Урок биологии по теме "По следам Х.Колумба". Обобщающий урок с элементами интеграции по теме "Классификация покрытосеменных растений"

Разделы: Биология


Задачи:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии и значении покрытосеменных растений;
  • развивать творческую активность учащихся;
  • воспитание уважения к труду ученых - селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова.

Оборудование: Таблицы, гербарии, рисунки, карта полушарий, атласы географические, портреты Х. Колумба, Н.И. Вавилова, видеофильм.

Ход урока

Учитель: Каждый из вас любит путешествовать. Вы не раз отправлялись в походы по родному краю, многие побывали в других странах. Сегодня мы совершим не совсем обычное путешествие, оно будет заочным - прямо на уроке, из классного кабинета. Мы закончили изучение темы «Классификация покрытосеменных растений» и на уроке должны систематизировать и обобщить наши знания. Прежде чем отправиться в путешествие, проверим вашу готовность, а заодно и приобретем билеты на корабль. Куда же мы отправляемся? Путь предстоит долгим, ведь мы плывем вслед за Х. Колумбом. Вместе с нами плывут историки и географы. Предоставим им слово.

Историк: Это было почти 500 лет назад. В то время европейцы вели большую торговлю с Индией. Там они покупали пряности (перец, корицу, гвоздику), которые высоко ценились в Европе. Путь проходил по суше через Малую Азию. Турки перестали пропускать европейских купцов через свои земли и нужно было искать морской путь в Индию. На поиски новых путей отправился смелый и отважный мореплаватель - Христофор Колумб.

Учитель: Кто такой Х. Колумб?

Историк: Х. Колумб родился в Генуе в 1446 году в семье ткача-суконщика, молодость провел в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану у берегов Европы. Его интересовали дальние страны, он мечтал о путешествиях и был уверен, что Земля шарообразная. А коль это так, то путь в Индию может лежать не только на восток, но и на запад через Атлантический океан. Получив корабли от испанского короля, Х. Колумб с трудом набрал команду и отправился в путешествие.

Учитель: (фронтальная работа с классом) Откройте атласы и ответьте на вопросы:

а) в какие годы совершал путешествие Х.Колумб;

б) стрелками какого цвета отмечен на карте его маршрут;

в) где началось и закончилось плавание.

«3 августа 1492 года корабли вышли из бухты. Море было спокойно и пустынно, дул попутный ветер. Так шли больше месяца. 15 сентября 1492 года Колумб и его спутники увидели зеленую полоску…»

Итак, мы приобретаем посадочные билеты (жетоны).

Вопросы:

  1. Что такое ботаника?
  2. Кто является основоположником систематики?
  3. Что изучает систематика?
  4. Что такое вид?
  5. Какие систематические группы вы знаете?
  6. Какие растения называются культурными?
  7. Что такое сорт?
  8. Какие классы выделяют в отделе покрытосеменные?
  9. Назовите признаки двудольных растений.
  10. Какие семейства относятся к классу двудольных? (ответы учеников)

Молодцы! Билеты приобретены, отправляемся в плавание. Та зеленая полоска Земли, которую увидели мореплаватели, не была долгожданной сушей. Это было Саргассово море.

Географ: Саргассово море занимает пространство 100000 кв. км, имеет глубину от 2 до 7 км. Это море не имеет берегов. Границами его географы считают морские течения, охватывающие овальным кольцом огромное пространство воды, лишенное сколько-нибудь заметных течений. На старинном глобусе 400-летней давности Саргассово море названо по латыни «Травянистым морем». Слово «трава» применил Колумб, который открыл это море. Поверхность моря покрыта плавающими водорослями, поэтому оно выглядит зеленым. В большинстве это водоросли из рода саргассум. Эти водоросли увешены воздушными вздутиями, выполняющими роль поплавков.

Учитель: Достичь берегов Нового Света удалось лишь 12 октября 1492 года. Это был остров Уотлинг из группы Богамских островов. Так была открыта Америка, вместе с ней в Европе стали известны многие новые растения (фрагмент видеофильма о видовом многообразии Америки). Обратите внимание на карты, лежащие у вас на столах (карта центров происхождения культурных растений). Учение о центрах происхождения культурных растений создано русским ученым Н.И.Вавиловым.

