Цели:
- Закрепить знания учащихся о пейзаже как жанре живописи, о его особенностях, умение видеть образ осенней природы в разных видах искусства (живопись, поэзия, музыка);
- Закрепить умение рисовать пейзаж, передавать свои впечатления об осени, создавать пространство в пейзаже и тоно-цветовые контрасты больших и мелких цветовых масс, деталей в выражении образа пейзажа.
Материалы:
Бумага акварельная А3, акварель или гуашь, кисти.
Зрительный ряд:
Работы педагога, детские работы, репродукции: А. Куинджи "Осень", И. Левитан "Золотая осень", Шишкин "Рожь", И. Остроухов " Золотая осень ".
Стихотворения:
А. Пушкин " Унылая пора ", И. Бунин "Листопад", Э. Федоровская "Осень".
Видеозарисовки:
"Времена года" (Музыка П.И. Чайковского, И. Вивальди, И. Штраус).
Ход урока
Учитель:
- Наступила осень, любимое время художников - пейзажистов. Листья окрасились в мягкие желтые и глубокие красно-коричневые тона. В это время года природа окрашена в великолепные цвета. У пейзажиста настоящий праздник. Деревья меняют летние цвета на осенние.
- Скажите, какой цвет имеет лето?
(красный, зеленый)
- Какой цвет имеет осень?
(желтый, красный, коричневый)
Правильно в лесу преобладают мягкие зеленые, желтые, охристые и богатые красно-коричневые оттенки. На предыдущем уроке мы выходили с вами в лес, делали зарисовки, а сегодня мы будем учиться их раскрашивать. Изображать небо, деревья, листву. Вспомним типы облаков.
- Сколько типов облаков?
- Назовите типы облаков?
- Как выглядят перистые облака?
(похожи на волосы или перья, на полоску дымки высоко в небе и тают)
- Как выглядят кучевые облака?
(мягкие, пушистые, как ватные шарики)
Правильно, кучевые облака отбрасывают тени, а в солнечный день их верхушки отливают мягкими желтыми тонами. Их основание обычно плоское
- Опишите, как выглядят дождевые облака?
(темные набухшие от воды вот-вот лопнут)
Это предвестники ливня и грозы. Они вселяют в нас чувство тревоги.
- И последний тип облаков - это слоистые облака, на что они похожи?
(На слоеный пирог)
Да эти облака образуют горизонтальные слои идущие через все небо.
Небо - прекрасный объект для живописи. Чтобы изобразить его требуется немного времени - менее трех минут. Небо определяет атмосферу и настроение в картине. Важно написать его хорошо. Возьмите свои зарисовки, сейчас мы будем учиться раскрашивать пейзаж. Для написания неба будем работать большой, плоской щетинной кистью (флейц).
Проводим широкие стремительные мазки, делая минимальное число мазков. Делаем размывку красной или оранжевой краской по всей области неба. Быстро размываем небольшим количеством синей или голубой краской. Белой краской в отдельных областях делаем мазки.
Когда с поверхности бумаги исчезнет блеск (она просохла 1/3) прописываем белые или темные облака белой или серой краской.
Среди всех элементов в картине изображение деревьев считается наиболее трудным. Вы не должны рисовать их с точностью натуралиста, а должны лишь передать свое впечатление.
Структура, цвет и тон - три составляющих, в освоении которых вы должны достичь мастерства. Любое дерево при рисовании можно упростить до одной из трех основных форм: пирамиды, перевернутой корзины и перевернутой чашки.
Рассмотрим их.
Нанесенные вначале бледные размывки создают первоначальную форму дерева. Более темными тонами прорабатывают детали и усиливают глубину в листе.
- Чтобы создать живописную группу деревьев, нужно круглой кистью с желтой краской сделать несколько быстрых, направленных вниз мазков, следуя форме деревьев и кустарников нанести краску на бумагу.
- Писать дерево нужно как минимум в 3 тонах.
- Работаем мягкой кистью - круговыми движениями по направлению вниз.
- Плоской кистью под правильным углом к бумаге, наносим мазки идя снизу вверх (пишем ель).
- Наносим краску приемом торцевания, используя круглую кисть из свиной щетины, свернутым куском маслонепроницаемой бумаги и с помощью губки не сжимая её.
Свои картины мы постараемся нарисовать за один урок, но это не правильно! Картину рисуют в течение 2-3 недель. Потому, что каждый день вы будете вносить необходимые изменения.
Можете удалять краску, добавлять блики или уточнять детали. Вы же в своих этюдах "Осеннее золото", которые раскрашиваете по памяти, усильте глубину листвы деревьев, глубину деревьев справа на среднем плане, что бы уравновесить колористический строй картины.
На переднем плане полянка. Нанесем круглой кистью круговыми, быстрыми движениями желтую краску.
Когда бумага подсохнет полусухой кистью "щетинкой" короткими мазками рисуем скошенную высохшую траву и маленькие волки. Рисунок готов.
Итоги урока
- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
- Какие цвета вы использовали в своем этюде?
- Какое время года вы изобразили?
- Какую погоду?
- Какое настроение вызывает у вас ваша картина?
Чему мы сегодня научились на уроке (Пользоваться и смешивать краски. Научились рисовать небо, деревья, листву и передавать настроение)