Цель: Расширять знания о жизни животных. Узнать особенности содержания домашних животных; учить делать выводы. Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оформление:
- Выставка дет. сочинений на тему: «Домашние любимцы»;
- Фотографии детей со своими домашними животными;
- Плакаты о животных: «Берегите животных», Правила «Как содержать домашних животных.
Ход мероприятия
Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались поговорить о братьях наших меньших и сделать выводы как мы должны о них заботиться и к ним относиться. Животные подобно людям, могут быть умными и глупыми, храбрыми и трусливыми, добрыми и жестокими. Но человек должен быть другом и защитником природы. Природа и человек неразделимы. Уничтожая природу, человек уничтожает себя.
(Выходят Кот Матроскин и Шарик)
Кот:
Живут на земле
Существа неземной красоты.
Я думаю,
Ты догадался – это коты.
Шарик: Ты, Кот Матроскин, вечно все преувеличиваешь. Какая тут неземная красота: усы и хвост – вот все твои достоинства.
Кот:
Коты грациозны –
Какая гимнастика
Может помочь тебе
Сравниться с котом?
Взгляни, как он может себя,
Как играет хвостом!
Коты музыкальны –
Не верь, о, мой друг,
Пустым разговорам,
Будто
Кошачий концерт
Не сравниться с ангельским хором
- Танец «Рыжий кот»
Шарик: Зато мы, собаки, лучшие проводники и охранники! Злого человека с плохими намерениями в дом не пустим!
Кот: А давай у ребят спросим, кого они больше любят? Кошек или собак?
(Можно зачитать лучшие сочинения)
Матроскин: А не скажете вы мне, есть ли такая наука, которая занимается нами, котами? Я вот хотел бы обратиться к ученым, может, они бы мне о моем происхождении рассказали.
(Ответы детей)
Ведущий: Действительно, есть такая наука. Называется она фелинология (от лат. фелинус – кошачий и греч. логос – знание). Изучает анатомию и физиологию домашних кошек, породы, особенности разведения и содержания.
Кот: Это очень важно. А номерочка телефона какого-нибудь фелинолога у вас не найдется?
Ведущий: Зачем тебе телефон? Мы ученого сюда к нам на занятие пригласили. Он и ответит на все твои вопросы.
(Входит ученый)
Ученый: Здравствуйте, хозяева и гости, двуногие и четвероногие.
Ведущий: Здравствуйте, очень хорошо, что вы пришли. Дети хотят знать о кошках все.
Ученый: Все – это вряд ли, а вот кое-что поведать могу.
Ведущий: Нас прежде всего интересует история.
Ученый: Тогда слушайте.
По данным археологии, кошки поселились рядом с человеком, с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. Но это были просто дикие кошки, питавшиеся отбросами. Одомашнивание кошки произошло около 4 тыс. лет назад в Нубии.
В Египте с III тыс. до н.э. кошки считались священными животными. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур.
В X в. в России этот зверь считался подходящим спутником для монастырских насельников. В Европе кошки вплоть до эпидемии «черной смерти», когда их функция истребителей мелких грызунов (мышей, крыс) была оценка по достоинству, не пользовались популярностью и нередко становились жертвами предрассудков.
Кот входит в число 12 животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чихания льва. В древней религии персов, убийство кошки – такое же серьезное преступление, как и убийство человека. С XVIII века в Европе начинается работа над созданием новых пород, когда кошки прочно заняли второе, а кое-где и первое место среди домашних любимцев.
Кот: Вот это правильный подход. Я – самое любимое животное!
Ведущий: Спасибо за рассказ. А что вы можете рассказать о собаках.
Ученый: О собаках расскажет мой товарищ.
Ученый 2: Вопрос о происхождении собаки до сих пор остается открытым. Никто точно не знает, от какого предка и в какой части земного шара произошла собака. Одни ученые считают, что далекими предками домашних собак были шакалы и волки. Доказательство тому – внешнее сходство. Другие предполагают, что домашняя собака произошла от нескольких видов диких, давно вымерших собак.
Собака – первое животное, прирученное человеком. Произошло это еще в каменном веке, когда древние люди добывали себе пищу и одежду охотой на дикого зверя.
Хорошую собаку в Др. Греции меняли на 2-х лошадей. Сегодня во всем мире насчитывается более 400 пород собак.
Наука о собаках называется кинологией.
Ведущий: Спасибо за познавательный рассказ. А что вы можете рассказать о выставках кошек и собак?
Кот: Жуть! Фр-р-р!
