Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных.
Задачи:
- продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;
- развивать речь учащихся и мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез;
- воспитывать культуру умственного труда: схематичное оформление информации.
Оборудование: карточки со словами для склонения, карточки алгоритма, презентация, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Минутка чистописания.
На что это похоже? (На очки)
Это волшебные очки, которые в течение всего урока будут помогать нам в работе.
Девизом нашего урока предлагаю взять такие слова: Будем бдительны!
Как понимаете эти слова?(Будем очень внимательны, настороженны)
Действительно, сегодня на уроке это все обязательно понадобится, ведь нас ждет увлекательное путешествие в мир русского языка, а там так много пока еще неизвестного для нас. Итак, «наденьте» волшебные очки и в путь.
2. Актуализация знаний.
- скучаю по сестре.
- увидел гадалку.
- подъехали к дому.
- разбил тарелку.
- вышел из машины.
- сидел под окном.
- любовался рекой.
- квартира без хозяйки.
- люблю зефир.
Перед вами словосочетания, как их можно сгруппировать? (По падежам)
Какую группу словосочетаний можно считать «лишнем» и почему? (Группу существительных в винительном падеже, этих словосочетаний 3, а остальные по 2)
Используя первые слоги существительных из нашей «лишней» группы, составьте новое слово. (Газета)
3. Открытие новых знаний.
Объясните значение слова «газета». (Периодическое издание в виде больших листов, обычно, ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни)
Дайте характеристику этому существительному. (Неодушевленное, единственное число, женский род)
Кто в доме очень любит читать газеты? (Папа)
Просклоняйте данные существительные, выделите окончания.
Что объединяет эти существительные? (Одинаковые окончания в начальной форме и в косвенных падежах)
Продолжим наш разговор. А о чем пишут в газетах? (Дети могут назвать разные слова, но нам нужны слова 2 склонения: мороз дождь, спорт)
Как читатели могут сообщить в редакцию газеты какую-либо информацию? (Отправить письмо)
Просклоняйте слова «письмо», «спорт», выделите окончания.
Какой праздник приближается? (День Святого Валентина)
О чем бы вы хотели написать в газету в преддверии этого праздника? (О любви)
Просклоняйте слово «любовь», выделите окончания.
Итак, посмотрите на получившиеся группы. Что объединяет все существительные в каждой группе? (Одинаковые падежные окончания)
Какие существительные входят в каждую группу?
В русском языке в зависимости от рода и окончания существительные делятся на три склонения. Расскажите, какие существительные относятся к 1 склонению.
Какие ко второму?
К третьему?
А теперь составим алгоритм определения склонения:
4. Первичное закрепление.
А сейчас проверим, как вы поняли данную тему. Я буду называть существительные, а вы определяете их склонение. Если это существительное 1 склонения, то встают ребята сидящие на 1 ряду. Если существительные относятся ко 2 склонению, встают ученики 2-го ряда, а если 3 склонение – то это разминка для всех, кто сидит на третьем ряду:
Луна, цветок, морковь, кровать, дерево, сестра, лужа, дочь.
Отлично справились, работая все вместе. А теперь самостоятельная работа.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Распределите данные слова в три столбика по склонениям:
Дверь, кухня, месяц, луна, лошадь, небо, дядя, комар, тетрадь, молодцы.
Склонение какого существительного затруднялись определить?
Сверьте свою письменную работу и алгоритм рассуждения с образцом на слайдах. (Приложение 1)
6. Рефлексивная деятельность.
Как определить склонение имен существительных?
Какую новую информацию о склонении имен существительных узнали сегодня на уроке?
7. Домашнее задание.
Дома выполните упражнение № 283[1], используя выведенный на уроке алгоритм определения склонения имен существительных.
Литература:
- Полякова А.В. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч.2/ А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2005. - 126 с.: ил.