Урок математики в 1-м классе по теме "Решение примеров и задач в пределах 9"

Разделы: Начальная школа


Тема: Решение примеров и задач в пределах 9.

Цели:

  • Дидактические:
  • закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10;
  • закреплять вычислительные навыки решения примеров и задач в пределах 9.
  • Коррекционные:
  • совершенствовать грамотный строй речи;
  • развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения;
  • работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: ель из картона, игрушки (в виде геометрических фигур), бусы с примерами, наконечник для ели, зайчики для задачи, табличка для сравнения чисел, таблица с примерами из учебника для проверки.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

– Прямой и обратный счёт до 9. (Ребята по очереди ведут счёт и садятся на свои места.)

Учитель: Молодцы! Скажите, какой праздник мы недавно отмечали?
Дети: Новый год.
Учитель: Отгадайте загадку: зимой и летом - одним цветом.
Дети: Ель.
Учитель:  Как вы догадались? Почему вы так решили?
Дети: Ответы.
Учитель: Потому что ель не меняет свой цвет и не сбрасывает свои хвоинки. Стоит зелёная круглый год. Люди украшают ею свои дома, но лучше ставить искусственную ель, так как деревья надо беречь – они очищают воздух и украшают нашу землю
Учитель: У нас в классе тоже есть своя ёлочка. И сегодня мы её будем наряжать, а чтобы её нарядить, нам надо выполнить задания – решить примеры и задачи.

II.  Устный счёт

На доску вывешиваются бусы:

5 + 4 = 9              6 + 3 = 9               7 + 2 = 9

Учитель: Что наклеено на доске? 
Дети: Бусы.
Учитель: Чтобы ёлочка выглядела красиво и нарядно нам надо украсить её этими бусами. Но сначала вы должны решить примеры, которые написаны на них, а затем повесить бусы на ель. Решаем примеры, читаем разными способами.

Нарядили ёлочку бусами.

Учитель: Что у меня в руках?
Дети: Наконечник для ели.
Учитель: Куда его вешают на ёлочке?
Дети: На макушку.
Учитель: Чтобы нам её повесить на ель надо нам решить самое сложное задание – задачу.

Задача в стихах:

В эти зимние метели
К нам на ветку прилетели
1 снегирь и 8 синиц –
Сосчитайте сколько птиц?

Ответ: 9.

Повесили наконечник на ёлку. Учитель показывает картины с изображением снегиря и синицы.

Учитель: Синица с жёлтой грудкой, а снегирь с красной грудкой. Эти птицы прилетают к нам зимовать, а мы должны помогать им и подкармливать их семечками, хлебными крошками.
Учитель: Ребята, посмотрите на бусы и скажите, что общего в них?
Дети: Ответы.
Учитель: Какой ответ во всех этих примерах? 
Дети: В примерах на бусах одинаковый ответ – 9.

Вывод: Состав числа 9 можно набрать из разных цифр.

Учитель: Откройте свои тетради, проведем минутку чистописания. А сначала пальчиковая гимнастика. Так как Новый год – это семейный праздник, поэтому пальчиковая гимнастика называется «Дружная семейка».

Дружная семейка

Этот пальчик дедушка (загибают большой палец),
Этот пальчик бабушка (указательный палец),
Этот пальчик папа (средний палец),
Этот пальчик мама (безымянный палец),
Этот пальчик я (мизинец),
Вместе дружная семья (сгибание всех пальцев).

То же самое с другой рукой.

– Запишите сегодняшнее число и пропишите цифру 9. Посмотрите, как правильно написать цифру 9.

Сначала показ учителя, затем дети прописывают в воздухе, далее по одному прописывают на доске, все вместе в тетрадях.

III.  Сообщение знаний по теме урока

Учитель: Поднимите руки, кому нравится наша ель? Но она будет ещё краше, если мы украсим её новогодними игрушками. Посмотрите на наши игрушки, чтобы повесить их на ёлочку нам надо решать следующие задания.

Для слабых детей даются задания дифференцированно по их возможностям.

Учитель: Коля, выбери игрушку. Какую геометрическую форму она имеет? Какого цвета? А я читаю задание: надо решить задачу. (Задача разыгрывается под ёлочкой)

– На Новый год под елью веселились 9 зайчат. Но вскоре двух зайчат мама – зайчиха позвала домой. Вопрос: Сколько зайчиков осталось у ёлочки?

Учитель: О ком говорится в задаче?
Дети: О зайчатах.
Учитель: Что они делали?
Дети: Ответы (веселились, играли).
Учитель: Скол ько зайчат веселились под елью?
Дети: 9.
Учитель: Что случилось потом?
Дети: Мама позвала двух зайчат домой.
Учитель: Какой вопрос задачи?
Дети: Сколько зайчат осталось у ёлочки?
Учитель: Можно ответить на вопрос задачи?
Дети: Да.
Учитель: Каким действием?
Дети: Вычитанием.
Учитель: Как записать решение?
Дети: 9з. – 2з. = 7(з.)
Учитель: А теперь запишем решение в тетрадь. (1 ребёнок работает у доски, остальные в тетради)
Учитель: Молодцы!

(Работающий ученик у доски вешает игрушку на ёлку)

IV.  Физминутка

Учитель: А теперь идет к доске и выбирает игрушку Серёжа.
Учитель: Какой формы игрушка?
Ученик: Круглой.
Учитель: Какого цвета?
Ученик: Зелёного.
Учитель: А у нас весёлая переменка, это наше следующее задание.

Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку.
Весело шагать  (ходьба),
Руки поднимать  (руки вверх),
Приседать и вставать  (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать  (10 прыжков).

Учитель: Молодцы! Проверим, кто умеет тише всех садиться на свои места.
Учитель: Серёжа, повесь свою игрушку на ель.

V.   Закрепление

Учитель:  Наряжаем ёлочку дальше.

К учителю подходит следующий ученик и выбирает игрушку.

– Какого цвета и формы твоя игрушка?
Ученик: Ромб красного цвета.
Учитель: Чтобы повесить нам игрушку на ель надо решить задание сравнить числа.

Весь класс сравнивает числа на доске, знаки сравнения подставляют к числам, затем списывают с доски в тетради.

Учитель: Молодцы!

Ученик вешает игрушку на ёлку.

Учитель: А теперь берёт последнюю игрушку следующий ученик. Что за игрушка?
Ученик: Домик.
Учитель: Из скольких геометрических фигур состоит игрушка?
Ученик: Наша игрушка состоит из двух геометрических фигур.       
Учитель: Какие имеет формы и какого цвета твоя игрушка?
Ученик: Квадрат жёлтого цвета, треугольник синего.
Учитель: Следующее задание, которое самое сложное, в котором вы должны показать, как вы умеете самостоятельно решать примеры.

Задание даётся воспитанникам либо на карточках, либо из учебника.

Учитель: Вам надо решить их правильно и не торопиться.

Дети работают самостоятельно в тетрадях, учитель осуществляет контроль над работой воспитанников.

Учитель: А сейчас проверим вашу самостоятельную работу.

На доску вывешиваю таблицу с проверкой примеров,  меняются тетрадями и проверяют по таблице.

Учитель: Поднимите руки, у кого все примеры решены верно? Молодцы!

VI. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, что вам понравилось на нашем уроке больше всего?
Учитель: Кому нравится наша ель, поднимите руки? Так что же самое главное в наших решённых примерах?
Дети: Что в ответах везде получается ответ 9.

В конце урока оценивается работа детей на уроке.