Ученый 3: Вот уж действительно жуть! Хозяева из кожи вон лезут, чтобы их любимец произвел должное впечатление на жюри: кормят витаминами, делают уколы…
Кот Матроскин: Бр-р-р!
Ученый: Некоторым помогает, они становятся пушистыми, шерсть лоснится. А некоторые животные вообще теряют всю шерсть. Хитрые продавцы умудряются такое порой наивному покупателю всучить…
Кот Матроскин: А страдает не хозяин, страдает кот. Представляете, какого ему без шерсти?! Я сам видел, как одного моего знакомого готовили к выставке. Услышал душераздирающий вопль и подошел к окну: хозяева мыли несчастное животное мылом, а потом принялись феном сушить.
Ученый: И все-таки выставки животных – это очень интересные мероприятия, демонстрирующие красоту и разнообразие…
Кот Матроскин: Красоту и разнообразие человеческого тщеславия.
Ученый: Что ж, и человеческого тщеславия тоже. Впрочем, в том, что хозяин гордится своим питомцем, нет ничего плохого. Гораздо хуже, когда человек равнодушен к животным. Вспомните о бродячих кошках и собаках – это жертвы человеческого равнодушия.
(Дальше дискуссия класса «Откуда берутся бродячие кошки и собаки и какое у них будущее).
- Почему выбрасывают животных на улицу?
- Отстрел бродячих животных, т.к. являются очагом распространения инфекции
(Входит щенок)
Щенок Тарзан: Привет, ребята! Меня зовут Тарзан. Недавно со мной произошла вот такая история.
Жил я, припеваючи: дом, хозяин, еда. Что еще желать собаке? Но в одно утро моя беззаботная жизнь закончилась, и я оказался на улице. До сих пор не могу понять, почему.
Несколько месяцев я жил у подъезда, ожидая, что меня позовут домой. Но дни шли, а я оставался бездомным. Добрые люди жалели меня, подкармливали, даже коврик постелили, чтобы я не замерз. Дети играли со мной, и в знак благодарности я радостно вилял хвостом и улыбался, как это умеют только собаки.
Однажды ко мне подошли какие-то ребята. Я думал, что они угостят меня чем-то вкусненьким или поиграют со мной. Но они… раскрасили мой нос белой краской и убежали.
Нос мой распух. Стал нестерпимо болеть и превратился в страшную рану.
Я не мог ничего есть, и выглядел настоящим чудовищем. От меня все шарахались в сторону. Рана не заживала, и я потихонечку плакал горькими собачьими слезами. «За что?» – думал я.
Теперь я уже ни к кому не подходил, ждал от людей только плохого. Но однажды…
Был теплый день. Ольга Семеновна гуляла со своей любимицей, маленькой собачкой такой же дворнягой, как и я. Она увидела меня, позвала, и я пошел следом за ними.
Моя спасительница отвезла меня в лечебницу. Мне было очень страшно. Мой распухший нос мыли и чем-то мазали. Меня что-то заставили проглотить, а в завершение чем-то укололи. Но я все мужественно стерпел, ведь рядом со мной был настоящий друг, и я ему полностью доверял.
Скоро мой нос зажил. Теперь я не горюю. У меня вновь появился дом и настоящие друзья. Я доволен, но урок, который получил, не забуду никогда.
Хочу сказать вам, ребята: «Не обижайте тех, кто вам доверяет».
(Обсуждение истории щенка)
Кот Матроскин: А известны ли науке какие-нибудь знаменитые коты?
Шарик: И собаки?
Дети: Благодаря некоторым котам были сделаны научные открытия. Когда французский ученый Бернар Куртуа проводил опыты, на плече его сидел кот. Однажды коту что-то не понравилось, он спрыгнул на стол. Пробирки опрокинулись, вещества находящиеся в них соединились. Так был получен йод.
Кот Матроскин: А имя кота не сохранилось в истории?
Ученый: Нет, зачем?
Кот Матроскин: Вот всегда так: вся слава людям и собакам. А котам опять ни славы, ни богатства. Даже имени в истории не остается! Имена знаменитых собак Белки и Стрелки, все, небось, знают. Коту, открывшему йод, вообще памятник поставить следовало!
Ученик: Очень часто коты, живя, своей кошачьей жизнью, помогают людям. Первоначально их держали в квартирах не из-за красоты, а потому что они мышей уничтожали. Да и сейчас в деревне без котов не обойтись.
Кот Матроскин: А я знаю кошку: она в Англии живет, там она прошла за своими хозяевами целых 200км. Видно, у нее добрый и ласковый хозяин, а «доброе слово и кошке приятно».