Историк: Н.И. Вавилов родился в 1887 году в Москве. С одинаковым основанием его можно считать и генетиком, и растениеводом, и селекционером, и географом. С 1924 года он руководил Всесоюзным институтом растениеводства. Под его руководством изучались растительные богатства мира. На основании этих исследований было создано учение о центрах происхождения культурных растений. Им пользуются ученые всего мира, так как эти центры являются источниками разнообразного исходного материала для селекции. Н.И.Вавилов посетил с экспедициями более 50 стран мира и рассказал об этом в увлекательной книге «Пять континентов».

Учитель: Какие центры расположены в Америке? Какие растения мы узнали благодаря Х. Колумбу? По рассказам моряков местное население радушно встретило путешественников, обменивалось с ними товаром. На этом подносе вы видите растения, которые впервые увидели европейцы в Америке. К какому семейству они относятся? Назовите признаки семейства пасленовых (ответы учащихся).

Учащиеся одевают на голову элементы костюмов и представляют растения.

Картофель. Представьте свою жизнь без меня: Чем заправить суп? Что подать на гарнир к рыбе? А чипсы? Накрахмаленное белье? Моя родина - плоскогорья Перу и Боливии. В Европу я попал благодаря испанцам в 16 веке. Французская королева благосклонно отнеслась ко мне и включила мой цветок в свой туалет. Вслед за ней, ни одна придворная дама не одевала шляпку без моего цветка. В пищу употребляли тоже только в богатых домах. В Россию я попал благодаря Петру I, хотя первоначально называли «чертово яблоко» и возникали картофельные бунты. Но, в конце концов, я стал вторым хлебом. Предлагаю всем составить картофельный ряд, ведь все должны знать, как меня вырастить.

Ученики выполняют работу на листочках, сдают «картофелю», который проверяет ее по трафарету и выставляет оценки.

Картофельный ряд. Выбрать и расположить агротехнические приемы выращивания картофеля в правильной последовательности.

  1. Рыхление.
  2. Полив.
  3. Окучивание.
  4. Пасынкование.
  5. Подкормка.
  6. Прищипка.
  7. Опрыскивание ядохимикатами.
  8. Глубина посадки 5-10 см.
  9. Глубина посадки 15-20 см.
  10. Посадка в открытый грунт.
  11. Посадка в парник.
  12. Расстояние между рядами 60-70-см.
  13. Расстояние между рядами 20-25 см.
  14. Внесение удобрений перед посадкой.
  15. Расстояние между клубнями 30-40-см.

(ответы: 14,10, 8,15,12,1, 3,7)

Сценка (беседа англичанина, русского и француза).

Англичанин: Джентльмены, а знаете ли вы, что мнения о табаке противоречивы? У нас в Англии был издан указ, по которому уличенных в курении водили с петлей на шее, а злостным курильщикам отрубали головы.

Француз: Ужас! Казнить! Из-за табака! Мой швейцарский друг прислал мне великолепный табак и рецепт- это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость.

Русский: У нас в России считали, что зелье сие губительно для здоровья. Известный пожар в Москве в 1634 году произошел по вине курильщиков. Царь учинил запрет на табак. Однако Петр I пристрастился в Европе к табаку и отменил этот указ.

Табак: родом я из тропической Америки, где и прошло мое детство. Х. Колумб привез меня в Испанию в 1496 году. Декоративное растение - вот кем я был вначале. Юность прошла в скитаниях по Европе, меня, то принимали, то гнали прочь. Да есть во мне много яда, но дружбу свою я никому не навязываю. А вот бороться с сельскохозяйственными вредителями и возбудителями чесотки помогу с удовольствием.

Учитель: Курение табака действительно опасно для здоровья, но, к сожалению многие об этом задумываются очень поздно. Особенно опасно курение в детском возрасте, когда человек растет. Подумайте об этом ребята.

Историк. Это было в далеком 1532 году, у реки Ориноко собралось войско испанцев – завоевателей Нового Света. Индейские воины со стрелами и копьями стояли невдалеке. Но вдруг бронзовые воины с перьями на голове построились и молча, двинулись на испанские полки. Впереди шли два индейца с большими сковородами в руках, на которых горели раскаленные угли. Время от времени они сыпали на горячие угли пригоршни порошка из мешков, что висели у них по бокам, кверху взвивался густой дым. Испанцы бросились навстречу индейцам, но ветер донес до них дым и они стали чихать, кашлять, слезы застилали им глаза. Сражение было проиграно.

