Цели:
- учить правильно писать формообразующие суффиксы глаголов,
- развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к предмету.
Ход урока
1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем с вами кладоискателями, будем двигаться по карте, которую вы видите на доске, в заданном направлении, решать примеры и учиться правильно писать суффиксы глаголов. Во время движения по карте у нас будут стоянки, во время которых нужно выполнять то или иное задание.
Если внимательно посмотреть на данную карту, то можно увидеть, что на ней нанесена сетка, которую образуют линии. Давайте вспомним, как называются эти линии.
Линии, которые соединяют северный и южные полюса, называются меридианами.
Линии, которые идут параллельно экватору, называются параллелями.
Вот эти меридианы и параллели образуют сетку, по которой мы и будет двигаться в поисках клада.
2. Начинаем наше путешествие. От точки движения сделать столько шагов на север, сколько получится в следующем примере:
72-(44+16)
И столько шагов на восток, сколько получится в следующем примере:
(100-55):9
Теперь первая стоянка, на которой нужно записать в тетради число, классная работа, а также записать словарный диктант:
Километр, богатство, путешествие, горизонт, конверт, корабль, надежда, лопата, песок, шоссе.
Взаимопроверка: обменяйтесь тетрадями и, используя орфографический словарь, проверьте диктанты друг друга, поставьте оценку на полях.
Составьте предложение, используя словарные слова. (Лучшее предложение записывается в тетради и разбирается по членам)
3. Двигаемся дальше:
сделать столько шагов на юг, сколько получится в данном примере:
(6х6) - (8х4)
Сделать столько шагов на запад, сколько получится в данном примере
(91-64) 81:9)
Опять стоянка. Вспомните правило о написании безударных суффиксов -е, -и,
-а, -я перед –ть в начальной форме
Работа по учебнику: стр.129 упражнение 2. Работа в тетрадях и у доски.
4. Двигаемся дальше:
Сделать столько шагов на юг, сколько получится в данном примере
72:9-(11-9)
Сделать столько шагов на восток, сколько получится в данном примере
5х1+84х0+2х1
Вот опять стоянка. Вспомните как определить спряжение глагола.
Работа по учебнику: стр.128 упражнение 1.
5. Двигаемся дальше:
Сделать столько шагов на север, сколько получится в данном примере
0:144+8
И столько шагов на юг, сколько получится в данном примере
8х5-3х10
И снова стоянка. При помощи чего образуется форма прошедшего времени глагола?
(При помощи суффикса -л. Так как он формообразующий суффикс, то он в основу не входит.)
Какие еще суффиксы не входят в основу. (Суффиксы -ть, -ти).
На доске написаны слова:
учеба ужин покупка блеск молчание ответ
- Какой частью речи являются данные слова? (Существительными). Образуйте от данных существительных при помощи суффикса –л глаголы прошедшего времени, выделите в них основу.
6. Двигаемся дальше:
Сделайте столько шагов на восток, сколько получится в данном примере
18:9+14:7
Сделайте столько шагов на восток, сколько получится в данном примере
(56-16):10:2
Вот мы и пришли к тому месту, где зарыт клад. В этом кладе нет ни золота, ни бриллиантов. В этот клад мы складываем те знания, которые получаем на уроках в школе.
Чего же нового мы сегодня положим в наш клад? Правила написания суффиксов глаголов.
7. Запись домашнего задания. Выставление оценок.