Шарик: А, что про собак знаете?
1 ученик: У собак много профессий: они помогают пасти овец, служат в уголовном розыске, на границе, ищут полезные ископаемые, контролируют утечку газа, сторожат, доставляют почту, участвуют в исследовании космоса.
2 ученик: В некоторых странах поставлены памятники собакам: в Париже – сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек; в Берлине – собаке-поводырю; в Петербурге – собаке, служащей науке; в Шотландии – собаке, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла; вблизи Токио – собаке Хачико за преданность. Пес Хачико ежедневно провожал и встречал своего хозяина, уезжавшего на работу в Токио. Хозяин неожиданно заболел и умер в одной из токийских больниц. Но пес все равно каждый день приходил встречать его на станцию. Так продолжалось 10 лет, до того дня, когда Хачико трагически погиб на этой станции.
3 ученик: В годы ВОВ собаки выполняли сложную работу. Они отыскивали раненных на поле боя, зимой на нартах, а летом на специальных тележках ездовые собаки вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов. Они обнаружили свыше 4 миллионов мин и других взрывных устройств, доставляли в роты, полки и батальоны военные документы, уничтожали вражеские танки.
Собаки – очень преданные существа. Чарльз Дарвин назвал собак «любящими нас больше, чем самих себя»
Ведущий: Матроскин, а ребята знают стихотворения о кошках и собаках.
1. Всегда ли кошка была в вашем доме?
Нет, не всегда.
Мама сказала: «Я против котят!
Мягкую мебель котята когтят!»
Бабушка вторит: «Я против котов!
Мясо воруют они со столов!»
Папа добавил: «И птичек едят!
Мы с попугаями против котят!»
Ведущий: Как же все-таки случилось, что у вас появилась кошка?
2. Дело было так…
Весь в мишуре настает новый год,
Дед бородатый подарки несет.
Маме вручил небольшую корзинку,
Видно в корзинке пушистую спинку!
Спал безмятежно там серый котенок,
Милый усатый, хвостатый ребенок!
Замерли мы, опасаясь скандала…
«Батюшки, кисонька!» - мама сказала…
Бабушка чешет котенку живот
Папа из кухни котлету несет…
Тихо ушел из квартиры сосед,
Лучший на свете Рождественский Дед!
- Как вы думаете, какую кличку лучше всего дать этому котенку? (Счастливчик) Почему?
3. «Без ужина». А Шибаев.
На улице ребята
Играли со щенком:
Они бегом куда-то
Он рядом, колобком.Чудной, большеголовый,
Он так смешил ребят!
Он этой дружбе новой
Был очень-очень рад.А вечером стемнело.
Ушли мальчишки спать.
(Хорошенькое дело:
Поели – и в кровать…)Луна гуляет низко.
На улице – мороз.
В свою пустую миску
Заглядывает пес.Повизгивая глухо,
Косится на окно,
А за окном – ни звука,
И свет погас давно…
4. С.Михалков «Щенок»
Викторина о кошках и собаках
- В какой сказке кот достался своему хозяину в наследство? (Кот в сапогах)
- Кто написал стихотворение «Кто сказал мяу?» (Сутеев)
- Кошачье и собачье переодевание? (Линька)
- Снежный представитель семейства кошачьих? (Снежный барс)
- За нее цеплялась кошка при вытягивании репки. (Жучка).
- С кем не может житься кошка? (с собакой)
- Как называется общежитие для собак? (псарня)
- Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя – «Спокойной ночи»)
- В чем главное отличие зрения собаки от человеческого? (Собака различает только черный и белый цвета)
- Пожилая дама, в чьей избушке живет черный кот? (Баба – Яга)
Те, кто содержит животных
Должны признать, что скорее они
Служат животным, чем животные им.
Диоген
Вывод: (заботиться о своих питомцах, будем стараться, что б как можно меньше было бродячих животных)
Вывод делают сами дети.
- В заключении песня «Не дразните собак, не гоняйте кошек»
Литература:
- Гершун В.И. Домашние животные. – М., 1991.
- Клуб почемучек. //Юный натуралист, № 9, 2005. С 24-25.
- Наши домашние любимцы. // Читаем, учимся, играем, № 7, 2000.
- Непомнящий Н.Н., Колашников А.Ю. Кошки: Альбом. – М., 1991.
- О наших любимцах. – Красноярск, 1993.
- Сценарии классных часов (часть 2-я) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 160 с.