Цели урока:
- Образовательная – расширить представление ребенка об окружающем нас мире, показать его разнообразие, приспособленность к средеобитания всех видов, необходимость существования их на Земле и влияние человека на окружающий нас мир.
- Воспитательная – во время бесед, практических работ воспитывать у детей гордость за природу нашей Родины и бережное отношение к ней.
- Развивающая – развивать кругозор, логическое мышление,речь и познавательный интерес детей.
Оборудование:
- карта природных зон,
- карта охраны природы,
- глобус,
- таблицы и плакаты,
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- CD-диски.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход под музыку.
II. Урок-утренник.
Учитель:
У нас сегодня не просто урок, а урок-утренник и тема урока: “Экология – предмет: интересно или нет”
Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землей!
Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушивали озера, поившие ее влагой.
Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: "Спасите меня! Я гибну!" И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.
В нашей стране они обьеденились в движение, которое называется – "Спасем Мир и Природу". Каждый может стать участником этого движения. Для этого надо только любить свою Землю и слышать ее крик "Помогите мне, люди!" И помогать ей нам с вами, как Юным Экологам.
Ученик:
Стихотворение. (К.Ибряев)
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!
Ученик:
Стихотворение. (С.Смирнов)
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Буть сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Учитель: Дети, как вы понимаете выражение "Храм природы"?
(Слово "храм" – здание для богослужения, в переносном смысле древнерусское выражение – храм науки).
Учитель: Кратко и емко сказал великий знаток природы, писатель М.Пришвин: "Охранять природу – значит охранять Родину ".
Учитель: А сейчас послушайте загадки о природе.
1. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел. (одуванчик)
2.
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден ....(боровик)
3. Какая ягода снега не боится? (клюква)
4. Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчик)
Ученик:
Стихотворение. (Евгений Карасев)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалосно рвали.В нас молчало безумное "стой!"
Нам казалось все мало,все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.Мы не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Учитель: Что вы знаете о цветах и травах?
Узнай цветок по описанию:
1.
2.
3.
Цветочные часы: Знаете ли вы, что цветы открываются и закрываются в определенное время?
1. Мак открывается в 5 утра.
2. Одуванчик в – 5-6 утра.
3. Фиалка в – 7-8 утра.
А закрываются эти цветы днем или вечером?
1. Мак – в 3 часа.
2. Одуванчик – в 2-3 часа.
3. Фиалка – в 5-6 часов.
4. Мать-и-мачеха – в 5-8 часов.
Учитель: А теперь давайте посмотрим сценку "Девочка-Ромашка".
СЦЕНКА.
Девочка – ромашка (Сидит с букетом лекарственных трав в руках)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(Протягивает букет дурмана.)
Ромашка.
Разглядела твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!
(Травяная ведьма убегает)
Ромашка.
Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать пакость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несье добную.)
(Крадучись, возвращается травяная ведьма.)
Травяная ведьма.
Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.
Ромашка.
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаком и убегает.)
Ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Учитель: Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Почему книга названа Красной? (Это сигнал тревоги.)
Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
А знаете ли вы, что есть еще и Черная книга? (В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли по вине человека.)
Ученик:
Стихотворение. (Т.Собакина)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: А без чего еще не будет красоты природы? (без птиц и зверей).
Ученик:
Стихотворение. (А. Яшин)
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Сколько всяких пернатых -
Просто диву даешься.Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится.Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.Птичье царство, и только.
Ну, дрозды,
Ну, синички...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только.
Учитель: Послушаем пластинку с голосами птиц.
Учитель: Кроссворд о птицах. (Слова написаны на дереве.)
Учитель: Вы, как юные экологи, что можете сделать для сохранения природы будущим поколениям?
Ученик:
Стихотворение "Лесной пожар." (Вадим Шефнер).
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпя искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветками вместе выжег,
Кусты спалил,и зеленый лес пошел.
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели,
Над серыми сугробами золы.
Учитель: Что вы думаете об этом?
Учитель: А теперь посмотрим сценку "На лесной опушке" и сравним. (Исполняют девочки в пестрых сарафанах с лукошками в руках).
Лапы ели прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася-лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц вам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки слушают его)
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство для нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Каждый куст берегите ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать- не сочьтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ученик:
Стихотворение. "Монолог о природе". (С. Викулов)
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить -
В моей все это власти! -
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой...
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжий
хлебный колос! Как всему венец...
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дар, я не раба,
Не забудь – ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством,
Шире – что ни год – твои шаги...
Но не занимайся самоедством!
И былину даже, что в наследство
Я тебе вручаю, береги!
Даже волка – вдруг да он последний...
Уничтожить (зверь не карандаш) -
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня...
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Учитель: Природа благодарит детей за помощь и заботу ней.
Звучит грамзапись "Солнечный круг"
Урок окончен.
III. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что узнали нового?
IV. Использованная литература.
- Журналы "Начальная школа"
- А.Е Чижевский " Я познаю мир"
- М.Х. Левитлесм "Экология"