Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки, научить с помощью изобразительного исскуства выражать пережитое в рисунке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Ничинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Пожелайте успехов глазами –
И вперед, за новыми знаниями.
II. Дети читают текст на мониторах.
Жужжащее чтение. (Гимнастика для языка)
Диетический стол.
У акулы Акулины
Было двое акулят.
Акулята плыли чинно
И глотали все подряд:Рыбу, рыбку и рыбешку,
И кастрюлю с поварешкой,
Старый якорь, новый трос,
Сетку, клетку, пылесос.Все хватали, все глотали
И, глотая, подрастали.
Проглотили стол и стул –
Выросли в больших акул!
Учитель:
Уменья, навыки и знания
Показать вы всем должны,
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
Итак, я тему предлагаю
И план урока открываю.
На экране тема урока:
Литературное чтение. Интегрированный урок. (чтение, изобразительное искусство, музыка). Тема: Русская народная сказка «Морозка».
Сегодня мы с вами проведем необычный урок. На этом уроке мы соединим сразу три урока: чтение, изо, музыка.
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке.
III. Какие вы знаете виды сказок?
А в этом мне поможет группа ребят, которые дома готовили домашнее задание.
Ученик: – выступает в роли сказателя, рассказчика.
«… Уставшее за день солнце быстро катило к горизонту, воздух становился резким и туманным. Медленно, словно на цыпочках подбирались сумерки, ребятишки, выскакивая из домов неслись к избушке дедушки Сказая. Каждый вечер у него собиралась деревенская детвора послушать новую сказку. Каждая сказка дедушки была новой, не похожей на предыдущую и обязательно интересной. Откуда он брал эти сказки, никто не знал. Но вот однажды он рассказал сказку. – Эту сказку мне рассказал мой дед, а ему – его дед. Давно это было.
Вот эту сказку стали рассказывать всюду, кое – что изменяя и переделывая.»
Зачин – начало сказки.
В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица.
На экране зачин сказки из фильма «Морозко».
IV. Работа с учебником. (Чтение сказки «Морозко» стр. 107 – 109.)
А что было дальше?
Ученик: – Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.
Приводит пример:
Стали себе жить – поживать да добра наживать.
Сказке – конец, а мне меду корец.
Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
А может концовка сказки быть совсем другой.
Вот послушайте ребята…. (зачитать конец сказки «Морозко»)
V. Фронтальная беседа после чтения сказки.
- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
- Как жилось дочке старика?
- Почему старик повез свою дочь в лес?
- Почему Морозко пожалел девушку?
- Почему старуха отправила свою дочь в лес?
- Чему же учит нас сказка?
(Не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по их душевным достоинствам, их делам.)
VI. Моделирование сказки с помощью геометрических фигур.
Из зашифрованных фигурок составить алгоритм, который поможет рассказать сюжет сказки.
- мачеха;
- падчерица и родная дочь;
- старик;
- Морозко;
- сундук с подарками;
- сундук с углями.
Алгоритм
Физминутка.
Учитель:
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовитесь, все ребятки!
Танцевальная зарядка!
Дети:
Мы танцуем «Хлопай - топай»,
Утром, днем и вечером!
Лучший танец – «Хлопай - топай»,
Когда делать нечего..
Кем бы ни был ты - отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул девять раз.
VII. Учитель музыки:
Богатый и поэтический мир звуков всегда привлекал слушателей своей выразительностью и красотой.
Музыка может поднять настроение или навеять грусть, заставить задуматься или помечтать.
Она может поведать о правдивых и сказочных событиях.
Неисчерпаемым источником для вдохновения композитора были литературные произведения.
Изображая сказочных героев, музыка звучала, то зачарованно, то зловеще и настороженно, то нежно и ласково.
Музыка может подражать звуками природы: пению птиц, журчанию ручейка и даже морозу со снежной бурей и с завыванием ветра.
Сейчас мы послушаем музыкальный отрывок из сказки «Морозко», музыку к сказке написал Н. Будашкин, она помогает ярче раскрыть образ того, или иного героя сказки.
Послушай и скажите:
- В исполнении, каких музыкальных инструментов прозвучала музыка?
- В каком темпе прозвучала музыка?
- Какой характер?
- Что вы представляете, слушая эту музыку?
Темп | Характер |
Музыки | |
Быстрый Медленный Умеренный Скорый Стремительный С замедлением С ускорением |
Веселый Грустный Спокойный Взволнованный Праздничный Печальный Радостный Задорный |
VIII. Учитель изобразительного искусства:
- Какие картины предстали перед вами при прослушивании сказки?
- А при чтении?
- Как вы представили себе образы героев?
- Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках?
- Кто хотел нарисовать Настеньку?
- Какой вы представляете себе Марфушечку?
- Какие краски будете использовать?
- Кто хочет изобразить Морозко?
- Какие краски здесь используете?
- Какие другие картинки вам хочется нарисовать?
- Какие цвета используете?
IX. Самостоятельная работа учащихся.
(Дети рисуют сразу красками.) Звучит музыка.
X. Задание на дом.
- Читать, разделить сказку на части и озаглавить каждую часть. Стр. 107 – 109.
- Задание по карточкам (индивидуальная работа).
XI. Итог урока.
- Понравился урок?
- Что нового узнали?
- Чему учит нас сказка?
XII. Оценки.