Дидактическая игра на уроке информатики по теме "Файлы и файловая система"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Закрепить знания и навыки работы с файловой системой в операционной системе Windows.
  2. Закрепить навыки архивации файлов.
  3. Закрепить навыки работы с антивирусной программой.
  4. Проверить знания и навыки по ОБЖ (ориентирование на местности).
  5. Проверить знания и навыки по алгебре «Построение графиков линейных функций».
  6. Развить логическое мышление.
  7. Воспитать чувство ответственности и умения работать в команде.

Оборудование урока:

  • Компьютерный класс.
  • Все необходимое для построения графиков линейных функций (тетрадь, линейка, карандаш, ластик).
  • Дискеты с подготовленным материалом.

Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows.
  • Антивирусная программа.
  • Программа архиватор.
  • Графический редактор Paint.
  • Комплект программных средств «Страна Фантазия». [1]

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: урок с элементами игры.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка образовательной программы.
  3. Разминка.
  4. Контроль знаний в игровой форме.
  5. Анализ работы класса и подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Тема нашего урока «файлы и файловая система»

Сегодня у вас зачетный урок по этой теме. И урок необычный. Мы закрепляем знания не только по информатике, но и по алгебре.

Вспомним, полученные знания:

  1. Что такое файл?
  2. Что такое компьютерная программа?
  3. В чем суть архивации файлов?
  4. Для чего нужна антивирусная программа?
  5. Какие виды вирусов вы знаете?

А для повторения знаний по алгебре вам необходимо найти программу «Фантазия», которая находиться по адресу С:/Фантазия/StartStudent.mp и открыть раздел «Координатная плоскость2», вариант1.

Разминка. Установите правильно фигурки на координатной плоскости.

Мы с вами вспомнили основные понятия, которые вам потребуются сегодня на уроке.

Зачетная работа

Разбить класс на две команды. В команде по 6 человек. Всего в классе 12 компьютеров. Их необходимо пронумеровать.

На каждый стол положить дискету с картой. Приложение 1. У каждого ученика в команде будет своя карта. Две команды по 6 карт в каждой.

Учитель: В далекой галактике под названием «Школа» поймали старого болтливого попугая. Он все время твердил о какой-то карте сокровищ. Удалось узнать, что карта находится на острове «Информатика», который состоит из 12 компьютеров. Попугай разболтал путь к файлу в файловой системе компьютера.

А:/Планета сокровищ/Сундук мертвеца/Карта.bmp (дискеты лежат на столах)

Как вы думаете, где мы будем искать карту?

Ученик: буква «А» в начале пути указывает, что файл с картой находиться на дискете.

Но стоп! Что мы должны сделать прежде чем открыть дискету?

Ученик: прежде мы должны проверить этот файл на вирусы.

Ученики проверяют дискету на наличие вирусов

Учитель: что же у нас получилось? Мы нашли много карт, и они как-то странно выглядят. Почему у них такой значок?

Ученик: файл находится в архиве, т.е. сжат.

Учитель: как нам добыть карту из архива?

Ученик: воспользоваться программой архиватором.

Учитель: посмотрите Ваши карты. Они все разные и мы не знаем, какая карта правильная.

Придется искать координаты компьютера с верной картой. Для этого Вам необходимо найти точку пересечения двух графиков линейных функций. Приложение 2.

Вы на финишной прямой!

Осталось найти найденную координату на плане острова. Рисунок 1.

И узнать номер компьютера с верной картой.

Вперед на поиски сокровищ!

Анализ работы класса

Подвести итоги урока. Наградить всех учеников оценками. И обсудить моменты, которые вызвали затруднение.

Домашнее задание

Повторение пройденной темы «Файлы и файловая система» [2]

Литература:

  1. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава – «БХВ – Санкт-Петербург», 2006. К пособию прилагается компакт-диск с пакетом педагогических программных средств "Страна Фантазия".
  2. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004