Контрольная работа по географии, позволяющая проверить и отслеживать усвоение материала, необходимого для выполнения заданий ЕГЭ

Разделы: География


Необходимость обеспечить качественное освоение знаний (наряду с надпредметными умениями, компетентностями и т.д.) ставит нас перед необходимостью иметь средства контроля за знаниями и умениями базового уровня по предмету, которые формируются у школьника в каждом классе. Проведение контрольных работ обеспечит усвоение базового уровня и формирование надпредметных компетенций. Кроме того, анализ и «разложение» каждого задания ЕГЭ по классам позволяет каждый год отслеживать продвижение школьника в рамках данной большой темы.

Данная контрольная работа составлена на основе КИМ 2006 года.

Шаг 1. Прорабатываем все задания первой части ЕГЭ

А1. Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 37 с.ш. и 3 з.д.?

  1. А;
  2. В;
  3. С;
  4. D.
ШАГ КЛАСС ТЕМА ЗАДАНИЯ
Вспоминаю понятия «широта» и «долгота».

Вспоминаю что широта бывает северная и южная и определяется по параллелям.

Определить по участку карты какие параллели проведены – есть 20 и 40 с.ш.

Делаю вывод, что 37 с.ш находится между параллелями 20 и 40 – им соответствует точка А и В.

вспоминаю, что долгота измеряется по меридианам, а отправным меридианом считается нулевой меридиан.

Нахожу нулевой меридиан.

Вспоминаю, что на запад от нулевого меридиана – западная долгота, а на восток – восточная долгота.

Делаю вывод: правильный ответ – точка А.

6 «План и карта» Географические координаты. Используя карты атласа, назовите:

А) океаны и материки, которые пересекает параллель 20 с.ш.

Б) океаны и материки, которые пересекает параллель 30 ю.ш.

В) город, через который проходит нулевой меридиан.

Г) океаны, который пересекает меридиан 30 з.д.

А 2. Какой буквой на фрагменте карты мира обозначен вулкан Фудзияма?

  1. А;
  2. В;
  3. С;
  4. D.
ШАГ КЛАСС ТЕМА ЗАДАНИЯ
Знание номенклатуры.

Вспоминаю, что сейсмические пояса сопровождаются вулканизмом.

6

7

«Литосфера»

«Строение Земной коры»

Нанесите на контурную карту крупнейшие вулканы Земли.

Взаимотренаж «Материк-вулкан»

Установите соответствие:

Материк Вулкан
Евразия Кракатау
Африка Фудзияма
Антарктида Котопахи
Южная Америка Этна

А 4. Как называется ближайший к земной поверхности слой атмосферы.

  1. термосфера;
  2. стратосфера;
  3. озоносфера;
  4. тропосфера.
ШАГ КЛАСС ТЕМА ЗАДАНИЯ
  1. Вспомнить какие слои выделяют в строение атмосферы.
  2. Вспомнить в какой последовательности они располагаются от поверхности Земли.
6 Атмосфера.

Строение атмосферы.

1. Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Покажите мощность отдельных слоев, плотность воздуха, наличие (отсутствие) водяного пара и облаков.

2. Расположите слои атмосферы в порядке начиная от земли.

  1. термосфера;
  2. стратосфера;
  3. озоносфера;
  4. тропосфера.

А5. Какое соответствие «растение - материк, на котором оно произрастает» является верным?

  1. эвкалипт - Африка;
  2. бутылочное дерево - Евразия;
  3. баобаб - Австралия;
  4. секвойя - Северная Америка.
ШАГ КЛАСС ТЕМА ЗАДАНИЯ
  1. Вспомнить природные зоны мира.
  2. Вспомнить наиболее распространенные виды растительности природных зон мира и соотнести данные растения к природным зонам.
  3. Вспомнить какие материки в какихприродных зонах расположены.
  4. Выявить какое растение какому материку соответствует.
7

7

7

7

7

7

Биосфера.

Природная зональность.

Африка.

