Цели:
- Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах.
- Учить подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
- Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
- Развивать память, внимание, умение работать в парах.
- Воспитывать наблюдательность, умение любоваться природой.
Оборудование:
Иллюстрации леса, обитателей леса, таблица – опора «Состав слова», аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Март», сказка «Текст - поучалка», раздаточный материал, карточки (-ход-, -лёт-, -сад-), учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык 2 кл.».
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Март»
- Когда вы слушали музыку, что представляли?
Какие краски используют художники, когда пишут свои картины?
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке красиво пройтись!
Мы с вами отправляемся в путешествие по лесной тропинке и постараемся, чтобы оно было ярким, запоминающимся не только нам, но и нашим гостям.
II. Минута чистописания.
кл | ояо | гт | уыа | млб | еи |
- На какие две группы можно разделить данные сочетания букв?
- Сначала выписываем буквы, которые обозначают согласные звуки, затем буквы, которые обозначают гласные звуки.
- Л..сной;
- цв..ты;
- д..ревья;
- тр..пинка.
- Прочитайте слова. Какое будет лишнее? Почему? (Лесной, так как оно обозначает признак предмета, является именем прилагательным.) (У доски работает ученик)
- Спишите все слова, вставьте орфограммы.
- В какой части слова пропущены буквы, на какое правило? (Безударная гласная в корне слова. Учащиеся проговаривают правило.)
- В словах выделите корень.
Вывод: как определить корень?
По тропинке мы шагаем и задания выполняем.
Р..бята ш..гают в лес по л..сной тр..пинке. (У доски работает ученик.)
- Прочитайте предложение, спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Выполните грамматический разбор предложения.
Вывод: как определить часть речи у слова?
- Назовите в предложении слова схожие между собой. (Лес, лесной.)
- Как называются такие слова?
- Над какой темой мы будем продолжать работать? (Корень. Однокоренные слова.)
- А вот и опушка леса, и что мы видим, ребята?
Обучающиеся вместе с учителем читают надпись «Царство однокоренных слов».
III. Работа по теме урока.
1. Работа в парах.
- У вас на партах лежат листы, где изображены растения и напечатан текст.
(См. приложения к урок, рисунок 1.)
- Прочитайте текст. Продумайте ответ на вопрос, который напечатан в конце текста.
- Есть ли в этом тексте однокоренные слова?
- Назовите их.
- А какое слово не назвали? Почему? (Гусеница, у этого слова другое значение.)
Обучающиеся доказывают свою точку зрения.
- Взгляните на иллюстрации. Что может быть общего между растениями и данными однокоренными словами: Гусь, Гусыня, Гусята? (Корень.)
2. Учитель читает «Текст – поучалка» (Методическая книга «Учим русский с увлечением»).
Вывод: о корне.
Солнце светит. Ну и жара! Нам отдохнуть, ребята, пора!
IV. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Учащиеся выполняют упражнения.
- В физминутке есть однокоренные слова? Какие? Докажите, что ветер и ветерок являются однокоренными словами. (Рассуждения детей).
- Сейчас проверим, как вы умеете образовывать однокоренные слова.
V. Самостоятельная работа по рядам.
- На доске вы видите карточки: - ход-, -лёт-, -сад-.
1-й ряд образует однокоренные слова с корнем – ход-.
2-й ряд образует однокоренные слова – лёт-.
3-й ряд образует однокоренные слова с корнем – сад-.
На работу отводится 5 – 7 минут.
Проверка.
Вывод: какие слова называются однокоренными?
VI. Работа по учебнику.
- Старичок – лесовичок приготовил для вас задание на странице 65.
- Прочитайте задание.
- Учащиеся 1 ряда выписывают слова однокоренные слову глазок.
- Учащиеся 2 ряда выписывают слова однокоренные слову болеть.
- Учащиеся 3 ряда выписывают слову однокоренные слову зубок.
- Выделить корень в однокоренных словах.
Проверка.
Вывод: что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?
- Молодцы! Отлично справились с заданием!
VII. Итог урока.
- Чтобы выйти из леса нам необходимо выяснить, являются ли данные слова однокоренными.
Учащиеся читают пары слов, записанных на доске.
Бабочка – мотылек.
Блестеть – сверкать.
Ветер – вихрь, ураган.
Луг – лужайка, поляна.
- Можно ли назвать данные слова однокоренными?
- Почему нет?
- Что общего у этих пар? (Рассуждения детей).
- Как можно назвать эти слова? (Синонимы).
- Понравился ли вам урок?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Что нового вы узнали?
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Страница 64 – 65, правило.