Перец: А все благодаря мне - красному перцу. Мои плоды содержат едкое острое вещество, которое раздражает слизистые оболочки рта, носа, гортани. Не путайте меня с перцем черным и сладким. Черный вообще из другого семейства, а сладкий вывели селекционеры и он гордиться, что на него спрос больше, чем на меня. Но порошок красного перца хорошо известен поварам, как чудесная приправа.

Учитель: сейчас мы попробуем угадать, что еще было на том загадочном подносе.

Висит дом кверху дном,
Семьсот коморок и все без запорок
В каждой жилец – черный жилет.

(подсолнечник)

Подсолнечник: конечно, это я – «цветок Солнца», так меня называли в Европе. Я был декоративным растением, как многие мои родственники из семейства сложноцветных. В Россию я попал в XVIII веке и лишь через много лет люди обнаружили во мне масло. С тех пор я важнейшая масличная культура, а Россия стала моей второй родиной, именно здесь началась селекция масличных сортов подсолнечника.

Учитель: Назовите признаки семейства сложноцветных. Какие еще растения из этого семейства вы знаете? (ученики отвечают и находят растения на таблицах, рисунках, гербариях).

Подсолнечник: Позвольте представить свою подружку.

Хоть чином и не хан-
На голове – султан,
А с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.

(кукуруза)

Кукуруза: В Америке, до открытия ее европейцами, я была главной зерновой культурой, единственным хлебом. В 1493 году Х. Колумб привез меня в Испанию, называли меня маисом, как на Гаити. Сегодня, как только не используют меня люди, получая зерно, муку, крупу, масло, крахмал, сахар, сироп, хлопья, спирт. Из зеленых стеблей и листьев делают бумагу, медицинские препараты, изоляцию.

Учитель: А кто еще был рядом с вами на то чудесном подносе?

Кукуруза: Попробуйте отгадать.

Ласково матушкой все величают, и все семейство ее почитают (тыква).

Тыква: О, это обо мне! Я редкий овощ для столь северного края, но любители хорошо знают меня и даже выращивают на своих дачных участках. Первую тыквенную кашу сварили индейцы в Америке задолго до Колумба. Больше всего ценили тыкву мускатную за ее сладкий вкус. Из тыквы получают витамин А, так как я крупнее всех овощей, которые содержат каротин. Столовая тыква может весить до 60 кг. Тыква - горлянка идет на изготовление посуды: мисок, ведер, бутылей и даже бочек. Знаменитый африканский барабан – тамтам и тот сделан из тыквы. Кулинары умеют приготовить из тыквы более 30 блюд: суп, котлеты, запеканку, пудинг, торт, варенье. Да и мои ближайшие родственники вам хорошо знакомы: арбуз, огурец, кабачок (показывает рисунки).

Учитель: Ребята, переходим к защите кулинарных рецептов (каждая группа, обычно их 4 или 5, представляет один рецепт). Благодарим всех за работу. Итак, оказывается, что с открытием Америки мы получили большое количество культурных растений, без которых не можем представить сегодня свою жизнь. Заканчивая сегодняшний урок, я хочу, чтобы дома вы написали небольшие рассказы или сделали презентации еще двум «американцам»: какао и ананас. Постарайтесь, чтобы ваши работы были творческими. Объявляются оценки за урок (ответы на вопросы оцениваются по количеству полученных жетонов).

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия том 12. – М.: Советская энциклопедия, 1973.
  2. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. – М.: Колос, 1992.
  3. Детская энциклопедия том 6. – М.: Педагогика, 1974.
  4. Зигуленко С.Н., Малов В.И.. Вавилов Н.И. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии 6 - 9 класс. – СПб.: СПГУПМ, 1997.
  6. Парфилова Л.Д. Тематические игры по биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Тетюрев В. Спроси мнение самого растения. – М.: Детская литература, 1984.
  8. Трайтак Д.И.Книга для чтения по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1996.
  9. Энциклопедия для детей том 2 биология, 3 география. – М.: Аванта +, 1997.
  10. Энциклопедический словарь юного биолога. – М.: Педагогика, 1986.