Русская народная сказка "Кот, Петух и Лиса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с русской народной сказкой «Кот, Петух и Лиса».
  2. Попытаться соединить сказку с реальной жизнью.
  3. Совершенствовать навык чтения.
  4. Развивать речь учащихся, память, мышление.

Учебные задачи:

  1. Учиться выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении.
  2. Готовиться к рассказыванию сказки.

Проблема урока: Зачем людям сказки?

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели и сообщение темы урока.
  4. Первичное знакомство с текстом сказки (слушание).
  5. Физкультминутка.
  6. Изучение нового материала, анализ услышанного произведения.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление изученного.
  9. Итог урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Девочки в русских сарафанах приглашают гостей на урок.

Проходите, гости дорогие!
Вы у нас пригожие какие,
Поудобнее рассаживайтесь,
На учёный лад налаживайтесь.
Мы готовились заранее,
Показать Вам наши знания,
Уж на славу мы потрудимся
И в науке не заблудимся.
Есть у нас основа прочная
Грамота сверхточная.
Пожелайте нам везения
На уроке славном чтения.

I. Оргмомент

Скорей проверь себя, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Мы … начинаем с ...
дыхательной гимнастики «Пушинка».

II. Актуализация знаний

Перед вами на партах приготовлены цветные карточки. Возьмите карточку и прочитайте текст «птичьим базаром».

Варианты карточек:

  1. Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышел месяц погулять.
    А за месяцем луна,
    Оставайся ты одна! (Cчиталка)
  2. Чики, чики, чикалочки.
    Едет гусь на палочке.
    Уточка на дудочке,
    Курочка на чурочке,
    Зайчик на тачке,
    Мальчик на собачке. (Прибаутка)
  3. Солнышко-вёдрышко!
    Прогляни, просвети!
    На веточку зелёную,
    На яблоньку высокую,
    На грушицу кудрявую,
    Берёзку кучерявую! (Закличка)
  4. Люлю, люлю, баиньки!
    В огороде заиньки.
    Зайки травку едят,
    Ване спать велят. (Колыбельная)
  5. Три сороки тараторки тараторили на горке. (Скороговорка)
  6. Скатерть бела всю землю одела. (Загадка)
  7. Труд человека кормит, а лень портит. (Пословица)

– Готовы? Давайте прочитаем все карточки и узнаем, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Дети читают свои тексты. Те ребята, которые имеют одинаковые карточки, определяют жанр прочитанного произведения.
– Что объединяет все эти произведения? (Есть ли автор у каждого из них?)
– Как мы называем такие произведения? Почему?

III. Постановка цели и сообщение темы урока

– Мы начали наш урок произведениями малых жанров фольклора, попробуйте догадаться, с чем мы сегодня будем продолжать знакомиться?
– А что мы сегодня будем слушать и читать, вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово. (ПОЛУБУКВА)

СКАЗКА

IV. Первичное знакомство с текстом сказки (слушание)

– Да, сегодня мы продолжаем знакомиться с ещё одним жанром устного народного творчества – сказкой. Прежде, чем мы послушаем новую сказку, давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся в сказке, и постараемся их объяснить.

БРО-СИЛ-СЯ В ПО-ГО-НЮ
НА-СТИГ ЛИ-СУ
ОТ-БИЛ ПЕ-ТУ-ХА
ЖИТЬ-Ё – БЫТЬ-Ё
ДРЕ-МУ-ЧИ-Е БО-РЫ
ГУС- ЛИ ГУС-ЛЯР
КО-РОБ КО-РО-БОК
ХО-РО-МЫ
очень быстро побежал, старалсядогнать
догнал
забрал, вырвал из лап
жизнь, быт как живут
очень тёмные, густые леса
старинный струнный музыкальный инструмент (демонстрация инструмента, иллюстрация)
плетёная корзина, которую носят за спиной
большая изба

Видеофрагмент (присказка из м/ф «Вершки и корешки»)

– Русскую народную сказку «Кот, Петух и Лиса» сегодня мне помогут прочитать сказку …

Первичное чтение сказки по ролям (учитель – ученики)

– Откройте страницу в учебнике 71. Что вы сейчас послушали? (Сказку)
– Кто автор этой сказки? (Русский народ)
– О ком эта сказка?

V. Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
1, 2, 3, 4, 5.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.

VI. Изучение нового материала. Анализ услышанного произведения

– Кто главные герои произведения? (Кот, Петух, Лиса)
– Прочитайте, как в этой народной сказке называют этих животных:

КОТ КОТОНАЕВИЧ
ПЕТЯ-ПЕТУШОК
ЛИСАФЬЯ

– Соотнесите картинки с изображением героев и их именами. Кого в этой сказке величают по имени-отчеству? Как? Почему вы так думаете? Какой кот? (Кот ответственный, серьёзный, смелый)
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите имя Лисафья? (Хитрая, плутовка, обманщица.)
– Кто в этой сказке оказался обманутым Лисой? Какая часть его имени говорит о том, что его можно обмануть? Он какой? (Доверчивый, наивный, неосмотрительный.)
– Давайте немного отдохнём и потом продолжим работу.

VII. Физкультминутка

Шли по крыше три кота
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота:
Красота! Красота!

VIII. Закрепление изученного

– Почему Петушок оказался в лапах лисы?
– Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы?
– Что она обещала каждый раз Петушку?
– Откройте рабочие тетради на стр. 33, выполните задание 3, отметьте задание 2. Прочитайте это задание. Дома раскрасьте картинку.
– Кем переоделся Кот, чтобы спасти Петушка и выманить Лису из дома?
– Давайте послушаем, какую мелодию мог играть Кот-гусляр перед домом Лисы.

Аудиофрагмент (1 мин.)

– Как вы думаете, с какой целью (зачем) человек придумал эту сказку? Чему он хотел научить своих детишек?

IX. Итог урока, рефлексия

– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте сейчас каждый из вас прочитает подготовленные на партах карточки с пословицами, выберет ту, которая, по его мнению, подходит к теме нашего урока, соответствует замыслу сказки. Объясните свой выбор.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ.
КАКОВ ГОСТЬ, ТАКОВО И УГОЩЕНИЕ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН ОТРЕЖЬ.

– Сегодня на уроке очень хорошо работали все ребята. Большое спасибо вам.
Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение об этом уроке. Прочитайте слова, выберите и подчеркните те из них, которые соответствуют вашему настроению сейчас.

ИНТЕРЕСНО
НРАВИТСЯ
ПОУЧИТЕЛЬНО
ЗАПОМНЮ
ЛЕГКО
СКУЧНО
ТРУДНО
РАССКАЖУ ДОМА

Видеофрагмент (из м/ф «Вершки и корешки»).