависимости от рода и окончания существительные делятся на три склонения. Расскажите, какие существительные относятся к 1 склонению.

Какие ко второму?

К третьему?

А теперь составим алгоритм определения склонения:

4. Первичное закрепление.

А сейчас проверим, как вы поняли данную тему. Я буду называть существительные, а вы определяете их склонение. Если это существительное 1 склонения, то встают ребята сидящие на 1 ряду. Если существительные относятся ко 2 склонению, встают ученики 2-го ряда, а если 3 склонение – то это разминка для всех, кто сидит на третьем ряду:

Луна, цветок, морковь, кровать, дерево, сестра, лужа, дочь.

Отлично справились, работая все вместе. А теперь самостоятельная работа.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Распределите данные слова в три столбика по склонениям:

Дверь, кухня, месяц, луна, лошадь, небо, дядя, комар, тетрадь, молодцы.

Склонение какого существительного затруднялись определить?

Сверьте свою письменную работу и алгоритм рассуждения с образцом на слайдах. (Приложение 1)

6. Рефлексивная деятельность.

Как определить склонение имен существительных?

Какую новую информацию о склонении имен существительных узнали сегодня на уроке?

7. Домашнее задание.

Дома выполните упражнение № 283[1], используя выведенный на уроке алгоритм определения склонения имен существительных.

Литература:

  1. Полякова А.В. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч.2/ А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2005. - 126 с.: ил.