Цель урока: Обобщить представление о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ – реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам.
Задачи:
- Образовательная - систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
- Развивающая - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
- Воспитательная - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медная проволока, спиртовка, цинк, соляная кислота, перманганат калия, штатив, пробирки, лучинка, вата, хлорид бария, сульфат натрия, серная кислота, вода, учебник химия для 11-го класса, рабочая тетрадь, таблица для заполнения результатов лабораторных опытов, презентация.
Методы:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- Наглядный (проектор);
- Практический (выполнение опытов).
Форма работы: групповая, фронтальная.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин)
- Актуализация знаний: (3 мин)
- химическая реакция;
- признаки химических реакций;
- условия протекания химических реакций.
- Изучение нового материала:
- классификация химических реакций (практическая работа). ТБ при работе с кислота и со спиртовкой.
- Закрепление (выполнение упражнений).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Актуализация знаний. (3 мин)
Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.
Учащимся задаются вопросы.
Какие признаки химических реакций вы знаете?
Признаки химических реакций:
- выделение или поглощения тепла иногда выделение света;
- изменение окраски;
- появление запаха;
- образование осадка;
- выделение газа.
А каковы же условия возникновения и течения химических реакций?
- измельчение и перемешивание;
- нагревание.
Учитель благодарит учащихся за ответы.
3. Изучение нового материала.
Ребята без химических реакций невозможна жизнь. В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Учитель просит учащихся дать определение термину «реакция», т.е. как они понимают что такое реакция. После ответов ребят, учитель говорит, что термин «реакция» с латыни означает «противодействие», «отпор», «ответное действие». (Слайд 1)
Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций. В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Итак, тема нашего урока: «Классификация химических реакций». (Слайд 2)
И сегодня на уроке каждый из вас узнает, какие типы химических реакций существуют и по каким признакам их классифицируют. Учитель обращает внимание ребят на доску где написано содержание урока.
- Химические реакции.
- Классификация химических реакций:
- по числу и составу исходных и образовавшихся веществ;
- л/р;
- по тепловому эффекту;
- по наличию катализатора;
- по агрегатному состоянию;
- по направлению;
- по изменению с.о.
- Решение упражнений.
Далее учитель просит учащихся дать определение словосочетанию «химическая реакция» (не смотря в учебник). После предложенных вариантов учитель просит ребят найти определение в учебнике и зачитать его. (стр.100 учебника)
Учитель задает учащимся вопрос. Какие вы знаете типы химических реакций, и по каким признакам можно их классифицировать. После ответов учащихся, учитель обращает внимание учащихся на первый тип химических реакций, это по числу и составу исходных и образовавшихся веществ. (Слайд 3)
Класс разделен на 4 группы. Первая группа выполняет опыт по реакции соединения, вторая группа по реакции замещения, третья группа по реакции обмена, а четвертая группа по реакции разложения. Прежде чем ребята приступят к выполнению опытов, учитель просит, повторит ТБ. На выполнение опытов дается три минуты. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу, которая приготовленная за ранение учителем для каждого ученика.
После выполнения опытов, представитель от каждой группы выходит и рассказывает, что они делали, и записывает уравнение химической реакции на доске, каждая группа дает определение, типу реакций пользуясь учебником. Учащимся показываются слайды. (Слайд 4-7) А остальные группы наблюдают, слушают и записывают результаты в таблицу. После этого задания, учитель просит учащихся вспомнить, какие еще они знают типы реакций. (Слайд 8-9) Примеры этих типов химических реакций приведены на доске.
4. Закрепление. (Слайд 10-18) Задания в форме теста.
5. Итог урока.
У В. Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит, это кому - нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому – то нужно. И здесь у меня возникает желание предложить вам небольшой реферат, в котором на примерах нужно показать значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.
6. Домашнее задание. П. 11 выполнение теста. (Приготовленный для каждого учащегося). (Слайд 19)
7. Рефлексия.
- Что я узнал (а) сегодня на уроке….?
- Я научился (ась)….?
Задания по теме «Классификация химических реакций».
1. Дано уравнение реакции получения оксида азота (ΙΙ): N2 + O2 ↔ 2NO – Q
Дайте характеристику реакции по всем изученным вами классификационным признакам.
2. Соотнесите:
А) разложения, гетерогенная. | А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 +3H2 |
Б) соединения, гомогенная. | Б1) H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2HCl + Q |
В) обмена, экзотермическая. | В1) 2H2 + O2 → 2H2O |
Г) замещения, окислительно - восстановительная. | Г1) 2 NaOH → Na2O + H2O |
3. Приведите примеры образования оксида меди (П) в результате реакции:
- соединения,
- разложения.
4. Проставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите к какому типу относиться каждая из них:
- Al + Cl2 → Al2O3
- CaO + HCl → CaCl2 + H2O
- NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2
- Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2
5. К какому типу химической реакции относиться образование углекислого газа в результате:
- взаимодействия угля с оксидом меди;
- прокаливания известняка;
- сжигания угля;
- горения угарного газа?
6*. По каким внешним признакам можно судить, что произошла химическая реакция при взаимодействии следующих пар веществ:
|
|
Напишите, какие вещества образуются, расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу реакций относиться каждая из них.
7*. Приведите два примера реакций соединения, которые сопровождаются окислением – восстановлением участвующих в реакции веществ.
8*. Приведите примеры реакций разложения, которые не связаны с процессом окисления – восстановления.
На «3» - решить задания 1-5, на «4» и «5» - решить задания 1-5 и 6-8.
Таблица результатов лабораторных опытов.
Тема: «Классификация химических реакций».
Лабораторная работа: «Типы химических реакций».
Название исходных веществ | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнение химической реакции | Тип химической реакции |
Список использованной литературы:
- Блохина О.Г. Я иду на урок химии 5-11 классы, М, «Первое сентября»: 2003 г.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии для 11 класса часть 1, М, «Дрофа»:2003 г.