Цель:
- актуализировать активную позицию подростка в отношении сохранения собственного здоровья, как физического, так и психического.
Задачи:
- показать последствия беременности в подростковом возрасте.
- проанализировать результативность разных методов предупреждения беременности.
- создать предпосылки для формирования навыков принятия и оказания поддержки в сложных ситуациях.
- развитие чувства ответственности.
- формировать умение делать осознанный выбор.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:
- игровые методы;
- решение проблемных ситуаций;
- беседа;
- сказкотерапия;
- визуализация.
Занятия предполагается проводить в группах подростков 14 – 16лет. Половое деление не обязательно.
Рассмотрение данной темы рассчитано на 2 занятия по 3 часа.
Сценарный план тренинга «предупреждение ранней беременности»
Занятие 1
Сессия | Время | Содержание | Метод, цели. | Необходимые материалы |
1 | 5 мин | Приветствие. Вступительное слово. |
Метод: беседа Цель: 1. Позитивный настрой группы на предстоящую работу. |
Стулья, свободное помещение. |
2мин | Упражнение «Прочистка мозгов» | Метод: групповой. Цель: активизировать память, повысить самоуважение всех участников. |
Свободное помещение. | |
5мин | Знакомство с правилами тренинга | Метод: дискуссия. Цель: запуск динамических процессов. |
Доска, скотч, листы белой бумаги, фломастеры. | |
10мин | Упражнение «Имя-лучшее качество» | Метод: индивидуальная работа. Цель: 1. Выбор тренингового имени и личностного качества. |
Листочки, фломастеры, скрепки. | |
10мин | Упражнение «Путанка» | Цель: сплочение группы, подготовка к доброжелательной деятельности. Развитие способности бережного отношения друг к другу, учёта мнения каждого | Свободное помещение. | |
2 | 45мин | Упражнение «Дорисуй» | Метод: проективный, индивидуальная работа. Цель: показать несвоевременность беременности в подростковом возрасте. |
Альбомные листы, фломастеры, ножницы. |
3 | 10мин | Упражнение «Новый круг» | Цель: внутренне успокоиться, почувствовать солидарность, уважение друг к другу. | Свободное помещение. |
15мин | Причины беременности у подростков | Метод: мозговой штурм Цель: оценить уровень знаний о причинах беременности. |
Фломастеры, листы бумаги, доска, скотч. | |
10мин | Упражнение «Паровозики» | Цель: дать возможность почувствовать ответственность за других. | Свободное помещение. | |
2мин | Упражнение «Да!» | Цель: создать чувство удовлетворения от совместной деятельности. | Свободное помещение. |
Занятие 2
Сессия | Время | Содержание | Метод, цели. | Необходимые материалы |
1 | 2мин | Упражнение «Прочистка мозгов» | Цель: активизировать память, повысить самоуважение всех участников. | Свободное помещение. |
15мин | Упражнение «Проблема» | Цель: показать, что проблема решается быстрее, если она осознана, ты свободен в своем выборе и есть помощь. | 3 воздушных шарика | |
5мин | Просмотр видеосюжета «Что такое аборт» | Цель: дать знания об аборте как медицинской манипуляции. | Видеоаппаратура. | |
5мин | Упражнение «Потери» | Цель: моделирование физических потерь. | Скотч, ножницы, стулья. | |
15мин | Просмотр видеосюжета «Жизнь после аборта» | Цель: рассказать о самых распространённых последствиях аборта. | Видеоаппаратура. | |
5мин | Упражнение «Исправление ошибки» | Цель: продемонстрировать необратимость физических изменений. | Скрепки | |
2 | 10мин | Упражнение «Сломанный телефон» | Цель: показать возможное искажение информации. | Стулья |
15мин | Как избежать беременности | Метод: мозговой штурм Цель: определить уровень знаний о способах предупреждения беременности. |
Листочки, фломастеры. | |
5мин | Упражнение «Обман чувств» | Цель: подвести к осознанию опасности «взрослых» вещей в детском возрасте. | Конфеты, таблетки и т. п. | |
20мин | Ситуационно-ролевая игра «Методы предупреждения беременности» | Цель: попробовать решить проблему предохранения в игровой форме. | Альбомные листы, маркеры, «деньги», контрацептивы. | |
10мин | Беседа «Методы контрацепции» | Цель: структурировать знания о методах предупреждения беременности. | Доска, мел, стулья, контрацептивы. | |
3 | 5мин | Чтение притчи «Осёл» | Цель: подвести к пониманию того, что каждый сам принимает решение и несёт за его последствия ответственность, поэтому решение должно быть осознанным. | Стулья. |
10мин | Упражнение «Яблоко» | Метод: Цель: показать, что каждый имеет право на выражение собственных эмоций. |
Большое яблоко | |
15мин | Упражнение «Релаксация» | Цель: получение практического опыта состояния релаксации, создать ощущение уверенности в себе. | Спокойная музыка, стулья. | |
5мин | Упражнение «Поддержка» | Цель: раскрыть смысл поддержки невербально. | Стулья. | |
5мин | Мозговой штурм «Где получить профессиональную поддержку» | Цель: выявить и углубить знания о профессиональной поддержке и специалистах. | Стулья. | |
2мин | Упражнение «Да!» | Цель: создать чувство удовлетворения от совместной деятельности. | Свободное помещение. |
Литература:
- Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб., 1996.
- Гейл Дж. Об ответственности, нравственности и запретных темах. – «Здоровье», №1-3, 1991.
- Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб., 2005.
- Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб., 2005.
- Никифорова М. Пять стихий здоровья в урагане жизни. – Кострома, 1999.
- Психогимнастика в тренинге./Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб., 1999.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации./ Под науч. ред. А. Ф. Шадуры. – СПб., 2005.
- Федюкович Н. И. основы медицинских знаний. – Минск, 2000.
- Фопель К. Энергия паузы. – М., 2005.