Цели и задачи урока: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог изучения темы. Проверить знания учащихся характерных черт – рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира.
Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденной темы.
Оборудование: на доске – физическая карта Африки; на партах – атласы.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Повторение (учащиеся работают письменно в тетрадях)
I. Выберите правильные утверждения (учитель читает утверждения, а уч-ся в тетрадях записывают свои ответы: если согласны записывают +, если не согласны -)
- Экватор пересекает Африку почти посередине.
- Ближе всего из материков к Африке расположена Антарктида.
- Африку пересекают северный и южный тропики.
- Большая часть Африки лежит в Южном полушарии.
- Крайняя северная точка Африки — мыс Игольный.
- У берегов Африки лишь один крупный остров — Мадагаскар.
- В Африке преобладают возвышенности и плоскогорье.
- Высшая точка Африки — гора Кения.
- В восточной части материка протянулся Великий разлом.
- Большая часть материка лежит в экваториальном климатическом поясе.
- Африка — самый жаркий материк.
- Больше всего осадков выпадает в Атласских горах.
- Самое жаркое место — район города Триполи.
- Самая длинная река — Конго.
- Водопад Виктория открыт Д. Ливингстоном.
- Баобаб — растение саванн.
- В саваннах живет лев — самое быстроногое животное.
- В саваннах юга Африки живут пигмеи.
- Арабы населяют север материка.
- Крупнейшее государство Африки — Судан.
- Самая многонаселенная страна — Египет.
II. Народы, населяющие материк (на доске записаны ответы под буквами:
а) арабы
б) пигмеи
в) эфиопы
г) тутси, химии
д) африканеры
е) малагаскарцы,
учитель читает вопросы, уч-ся их слушают, выбирают правильный ответ с доски и записывают в тетрадях ответы)
Вопросы:
- Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.
- Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.
- Похожие на монголоидов обитатели полупустынь Южной Африки.
- Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.
- Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.
- Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.
Ключ:
1-б
2-а
3-е
4-г
5-в
6-д
III. Дай краткий ответ (уч-ся дают краткий ответ)
- Какими океанами омывается Африка?
- Какого происхождения оз. Таньганьика?
- Сколько климатических поясов в Африке?
- Почему оз. Чад на картах показывается пунктирной линией?
- Почему Африка самый жаркий материк?
- Какие стихийные бедствия могут быть в Эфиопии?
- В какой части материка расположена пустыня Сахара?
- В какой части материка расположена пустыня Намиб?
- Назовите самый крупный остров Африки.
- Назовите самый крупный полуостров Африки.
IV. Что такое? Кто такой? (на доске записаны географические названия, уч-ся должны дать краткий ответ, одним словом)
- Намиб – пустыня
- гепард – животное
- Чад – озеро
- Сомали – полуостров
- баобаб – растение
- Таньганьика – озеро
- вельвичия – растение
- Килиманджаро – вулкан
- жираф – животное
- бушмен – народ
V. Итог урока (уч-ся сдают свои работы на проверку)