Тренинг по предупреждению ранней беременности

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • актуализировать активную позицию подростка в отношении сохранения собственного здоровья, как физического, так и психического.

Задачи:

  • показать последствия беременности в подростковом возрасте.
  • проанализировать результативность разных методов предупреждения беременности.
  • создать предпосылки для формирования навыков принятия и оказания поддержки в сложных ситуациях.
  • развитие чувства ответственности.
  • формировать умение делать осознанный выбор.

Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

  • игровые методы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • беседа;
  • сказкотерапия;
  • визуализация.

Занятия предполагается проводить в группах подростков 14 – 16лет. Половое деление не обязательно.

Рассмотрение данной темы рассчитано на 2 занятия по 3 часа.

Сценарный план тренинга «предупреждение ранней беременности»

Занятие 1

Сессия Время Содержание Метод, цели. Необходимые материалы
1 5 мин Приветствие.

Вступительное слово.

Метод: беседа

Цель:

1. Позитивный настрой группы на предстоящую работу.
2. Раскрыть понятие «тренинг»

Стулья, свободное помещение.
  2мин Упражнение «Прочистка мозгов» Метод: групповой.

Цель: активизировать память, повысить самоуважение всех участников.

Свободное помещение.
  5мин Знакомство с правилами тренинга Метод: дискуссия.

Цель: запуск динамических процессов.

Доска, скотч, листы белой бумаги, фломастеры.
  10мин Упражнение «Имя-лучшее качество» Метод: индивидуальная работа.

Цель:

1. Выбор тренингового имени и личностного качества.
2. Развитие креативности и памяти.

Листочки, фломастеры, скрепки.
  10мин Упражнение «Путанка» Цель: сплочение группы, подготовка к доброжелательной деятельности. Развитие способности бережного отношения друг к другу, учёта мнения каждого Свободное помещение.
2 45мин Упражнение «Дорисуй» Метод: проективный, индивидуальная работа.

Цель: показать несвоевременность беременности в подростковом возрасте.

Альбомные листы, фломастеры, ножницы.
3 10мин Упражнение «Новый круг» Цель: внутренне успокоиться, почувствовать солидарность, уважение друг к другу. Свободное помещение.
  15мин Причины беременности у подростков Метод: мозговой штурм

Цель: оценить уровень знаний о причинах беременности.

Фломастеры, листы бумаги, доска, скотч.
  10мин Упражнение «Паровозики» Цель: дать возможность почувствовать ответственность за других. Свободное помещение.
  2мин Упражнение «Да!» Цель: создать чувство удовлетворения от совместной деятельности. Свободное помещение.

Занятие 2

Сессия Время Содержание Метод, цели. Необходимые материалы
1 2мин Упражнение «Прочистка мозгов» Цель: активизировать память, повысить самоуважение всех участников. Свободное помещение.
15мин Упражнение «Проблема» Цель: показать, что проблема решается быстрее, если она осознана, ты свободен в своем выборе и есть помощь. 3 воздушных шарика
5мин Просмотр видеосюжета «Что такое аборт» Цель: дать знания об аборте как медицинской манипуляции. Видеоаппаратура.
5мин Упражнение «Потери» Цель: моделирование физических потерь. Скотч, ножницы, стулья.
15мин Просмотр видеосюжета «Жизнь после аборта» Цель: рассказать о самых распространённых последствиях аборта. Видеоаппаратура.
5мин Упражнение «Исправление ошибки» Цель: продемонстрировать необратимость физических изменений. Скрепки
2 10мин Упражнение «Сломанный телефон» Цель: показать возможное искажение информации. Стулья
15мин Как избежать беременности Метод: мозговой штурм

Цель: определить уровень знаний о способах предупреждения беременности.

Листочки, фломастеры.
5мин Упражнение «Обман чувств» Цель: подвести к осознанию опасности «взрослых» вещей в детском возрасте. Конфеты, таблетки и т. п.
20мин Ситуационно-ролевая игра «Методы предупреждения беременности» Цель: попробовать решить проблему предохранения в игровой форме. Альбомные листы, маркеры, «деньги», контрацептивы.
10мин Беседа «Методы контрацепции» Цель: структурировать знания о методах предупреждения беременности. Доска, мел, стулья, контрацептивы.
3 5мин Чтение притчи «Осёл» Цель: подвести к пониманию того, что каждый сам принимает решение и несёт за его последствия ответственность, поэтому решение должно быть осознанным. Стулья.
10мин Упражнение «Яблоко» Метод:

Цель: показать, что каждый имеет право на выражение собственных эмоций.

Большое яблоко
15мин Упражнение «Релаксация» Цель: получение практического опыта состояния релаксации, создать ощущение уверенности в себе. Спокойная музыка, стулья.
5мин Упражнение «Поддержка» Цель: раскрыть смысл поддержки невербально. Стулья.
5мин Мозговой штурм «Где получить профессиональную поддержку» Цель: выявить и углубить знания о профессиональной поддержке и специалистах. Стулья.
2мин Упражнение «Да!» Цель: создать чувство удовлетворения от совместной деятельности. Свободное помещение.

Литература:

  1. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб., 1996.
  2. Гейл Дж. Об ответственности, нравственности и запретных темах. – «Здоровье», №1-3, 1991.
  3. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб., 2005.
  4. Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб., 2005.
  5. Никифорова М. Пять стихий здоровья в урагане жизни. – Кострома, 1999.
  6. Психогимнастика в тренинге./Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб., 1999.
  7. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации./ Под науч. ред. А. Ф. Шадуры. – СПб., 2005.
  8. Федюкович Н. И. основы медицинских знаний. – Минск, 2000.
  9. Фопель К. Энергия паузы. – М., 2005.