Необходимость обеспечить качественное освоение знаний (наряду с надпредметными умениями, компетентностями и т.д.) ставит нас перед необходимостью иметь средства контроля за знаниями и умениями базового уровня по предмету, которые формируются у школьника в каждом классе. Проведение контрольных работ обеспечит усвоение базового уровня и формирование надпредметных компетенций. Кроме того, анализ и «разложение» каждого задания ЕГЭ по классам позволяет каждый год отслеживать продвижение школьника в рамках данной большой темы.
Данная контрольная работа составлена на основе КИМ 2006 года.
Шаг 1. Прорабатываем все задания первой части ЕГЭ
А1. Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 37 с.ш. и 3 з.д.?
- А;
- В;
- С;
- D.
ШАГ | КЛАСС | ТЕМА | ЗАДАНИЯ |
Вспоминаю понятия «широта» и «долгота». Вспоминаю что широта бывает северная и южная и определяется по параллелям. Определить по участку карты какие параллели проведены – есть 20 и 40 с.ш. Делаю вывод, что 37 с.ш находится между параллелями 20 и 40 – им соответствует точка А и В. вспоминаю, что долгота измеряется по меридианам, а отправным меридианом считается нулевой меридиан. Нахожу нулевой меридиан. Вспоминаю, что на запад от нулевого меридиана – западная долгота, а на восток – восточная долгота. Делаю вывод: правильный ответ – точка А. |
6 | «План и карта» Географические координаты. | Используя карты атласа, назовите: А) океаны и материки, которые пересекает параллель 20 с.ш. Б) океаны и материки, которые пересекает параллель 30 ю.ш. В) город, через который проходит нулевой меридиан. Г) океаны, который пересекает меридиан 30 з.д. |
А 2. Какой буквой на фрагменте карты мира обозначен вулкан Фудзияма?
- А;
- В;
- С;
- D.
ШАГ | КЛАСС | ТЕМА | ЗАДАНИЯ | ||||||||||
Знание номенклатуры. Вспоминаю, что сейсмические пояса сопровождаются вулканизмом. |
6 7 |
«Литосфера» «Строение Земной коры» |
Нанесите на контурную карту крупнейшие вулканы
Земли. Взаимотренаж «Материк-вулкан» Установите соответствие:
|
А 4. Как называется ближайший к земной поверхности слой атмосферы.
- термосфера;
- стратосфера;
- озоносфера;
- тропосфера.
ШАГ | КЛАСС | ТЕМА | ЗАДАНИЯ |
|
6 | Атмосфера. Строение атмосферы. |
1. Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Покажите
мощность отдельных слоев, плотность воздуха, наличие (отсутствие)
водяного пара и облаков. 2. Расположите слои атмосферы в порядке начиная от земли.
|
А5. Какое соответствие «растение - материк, на котором оно произрастает» является верным?
- эвкалипт - Африка;
- бутылочное дерево - Евразия;
- баобаб - Австралия;
- секвойя - Северная Америка.
ШАГ | КЛАСС | ТЕМА | ЗАДАНИЯ |
|
7 7 7 7 7 7 |
Биосфера. Природная зональность. Африка. Природа Африки. Австралия. Природа Австралии. Южная Америка. Природа Южной Америки. Северная Америка. Природа Северной Америки. Евразия. Природа Евразии. |
И т.д по всем материкам. Игра «Ассоциация». Игра заключается в определении растений и животных по образным ассоциациям и «поселении» их в соответствующую природную зону материка. Работа проводится в группах. Каждой группе дается набор рисунков растений одной зоны и животных другой зоны. Задание по рисунку определить название растения и животного и поместить их на карту соответственно той зоне которой они принадлежат. |
А8. Территория азиатской части России имеет общий наклон к:
- северу;
- югу;
- западу;
- востоку.
ШАГ | КЛАСС | ТЕМА | ЗАДАНИЯ |
Шаг 1. Вспомнить в какую сторону несут свой водыреки
азиатской части России? (на север) Шаг 2. Или к бассейну какого океана принадлежат большая часть рек азиатской части Росси?(Северный Ледовитый океан) Шаг 3. Где находится Северный Ледовитый океан? (на севере) Шаг 4.Вывод: Территория азиатской части России имеет общий уклон к северу. |
8 | Рельеф территории. России. Реки. |
|
Шаг 2. Анализируем для каждого класса самые востребованные темы, то есть те темы, без знания которых нельзя выполнить задания первой части. для учащихся 6 класса.
Номер задания ЕГЭ | Тема в 6 классе | Задания с данными, соответствующими уровню шестого класса, умение выполнять которые требуется для решения соответствующего задания ЕГЭ. | ||||||||||
А 1. | Глобус, Географическая карта и план местности. Градусная сеть. Географические координаты. |
А) океаны и материки, которые пересекает параллель 20 с.ш. Б) океаны и материки, которые пересекает параллель 30 ю.ш. В) город, через который проходит нулевой меридиан Г) океаны, который пересекает меридиан 30 з.д. |
||||||||||
А 2. | «Литосфера». |
|
||||||||||
А 3. | Гидросфера. Соленость мирового океана. | 1. Дополните фразу: На соленость поверхностных вод в океане
влияет….(выберите ответ) А)-извержения подводных вулканов Б)-атмосферные осадки В)-холодные океанические течения Г)-сток с суши 2. Укажите среднюю соленость Мирового океана: А)-20% Б)25% В)30% Г) 35% 3. Самая большая соленость в Мировом океане зафиксирована в: А) Персидском заливе Б) Аравийском море В) Красном море |
||||||||||
А 4. | Атмосфера. Строение атмосферы. |
1. Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Покажите
мощность отдельных слоев, плотность воздуха, наличие (отсутствие)
водяного пара и облаков. 2. Расположите слои атмосферы в порядке начиная от земли.
|
||||||||||
А 5. | Атмосфера. Строение атмосферы. Биосфера. Природная зональность. Африка. Природа. |
|
||||||||||
А 6. | «Гидросфера». Части Мирового океана. Атлантический океан. Части Атлантического океана. Евразия. Береговая линия. |
1. На к\к нанести части Мирового океана (заливы). 2. ВТ по номенклатуре «Части Мирового океана»
3. Нанести на к\к границы Атлантического океана и подписать моря, заливы и проливы. 4. ВТ по номенклатуре «Атлантический океан»
5. На к\к нанести географические объекты береговой линии Евразии (заливы).
|
||||||||||
А 7. | Южная Америка. Природа Южной Америки. |
Маршрут путешествия обозначен на настенной карте: Амазония - Бразильское плоскогорье - Анды - пустыня Атакама - Патагония. Учащиеся читают текст в учебнике или смотрят видеофильм. Записывают термины и понятия, связанные с природным комплексом. Чертят схему, показывают связи внутри природного комплекса, определяют компонент комплекса, который в настоящее время испытывает сильные изменения со стороны человека и его деятельности. Определяют направление, в каком им предстоит двигаться дальше, и какой вид транспорта они выберут (свой выбор они должны обосновать). |
||||||||||
А 8. | Атмосфера «Зависимость климата от близости морей и океанов, океанских течений и направления господствующих ветров». Атмосфера. «Климатические пояса». Австралия и Океания. «Климат Австралии». |
|
||||||||||
А 9. | Рельеф территории России. Реки. |
|