Цель:
- развивать умение распознавать именительный и винительный падеж
- отрабатывать умение определять падеж
- развивать мышление, учить делать выводы, анализировать.
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам в прок
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
2. Чистописание.
На доске: У ПО И НА
- Внимательно посмотрите на доску. Что здесь является лишним и почему?
- Назовите 4тый по счёту падеж. (В.п.)
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы И и В. Эти две буквы как - то связаны с темой нашего урока.
- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Урок наш будет посвящен двум падежам Именительному и Винительному. Мы с вами будем учиться распознавать и отличать эти два падежа друг от друга. Но сначала давайте намного повторим.
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи по порядку с вопросами.
- Как определить падеж у существительного?
- Что надо знать , чтобы правильно писать окончание у существительных?
( В это время у доски 2 человека. 1- определяет падеж, 2- склоняет существительное берёза).
1ученик | 2 ученик |
Подошли к дому стояли около театра проехали через мост пролетел над лесом сидел на стуле |
берёза берёзы берёзе берёзу берёзой о берёзе |
Идет проверка.
3. Словарная работа.
ДОСКА:
сезон | винтик | зонтик |
кивок | указал | ? |
- Назовите слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся?
- Назовите родовое понятие к слову вокзал? (здание)
- Кого обслуживает это здание? (пассажиров)
- На каких станциях бывают вокзалы? (железнодорожных, автобусных станциях, на речной пристанях)
Дайте полное понятие этому слову. ( Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных, автобусных станциях, на речных пристанях.) Слово вокзал впервые появилось в 17 веке в Англии. В то время англичанка Джеймс Вокс организовала недалеко от Лондона загородный сад для отдыха и развлечения жителей. В честь владельцы сад назвали Воксхолл (холл – зал). Со временем такие сады появились в Париже, Мюнхене, под Петербургом. В Петербурге этот увеселительный сад позже стали называть – вокзалом. После того, как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания, там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Постепенно первоначальное значение слова вокзал ушло в прошлое.
- Составьте предложение с этим словом?
4. Изучение нового материала.
- У всех на партах есть белые карточки. Будем работать на них и по ходу выполнения в тетрадь записывать схему.
Карточка:
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
- Каким падежам посвящен урок?
- Прочитайте первое предложение.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Определите падеж слова вокзал.
- На какой вопрос отвечает?
- В И.п. употребляется с предлогом или без?
- Каким членом предложения является? (заполняется таблица)
- Прочитайте второе и третье предложения.
- Подчеркните главные члены
- Определите падеж существительного вокзал.
- На какой вопрос отвечает?
- В В.п. это слово употребляется с предлогом или без?
- Каким членом предложения является?
- Ребята попробуйте сделать вывод, как мы можем распознавать Именительный и Винительный падежи.
- Давайте теперь прочитаем, правило в учебнике правы мы или нет стр. 70
5. Закрепление темы.
Дети получают карточки разного уровня.
1 уровень: Прочитайте. Подчеркните главные члены предложения. У существительных определи падеж.
- Строители построили новый дом.
- Машина переехала через овраг.
- Под берёзой ёж устроил нору.
2 уровень: Прочитайте. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.
- Сонце асвищало лисную палянку.
- Зима принисла стужу.
- Жолные листъя лигли на землю.
3 уровень: Составьте предложения на тему осень, чтобы в каждом предложении был винительный или именительный падежи.
Богданова Алина
“Наступила золотая осень. Деревья сбросили листву. Наступили первые заморозки”.
Муха Никита
“Осень принесла заморозки, а зима снегопады”.
6. Итог:
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Что запомнили с урока?
- Какие задания на уроке понравилось выполнять?
- Что вызвало затруднение?