Интегрированный урок (чтение + ИЗО + музыка) по теме "Русская народная сказка «Морозко»"

Разделы: Начальная школа


Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки, научить с помощью изобразительного исскуства выражать пережитое в рисунке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Ничинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Пожелайте успехов глазами –
И вперед, за новыми знаниями.

II. Дети читают текст на мониторах.

Жужжащее чтение. (Гимнастика для языка)

Диетический стол.

У акулы Акулины
Было двое акулят.
Акулята плыли чинно
И глотали все подряд:

Рыбу, рыбку и рыбешку,
И кастрюлю с поварешкой,
Старый якорь, новый трос,
Сетку, клетку, пылесос.

Все хватали, все глотали
И, глотая, подрастали.
Проглотили стол и стул –
Выросли в больших акул!

Учитель:

Уменья, навыки и знания
Показать вы всем должны,
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
Итак, я тему предлагаю
И план урока открываю.

На экране тема урока:

Литературное чтение. Интегрированный урок. (чтение, изобразительное искусство, музыка). Тема: Русская народная сказка «Морозка».

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. На этом уроке мы соединим сразу три урока: чтение, изо, музыка.

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке.

III. Какие вы знаете виды сказок?

А в этом мне поможет группа ребят, которые дома готовили домашнее задание.

Ученик: – выступает в роли сказателя, рассказчика.

«… Уставшее за день солнце быстро катило к горизонту, воздух становился резким и туманным. Медленно, словно на цыпочках подбирались сумерки, ребятишки, выскакивая из домов неслись к избушке дедушки Сказая. Каждый вечер у него собиралась деревенская детвора послушать новую сказку. Каждая сказка дедушки была новой, не похожей на предыдущую и обязательно интересной. Откуда он брал эти сказки, никто не знал. Но вот однажды он рассказал сказку. – Эту сказку мне рассказал мой дед, а ему – его дед. Давно это было.

Вот эту сказку стали рассказывать всюду, кое – что изменяя и переделывая.»

Зачин – начало сказки.

В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица.

На экране зачин сказки из фильма «Морозко».

IV. Работа с учебником. (Чтение сказки «Морозко» стр. 107 – 109.)

А что было дальше?

Ученик: – Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.

Приводит пример:

Стали себе жить – поживать да добра наживать.

Сказке – конец, а мне меду корец.

Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

А может концовка сказки быть совсем другой.

Вот послушайте ребята…. (зачитать конец сказки «Морозко»)

V. Фронтальная беседа после чтения сказки.

  1. Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
  2. Как жилось дочке старика?
  3. Почему старик повез свою дочь в лес?
  4. Почему Морозко пожалел девушку?
  5. Почему старуха отправила свою дочь в лес?
  6. Чему же учит нас сказка?

(Не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по их душевным достоинствам, их делам.)

VI. Моделирование сказки с помощью геометрических фигур.

Из зашифрованных фигурок составить алгоритм, который поможет рассказать сюжет сказки.

- мачеха;

- падчерица и родная дочь;

- старик;

- Морозко;

- сундук с подарками;

- сундук с углями.

Алгоритм

Физминутка.

Учитель:

Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовитесь, все ребятки!

Танцевальная зарядка!

Дети:

Мы танцуем «Хлопай - топай»,
Утром, днем и вечером!
Лучший танец – «Хлопай - топай»,
Когда делать нечего..
Кем бы ни был ты - отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул девять раз.

VII. Учитель музыки:

Богатый и поэтический мир звуков всегда привлекал слушателей своей выразительностью и красотой.

Музыка может поднять настроение или навеять грусть, заставить задуматься или помечтать.

Она может поведать о правдивых и сказочных событиях.

Неисчерпаемым источником для вдохновения композитора были литературные произведения.

Изображая сказочных героев, музыка звучала, то зачарованно, то зловеще и настороженно, то нежно и ласково.

Музыка может подражать звуками природы: пению птиц, журчанию ручейка и даже морозу со снежной бурей и с завыванием ветра.

Сейчас мы послушаем музыкальный отрывок из сказки «Морозко», музыку к сказке написал Н. Будашкин, она помогает ярче раскрыть образ того, или иного героя сказки.

Послушай и скажите:

  1. В исполнении, каких музыкальных инструментов прозвучала музыка?
  2. В каком темпе прозвучала музыка?
  3. Какой характер?
  4. Что вы представляете, слушая эту музыку?
Темп Характер
Музыки
Быстрый

Медленный

Умеренный

Скорый

Стремительный

С замедлением

С ускорением

Веселый

Грустный

Спокойный

Взволнованный

Праздничный

Печальный

Радостный

Задорный

VIII. Учитель изобразительного искусства:

  • Какие картины предстали перед вами при прослушивании сказки?
  • А при чтении?
  • Как вы представили себе образы героев?
  • Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках?
  • Кто хотел нарисовать Настеньку?
  • Какой вы представляете себе Марфушечку?
  • Какие краски будете использовать?
  • Кто хочет изобразить Морозко?
  • Какие краски здесь используете?
  • Какие другие картинки вам хочется нарисовать?
  • Какие цвета используете?

IX. Самостоятельная работа учащихся.

(Дети рисуют сразу красками.) Звучит музыка.

X. Задание на дом.

  1. Читать, разделить сказку на части и озаглавить каждую часть. Стр. 107 – 109.
  2. Задание по карточкам (индивидуальная работа).

XI. Итог урока.

  • Понравился урок?
  • Что нового узнали?
  • Чему учит нас сказка?

XII. Оценки.