В курсе география материков и океанов в 7-м классе учащиеся получают основополагающие опорные знания о природных закономерностях, которые будут конкретизироваться, развиваться, углубляться, обогащаться и обобщаться при изучении всего курса физической географии в школе. Концептуальность содержания требует усвоения теоретического материала от всех учеников. Чтобы выполнить данную задачу, все основные темы курса удобно кодировать в виде текстовых опор, что позволяет сразу представить весь изучаемый объем, наглядно увидеть логические связи между структурными элементами тем.
Из статьи Астиной Натальи Александровны, учителя географии и экономики МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Нижнеудинск, Иркутская обл., опубликованной на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», я узнала, что:
«На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Например, такими формами являются гипертекст, опорно-логический конспект, блок-схема, граф-схема или другая форма графического уплотнения информации (комбинированная когнитивная модель)».
Оказалось, что в данном направлении работают многие учителя, и я рада поделиться своим опытом с коллегами.
Важность использования опорных конспектов в моей практике трудно переоценить. Они обеспечивают логически последовательное раскрытие темы, служат дидактическим средством осуществления обратной связи при проверке знаний учащихся, резко увеличивают объем изучаемого материала, позволяют выходить за рамки одного источника, упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку, снимают проблему накопляемости оценок. Использование опор помогает управлять познавательной деятельностью учащихся, развивать у них умения самостоятельной работы, самоконтроля.
Опорные конспекты предоставляют возможность для организации изучения нового материала по методу проблемного изложения. В ходе изложения новой темы ставится проблема, формулируется познавательная задача, возникает противоречие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми фактами. А затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, учитель раскрывает содержание темы. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска, выдвигая гипотезы, пытаются мыслить под руководством учителя.
В своей педагогической практике в системе уроков изучения нового материала я часто использую данные формы деятельности и предлагаю конспект урока географии в 7 классе по теме «Строение и рельеф Евразии».
По ходу урока используется текстовая опора для повторения опорных знаний, выстраивается проблемная ситуация и с помощью мультимедийных средств обучения создаются условия для мотивации учащихся на самостоятельное решение проблемы – выдвижение гипотез, поиск аргументов в пользу своих предположений, формулировка выводов. Использование технологической карты, итогового теста позволяет учащимся усвоить новый материал в основном на уроке, осуществить рефлексию проделанной работы и успешно повторить изученный материал дома.
Весь ход урока оформлен с помощью программы Power Point. На слайдах каждый этап урока иллюстрируется фотографиями, картами, схемами, таблицами, космическими снимками, полученными с помощью программы Google Earth. А также прослеживаются все виды деятельности:
- актуализация знаний при повторении по опорному конспекту;
- постановка целей урока, организация исследовательской деятельности по географическим картам и отражение результатов в технологической карте;
- развитие проблемной ситуации с использованием видеофрагмента;
- формулировка выводов;
- рефлексия проделанной работы;
- организация усвоения материала дома.
Тип учебного занятия:
изучение новой темыА) по дидактическим целям:
Б) по характеру познавательной деятельности: проблемный урок.
В) по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной и индивидуальной поисковой деятельности.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Класс: 7.
Форма проведения: урок - исследование
Цели и задачи:
Знать:
Усвоить особенности строения земной коры и размещения крупных форм рельефа Евразии, зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.
Уметь:
Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.
Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,
Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная:
Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.
Убедить учащихся, что деятельность человека, это геологическая сила, преобразующая облик планеты.
Прогнозировать тенденции изменения природы под воздействием человеческой деятельности.
Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.
Средства обучения:
1. Стенные карты «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, видеофрагмент «Рельеф Евразии», презентация урока «Строение и рельеф Евразии», выполненная в MS PowerPoint Приложение 1, мультимедийный проектор.
2. Географический атлас для 7-го класса - карта «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, технологическая карта (ТК) для каждого ученика <Рисунок 1>, бланки для ответов <Рисунок 3>.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учеников. |
I. Организация начала урока: 1) вход в урок; Слайд №1, 2 |
Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Я рада нашей новой
встрече!
На сколько вопросов вы получили ответы, беседуя со мной! Вы узнали о внутреннем устройстве Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. На пяти материках Земли побывали и бороздили просторы Мирового океана. Какой материк осталось изучить? - Евразию. Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк? - Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п. Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? - Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии. Тема урока, цели и задачи обозначены в опоре - обратите внимание. Нам необходимо усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии. Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять. |
Организация рабочего места.
Самостоятельно определяют тему урока. |
II. Актуализация знаний – фронтальная беседа. Слайд №3 - опора №2 <Рисунок 4>. Ответы последовательно высвечиваются на экране вслед за ответами учеников |
Чтобы успешно усвоить новую тему, нам необходимо повторить
полученные ранее знания. Откройте в тетради опору №2.
Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? - Материковый тип земной коры. - Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? - Устойчивые платформы и складчатые области. Что такое платформа? Какое она имеет строение? Какие формы рельефа соответствуют платформам? Что такое складчатая область? Как образовались складчатые области? От чего зависят строение, высота и облик гор? Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям? |
Повторяем по опоре.
|
III. Изучение новой темы: 1. Организация исследования по карте – равнины Евразии. Слайд №4 (этапы исследования выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):
Слайд №5 Слайд № 6
Слайд № 7, 8, 9
|
Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. Какие участки здесь самые древние? Платформы. Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие. Запишите в таблицу.
Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии. Результаты записываем в технологическую карту. Определяем абсолютную высоту, записываем. 1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). На каком материке живём мы с вами? (Евразия) На какой равнине? (Восточно-Европейской). На какой низменности? (Прикаспийской). 2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.), 3. Великая Китайская равнина (200 м.), 4. плоскогорье Декан (1000 м.). Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. |
Сопоставляют карты – делают выводы о зависимости размещения крупных форм рельефа от строения земной коры
Запись в технологическуюкарту.
Делаем выводы. |
1. Горы Евразии.
Слайд №10
Слайд №11 Делаем вывод: Слайд №12
Слайд №13 |
Какие участки земной коры расположены между платформами? - Складчатые области. Какого они возраста? - Разного возраста. Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Запишите – области новой складчатости. Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы. - Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор. Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в таблице. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? - В Евразии есть высочайшие горы – запишите в таблицу. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. Пишем в таблице. Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические (запись в таблице). Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) Назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите на карте, определите их высоту, запишите в таблицу. Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м). Вопрос: Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости? 12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.), 14. Скандинавские горы (2469 м.). Назовите, покажите, запишите в таблицу. |
Исследование по карте и запись в таблицу
Запись в ТК.
Запись в ТК
Запись в ТК |
3. Делаем выводы. Слайд №14 Слайд №16 Слайд №17 |
Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.).
Отмечаем в опоре. Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? Отмечаем. Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен). |
Делаем выводы: анализ, синтез и обобщение. Сопоставить ТК с готовой картой учителя на экране – проверить правильность. |
IV. Решаем проблему Слайд №17
Слайд №18 |
Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? - Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? Как учёные объясняют образование складчатых областей? - Движением литосферных плит. Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». На какой плите расположена основная часть Евразии? - На Евразийской.
- На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской.
Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения. |
/ |
V. Просмотр видеофрагмента – решаем проблему.
Слайд №19
Слайд №20 (столкновение плит) |
Где находится современный центр горообразования в Евразии? - Гималаи. Почему именно Гималаи? Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её разгадать! Посмотрим, как мы научились думать и размышлять! Посмотрим видеофрагмент. / Просмотр видеофрагмента, в котором геологи поднимаются на склоны Гималаев и собирают окаменелые остатки древних морских организмов, обитавших на дне океана, а в настоящее время оказавшихся на высоте более 5000 метров. В самый интересный момент просмотр останавливается/ Остановка. Как организмы, которые обитали миллионы лет назад только в древних океанах, могли оказаться в высочайших горах Земли далеко от океана на высоте более 4000 метров? Все гипотезы рассматриваются – размышляем, вспоминаем. (После обсуждения ответов учащихся) Продолжаем смотреть видеофрагмент, и находим правильный ответ: После образования Гондваны и Лавразии между ними располагался океан. В результате сближения Африканской плиты с Евразийской образовались Пиренеи, Альпы и Карпаты. Столкновение Евразии с Аравийским выступом Гондваны привело к образованию Кавказа и Армянского вулканического нагорья. При столкновении Индостана с Евразией, как вы видели в фильме, осадочные слои океанического дна, зажатые между двумя мощными плитами, были смяты в складки и подняты на большую высоту – поднялись высочайшие горы Земли – Гималаи, Тибет и другие.
- В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения. |
Высказывают различные гипотезы – обсуждение аргументов. |
VII. Закрепление – обратная связь. | Вопросы (правильные ответы в виде цифр в ТК) – выставляем
цифры в бланк ответов: 1. В областях какой складчатости располагаются
молодые, складчатые, высочайшие горы Евразии? |
Работают с бланками ответов <Рисунок 3>. |
VIII. Подведение итогов урока. | Сопоставьте бланк ответов с правильными ответами, поднимите
руки, у кого всё совпало, вы сегодня получаете «5». Мы сегодня все хорошо потрудились – особо отличившиеся получают оценки. |
Проверяют результаты. |
IX. Домашнее задание (записано в ТК). Слайд №21 |
1. На картосхеме обозначить складчатые пояса, подписать
литосферные плиты, слагающие Евразию, области землетрясений и вулканизма. 2. На контурную карту нанести горы, равнины, вершины, вулканы, выучить. 3. Выучить § 47 с опорой на таблицу. 4. Творческое задание (по желанию) - продолжить высказывание В. И. Вернадского: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой…» |
Обсуждаем домашнее задание. |
X. Рефлексия. |
1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на
уроке? |
Беседа по оценке своей деятельности на уроке. |
Литература:
- Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в школе» Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001.
- А. В. Шатных «Современный урок географии» Москва, «Школьная пресса»,2002.
- М. В.Смирнова «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся», журнал «География в школе», №5, 1999
- Т.М. Бенькович, Д. Л. Бенькович «Опорные конспекты в обучении географии России» Москва, «Просвещение», 1997