Природа Африки.

Австралия.

Природа Австралии.

Южная Америка.

Природа Южной Америки.

Северная Америка.

Природа Северной Америки.

Евразия.

Природа Евразии.

  1. Используя карту, приведите примеры различных природных зон. Почему природные зоны называются по характеру растительности?
  2. Назовите и покажите природные зоны Африки.
  3. Заполните таблицу. «Природные зоны Африки». Клим. пояс.\Природ. зона. \Растения. \ Животные.
  4. Назовите и покажите природные зоны Австралии.
  5. Заполните таблицу. «Природные зоны Австралии». Клим. пояс.\Природ. зона. \Растения. \ Животные.

И т.д по всем материкам.

Игра «Ассоциация».

Игра заключается в определении растений и животных по образным ассоциациям и «поселении» их в соответствующую природную зону материка.

Работа проводится в группах.

Каждой группе дается набор рисунков растений одной зоны и животных другой зоны.

Задание по рисунку определить название растения и животного и поместить их на карту соответственно той зоне которой они принадлежат.

А8. Территория азиатской части России имеет общий наклон к:

  1. северу;
  2. югу;
  3. западу;
  4. востоку.
ШАГ КЛАСС ТЕМА ЗАДАНИЯ
Шаг 1. Вспомнить в какую сторону несут свой водыреки азиатской части России? (на север)

Шаг 2. Или к бассейну какого океана принадлежат большая часть рек азиатской части Росси?(Северный Ледовитый океан)

Шаг 3. Где находится Северный Ледовитый океан? (на севере)

Шаг 4.Вывод: Территория азиатской части России имеет общий уклон к северу.

8 Рельеф территории.

России.

Реки.

  1. Какая форма рельефа преобладает на территории России? Равнины или горы?(равнины).
  2. Где в России расположены равнины? (на западе и севере)
  3. А где расположены горы? (на юге и на востоке).
  4. В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к крупнейшие реки текут на север).

Шаг 2. Анализируем для каждого класса самые востребованные темы, то есть те темы, без знания которых нельзя выполнить задания первой части. для учащихся 6 класса.

Номер задания ЕГЭ Тема в 6 классе Задания с данными, соответствующими уровню шестого класса, умение выполнять которые требуется для решения соответствующего задания ЕГЭ.
А 1. Глобус, Географическая карта и план местности. Градусная сеть. Географические координаты.
  1. Используя карты атласа, назовите:

А) океаны и материки, которые пересекает параллель 20 с.ш.

Б) океаны и материки, которые пересекает параллель 30 ю.ш.

В) город, через который проходит нулевой меридиан

Г) океаны, который пересекает меридиан 30 з.д.

А 2. «Литосфера».
  1. Нанесите на контурную карту крупнейшие вулканы Земли.
  2. Взаимотренаж «Материк-вулкан».
  3. Установите соответствие:
Материк Вулкан
Евразия Кракатау
Африка Фудзияма
Антарктида Котопахи
Южная Америка Этна
А 3. Гидросфера. Соленость мирового океана. 1. Дополните фразу: На соленость поверхностных вод в океане влияет….(выберите ответ)

А)-извержения подводных вулканов

Б)-атмосферные осадки

В)-холодные океанические течения

Г)-сток с суши

2. Укажите среднюю соленость Мирового океана:

А)-20%

Б)25%

В)30%

Г) 35%

3. Самая большая соленость в Мировом океане зафиксирована в:

А) Персидском заливе

Б) Аравийском море

В) Красном море
А 4. Атмосфера.

Строение атмосферы.

1. Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Покажите мощность отдельных слоев, плотность воздуха, наличие (отсутствие) водяного пара и облаков.

2. Расположите слои атмосферы в порядке начиная от земли.

  1. термосфера;
  2. стратосфера;
  3. озоносфера;
  4. тропосфера.
А 5. Атмосфера. Строение атмосферы.

Биосфера. Природная зональность.

Африка. Природа.

