"Декартова система координат"

Разделы: Математика


Ведущая дидактическая цель: закрепление изученного материала.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формирование умений по применению знаний по теме “Декартовая система координат” в новой ситуации (при рисовании рисунков).
  2. Развивающие: Развивать внимание, воображение, геометрическое зрение.
  3. Воспитательные: Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей,

Оборудование:

  • плакат(для гимнастики ума),
  • зрительная метка(карточки с координатами точек, расположенные по периметру класса),
  • карточки для индивидуальной работы,
  • плакат с прямоугольной системой координат, на которой изображен слон (вся фигурка слона разделена на геометрические фигуры)

Ход урока.

I этап.

Упражнение “Что видите?”.

Учитель: Обратите внимание на нашу классную комнату. Что в ней сегодня изменилось? Что вы видите?

Учащиеся свой ответ начинают с фразы “Я вижу…”

Учитель далее может задать вопросы: Какие знакомые геометрические фигуры вы видите?...

Гимнастика ума:

Установите соответствие между точками и координатной четвертью (приложение №1):

Приложение №1. Плакат. Гимнастика ума.

1. Установите соответствие между точками и координатной четвертью
А(-3;5),

В(4;0);

С(1;8),

О(0;0),

Д(6;-1),

Е(0;3),

И(-3;-7),

К(-2;0)

1) первая четверть

2) вторая четверть

3) третья четверть

4) четвертая четверть

Работа со зрительными метками. По классу на стенах располагаются карточки с координатами точек.(приложение №2)

Приложение №2 Карточка для работы со зрительными метками

А(2;0), B(2;1), Z(-2;-5)
X(-2;-3) T(4;-2) Y(5;-3)
О(0;0), F(4;-5) G(1;-5)
N(4;3) J(-1;-5) U(-4;0)
К(2;6), I(-2;1) Д(3;3),
M(3;4) S(5;-5) H(0;-3)
L(3;5) V(-3;-1) С(3;2),
R(3;-1) W(-4;0) З(-1;2)
Е(2;4) Q(3;0) Ж(-1;1)

А) Укажите точки лежащие:

  • на оси абсцисс,
  • оси ординат.

В) Укажите точки имеющие

  • абсциссу равную двум
  • ординату равную минус одному.

С) Назовите координаты точек лежащих

  • в третьей четверти
  • во второй четверти

II этап.

Решение практических задач по теме.

Учащимся предлагается поработать на заранее приготовленных листочках, с изображенной прямоугольной системой координат. (Все учащиеся работают индивидуально, а у доски по цепочке вызываются 6 учащихся)

Задание 1. Постройте точки с координатами (приложение №3):

Приложение №3 Карточка №1 для индивидуальной работы . 

Задание1. Постройте точки с координатами
1 А(2;0), B(2;1), Z(-2;-5) X(-2;-3) T(4;-2)
2 Y(5;-3) О(0;0), ) F(4;-5) G(1;-5) N(4;3)
3 J(-1;-5) U(-4;0) К(2;6), I(-2;1) Д(3;3),
4 M(3;4) S(5;-5)H(0;-3) L(3;5) V(-3;-1)
5 С(3;2), R(3;-1) W(-4;0) З(-1;2) Е(2;4)
6 Q(3;0) Ж(-1;1) P(4;1)
  • А(2;0), B(2;1), Z(-2;-5) X(-2;-3) T(4;-2) - 1 ученик
  • Y(5;-3) О(0;0), ) F(4;-5) G(1;-5) N(4;3) - 2 ученик
  • J(-1;-5) U(-4;0) К(2;6), I(-2;1) Д(3;3), - 3 ученик
  • M(3;4) S(5;-5)H(0;-3) L(3;5) V(-3;-1) - 4 ученик
  • С(3;2), R(3;-1) W(-4;0) З(-1;2) Е(2;4) - 5 ученик
  • Q(3;0) Ж(-1;1) P(4;1) - 6 ученик

 Задание 2. Соедините точки цветным карандашом в следующей последовательности:

О, А, B, С, Д, Е, К, L, M, Q, N, P, R, T, Y, S, F, G, H, J, Z, X, V, W, U, I, З, Ж.

Какое изображение вы получили? (приложение №4)

Приложение №4 Карточка №2 для индивидуальной работы

Задание2. Соедините точки цветным карандашом в следующей последовательности
О, А, B, С, Д, Е, К, L, M, Q, N, P, R, T, Y, S, F, G, H, J, Z, X, V, W, U, I, З, Ж.
Какое изображение вы получили?

 Презентация получившихся рисунков. (Ответ: кошка.)

III этап

Физкультминутка: упражнение на дыхание

IV этап. Задание 3. (устно). Работа по получившемуся рисунку.

  • Назовите точки, у которых абсцисса равна 0.Где расположены эти точки?
  • Назовите точки, абсцисса которых равна 2. Где расположены эти точки?
  • Назовите точки, ордината которых равна 0. Где расположены эти точки?
  • Назовите точки, ордината которых равна -3. Где расположены эти точки?
  • От чего зависит положение точек на координатной плоскости?

V этап.

Самостоятельная работа (творческая работа)

Задание

Напишите набор точек с координатами так, чтобы в результате их построения на координатной плоскости у Вас получилась одна из фигур:

А) Солнышко (24 точки)

Б) Зонтик(24 точки)

В) Черепаха.(24 точки)

VI этап .

Рефлексия.

  1. Как определить без рисунка, в какой четверти располагается точка?
  2. Если абсцисса равна нулю, то…
  3. Если абсцисса и ордината положительны, то..
  4. Если ордината положительна, а абсцисса отрицательно, то…
  5. Ось Оу называется…
  6. Точка располагается во второй четверти , если..
  7. Если абсцисса положительна, а ордината отрицательна, то..
  8. Если ордината равна нулю, то…
  9. Точка находится в третьей четверти, если…
  10. Точка с координатами (0;0) называется…
  11. ось Ох называется …
  12. Вы довольны своей работой на уроке?
  13. Какой вид деятельности вам понравился больше всего на уроке.

Домашнее задание.

  1. Напишите набор точек с координатами так, чтобы в результате их построения на координатной плоскости у Вас получилась фигурка любого животного, птицы.
  2. Выполните построение Вашего набора точек на миллиметровой бумаге.