Урок внеклассного чтения в 3-м классе. В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.
  2. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.
  3. Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.
  4. Формировать навыки работы с книгой.
  5. Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.

Оборудование:

  • портрет В.П.Катаева
  • выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий
  • иллюстрации к книге “Цветик-семицветик”
  • книга “Цветик – семицветик” на каждого ученика
  • большая аппликация “Цветик-семицветик”
  • аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику
  • плакаты с пословицами

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.

Итак, друзья, начнём урок.
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас!

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

Ученик:

Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...

Учитель: Сказаны удивительные, очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас праздник. Праздник встречи с книгой.

Какую книгу вы принесли сегодня для работы? Как она называется? Кто её автор?

III. Выставка книг для перспективного чтения.

Сегодня у каждого из вас на столе книга замечательного писателя В.П. Катаева “Цветик – семицветик”. Посмотрите, пожалуйста, на его портрет (см. рис. 1) . Он написал много книг, как для взрослых, так и для детей. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах. Другие прочитаете сами. Но уже сегодня вы можете рассмотреть их на нашей выставке.

(Выступления детей со сведениями из биографических данных В.П. Катаева)

Рис. 1

А сегодня, мы поговорим, пожалуй, о самой известной и любимой детворой книге “Цветик – семицветик”.

IV. Сравнительный обзор книги с различными выходными издательскими данными

Кто из вас прочитал эту книгу? Все прочитали? Молодцы! Книга “Цветик - семицветик” написана в 1940 году. Ей больше 50 лет. Когда я была такой же, как вы, я, прочитав эту книгу, полюбила её. Несколько поколений, безусловно, знают, помнят и любят это произведение.

А кому из вас понравилась эта книга? Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают её. В чём же секрет? Попробуем разобраться, согласны?!

Перед вами книжная выставка. Все книги, представленные на ней это книга “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. (Показываю (рис.2 – рис.6), сравниваем годы издания, издательства, ищем данные о художниках-оформителях; дети делают выводы о разнообразии книжного оформления)

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

V. Определение литературного жанра произведения

- Почему книга называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

- В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите, пожалуйста. (Ученики доказывают)

VI. Словарная работа:

- Ребята, прежде чем беседовать о содержании книги, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Есть ли в книге непонятные слова и выражения? (Высказывания детей)

Учитель: Ребята, давайте совместно дадим объяснение следующим словам:

- папанинцы

- зевать по сторонам

VII. Анализ литературно-художественных особенностей произведения, совершенствование устной монологической и диалогической речи и навыков чтения учащихся

1. Упражнение в совершенствовании устной монологической речи (подробный пересказ)

Учитель: Кто помнит начало сказки?

Пересказ детей. (Один начинает, другой продолжает до эпизода “Встреча Жени с волшебницей”) (рис.7) – в этот момент открывается дверь и входит “Женя”…

Рис. 7

2. Театрализация литературного эпизода.

- Женя плачет: “Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?”

Входит волшебница: “Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь? Успокойся. Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок нет тоже, но я подарю тебе цветок”.

(Подает аппликацию, шепчет Жене на ухо, они выходят, слышен радостный голос Жени)

- Спасибо тебе, добрая волшебница.

3. Работа с текстом произведения

Учитель: Ребята, о чём могла по секрету сказать волшебница девочке Жене. (Ответы детей)

А кто из вас знает эти волшебные слова? Поднимите руки. Так много желающих?

Я предлагаю Вам проговорить эти слова всем вместе, хором. (Хоровая декламация)

Что же произошло потом? Исполнилось ли её желание? (Пересказы детей)

А как автор описывает медведей на Северном полюсе? (Выборочное чтение)

А какие игрушки прибежали к Жене? (Перечисляют)

4. Физкультминутка “Цветок”

Нераспустившийся “бутон”, руки на крест, голова опущена.

(Речитатив сопровождается движениями рук, головы, туловища. В это время звучит спокойная, негромкая мелодия)

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

5. Обсуждение прочитанного, социализация ситуации

Учитель: И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6) А вы уверены? Давайте вспомним, на что были истрачены лепестки, (а я по ходу рассказов отделяю лепестки от цветка) Да, действительно 6. О чём же задумалась Женя? (найти этот эпизод и перечитать его до момента “Встреча Жени с мальчиком”) Что же произошло?

6. Драматизация литературного эпизода

Учитель: Сыграйте, пожалуйста, живую картинку (иллюстрация “Женя с мальчиком”).

Найдите слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картиной.

Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья голосом (почему?) тихонечко запела. Передайте интонацию (дети читают)

- Чем же заканчивается сказка? (Ответы)

Истрачены 7 лепестков. Женя загадала 7 желаний. Какое желание, на ваш взгляд было самым важным? (Ответы детей)

7. Сопоставление иллюстраций с содержанием произведения

Учитель: Какому эпизоду из сказки она соответствует? (рис 8.) А эта? (рис. 9) (Выступления ребят могут сопровождаться выборочным чтением)

Рис. 8

Рис.9

- Какой эпизод из сказки показался самым смешным? Самым грустным? А самым радостным?

Как вы думаете, слова “смешной” и “радостный” различаются по смыслу или они близки?

8. Словесное рисование в условиях личностного нравственного выбора

Учитель: А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Ой, кто-то стучит. Кто это к нам пришёл?

Сценка. Входит волшебница.

Волшебница: Узнав, что вы, дорогие ребята, прочитали мою самую любимую книгу, я пришла к вам в гости на урок с подарками. Каждому из вас я хочу подарить по “волшебному” цветку. Только в цветке не семь лепестков, а всего лишь один. Вы можете загадать одно - единственное желание (вручает аппликации детям и гостям). Другого лепестка у вас не будет…

(Дети рассказывают о своих желаниях)

VIII. Обобщающая беседа. Рефлексия.

Учитель: У вас у всех есть главные важные желания. Надо чаще о них вспоминать и самому добиваться, чтобы их осуществить, чтобы не зря прожить свою жизнь - этот важный цветик-семицветик, который дается каждому человеку.

А сейчас обратимся к плакату. На нём написаны 3 пословицы.

  • Делу время, потехе час.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Дело мастера боится.

Учитель: Прочитаем хором.

- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).

- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?

- А  кто из вас делает добрые дела?

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

В начале урока вы сказали, что книга понравилась вам. Что же вам понравилось в этой книге? (ответы детей)

IX. Итог урока.

Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

Урок окончен. Спасибо!