  1. Установить соответствие растений и животных природным зонам материков.
  2. Перечислите символы растительного и животного мира материков Земли.
  3. Установить соответствие растений и животных отдельным материкам Земли.
А 6. «Гидросфера». Части Мирового океана.

Атлантический океан. Части Атлантического океана.

Евразия. Береговая линия.

1. На к\к нанести части Мирового океана (заливы).

2. ВТ по номенклатуре «Части Мирового океана»

  1. Атлантический океан
  2. Тихий океан.
  3. Индийский океан.
  4. Северный Ледовитый океан.
  5. Чёрное море.
  6. Балтийское море.
  7. Баренцево море.
  8. Средиземное море.
  9. Красное море.
  10. Охотское море.
  11. Японское море.
  12. Карибское море.
  1. Бенгальский залив.
  2. Мексиканский залив.
  3. Персидский залив.
  4. Гвинейский залив.
  5. Берингов пролив.
  6. Гибралатарский пролив
  7. Магелланов пролив.
  8. пролив Дрейка.
  9. Малайский пролив.
  10. Бискайский залив.

3. Нанести на к\к границы Атлантического океана и подписать моря, заливы и проливы.

4. ВТ по номенклатуре «Атлантический океан»

  1. Мексиканский залив.
  2. Гудзонов залив.
  3. Финский залив.
  4. Бискайский залив.
  1. Балтийское море.
  2. Средиземное море.
  3. Карибское море.
  4.  

5. На к\к нанести географические объекты береговой линии Евразии (заливы).

  1. Нанести географические объекты береговой линии Европы.
  2. ВТ по номенклатуре «Евразия»
  1. Атлантический океан.
  2. Тихий океан.
  3. Индийский океан.
  4. Северный Ледовитый океан.
  5. Средиземное море.
  6. Красное море.
  7. Японское море.
  1. Бенгальский залив.
  2. Гибралатарский пролив
  3. Персидский залив.
  4. Баренцево море
  5. Чёрное море .
  6. Балтийское море.
  7. Охотское море
А 7. Южная Америка. Природа Южной Америки.
  1. Назовите и покажите на карте природные зоны Южной Америки?
  2. Нанесите на к\к природные зоны Южной Америки.
  3. Путешествие по природным зонам Южной Америки.

Маршрут путешествия обозначен на настенной карте: Амазония - Бразильское плоскогорье - Анды - пустыня Атакама - Патагония.

Учащиеся читают текст в учебнике или смотрят видеофильм. Записывают термины и понятия, связанные с природным комплексом. Чертят схему, показывают связи внутри природного комплекса, определяют компонент комплекса, который в настоящее время испытывает сильные изменения со стороны человека и его деятельности.

Определяют направление, в каком им предстоит двигаться дальше, и какой вид транспорта они выберут (свой выбор они должны обосновать).

А 8. Атмосфера

«Зависимость климата от близости морей и океанов, океанских течений и направления господствующих ветров».

Атмосфера.

«Климатические пояса».

Австралия и Океания.

«Климат Австралии».

  1. Составьте схему «Влияние течений на климат берегов».
Теплое

течение

повышение

t воздуха

увеличение

испарения

увеличение количества

осадков

Холодное

течение

понижение

t воздуха

уменьшение

испарения

уменьшение количества

осадков.

  1. Нанести на к\к климатические пояса Австралии, отразить сектора (области) поясов, показать количество осадков в каждом секторе?.
  2. Какие климатообразующие факторы повлияли на климатических областей?
  3. Почему Австралия является самым сухим материком?
  4. Какие районы Австралии получают больше всего осадков?
  5. Определение климата по климатограммам
А 9. Рельеф территории России.

Реки.

  1. Какая форма рельефа преобладает на территории России? Равнины или горы? (равнины).
  2. Где в России расположены равнины? (на западе и севере)
  3. А где расположены горы? (на юге и на востоке).
  4. В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к крупнейшие реки текут на север).