Цели:
- Учить контролировать безопасность своей жизни и жизни окружающих, предупреждать детский травматизм;
- Воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и на дорогах стало для них нормой;
- Развивать умение ориентироваться на улице, читать дорожную азбуку, вызвать интерес к заучиванию дорожных знаков, объяснению их установки.
Ход занятия
Ведущий:
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипеды, идут пешеходы.
Ещё с давних пор люди мечтали о скоростях. Вспомните, как герои сказок в одно мгновение переносились за тридевять земель в тридесятое царство на коврах- самолётах, в сапогах- скороходах, на чудесных кораблях. Шло время, и сказка стала былью. Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно. Сегодня мы отправляемся в путешествие по улицам и дорогам нашего замечательного города.
Светофорчик: Стойте! Стойте! А вы готовы к такому путешествию?
Ведущий: Конечно, Светофорчик! Опасность подстерегает только тех, кто не знает правил дорожного движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины. А в сегодняшней встрече участвуют знатоки правил дорожного движения.
Светофорчик: Ну что ж, посмотрим, как ребята знают правила дорожного движения.
Ведущий:
Внимание: глядит в упор
На вас трёхглазый светофор -
Зелёный, жёлтый, красный глаз -
Он каждому даёт приказ.
/Светофор зажигает красный свет/
1-й ученик:
Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет!
Красный свет нам говорит
Стой! Опасно! Путь закрыт!
/Зажигается жёлтый свет/
2-й ученик:
Жёлтый свет- предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет.
Не спешите,
Посмотрите, посмотрите на меня!
Не спешите,
Посмотрите до зелёного огня!
/Зажигается зелёный свет/
3-ученик:
Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Вот теперь идите смело -
Пешеходам путь открыт!
Проходите, разрешаю,
Не беда, что я один,
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин!
4-й ученик:
Шум, движенье, гул моторов
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Светофорчик:
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают.
Да и как меня не знать.
Все отлично понимают
Всё, что я хочу сказать.
/Появляется Незнайка, он идёт по дороге, ударяя мячом об пол./
Незнайка:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой!
/Светофорчик отбирает у Незнайки мяч./
Светофорчик:
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти,
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Незнайка: А почему на дороге нельзя играть?
Дети: Потому, что по ней едут машины, не заметишь автомобиль и попадёшь под колёса.
Светофорчик: Представьте, что вы у себя во дворе играете в мяч. Вдруг мяч выкатился на дорогу. Что надо делать?
Дети: Надо попросить взрослого, чтобы он принёс мяч.
Незнайка:
Ну, теперь мне всё понятно
Лучше я пойду обратно
И немного почитаю…
/Достаёт книгу, идёт читает./
5-й ученик:
Эй! Незнайка! Погоди!
Дело кончится печально,
Может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед!
/Подбегает к Незнайке, берёт книгу, закрывает и уводит Незнайку через переход./
Ведущий: Незнайка, ты присядь здесь в уголочке, посмотри да послушай, я проведу для ребят викторину, может быть, что и поймёшь.
ВИКТОРИНА (по рядам)
/Дети вытягивают вопросы для своего ряда/
1 ряд:
1. Что такое переход?/Место, где можно перейти дорогу/
2. Как правильно его переходить?/Смотри сначала на лево, потом направо./
3. Для чего нужны тротуары? Каков порядок движения по ним?/Для движения пешеходов. По правой стороне./
2 ряд:
1. Что такое светофор?/Прибор со световыми сигналами для регулирования движения./
2. Можно ли переходить улицу при жёлтом сигнале светофора?/Нет./
3.Для чего устанавливается светофор-мигалка, и какой сигнал он подаёт? /Он означает, что перекрёсток не регулируется./
3 ряд:
1. Как называются места для ожидания транспорта, чем они обозначены? /Остановка. Специальные указатели./
2. Как надо двигаться пешеходу на загородных дорогах? /По обочине, навстречу движущемуся транспорту./
3. Кого можно назвать пассажиром? /Человек, пользующийся любым видом транспорта для передвижения./
6-й ученик:
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
7-й ученик:
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон:
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
/Выбегает кот./
Ведущий: Кто ты?
Кот: Я, ученик светофорных наук- Кот!
Ведущий: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
Ведущий: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить дорогу?
Кот: Как? На четырёх лапах.
Ведущий: Ребята, он правильно ответил? А как надо?
/Ответы детей. При ответах они вспоминают правила в стихах, которые изучали на на уроках ПДД./
Дети: Нет. Надо переходить по пешеходному переходу.
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
Ведущий: Ребята, а какой переход самый безопасный в больших городах?/Ответы детей./ Правильно, А тебе, Кот, второй вопрос: как следует вести себя в ситуации, если ты вышел из автобуса, а тебе надо перейти на другую сторону улицы.
Кот: Надо обойти автобус. А проще - пролезть между колёсами.
Ведущий: Дети, поможем ему, а то он совсем запутался.
Дети: Надо подождать, пока автобус отойдёт. Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. А если, рядом есть обозначенный пешеходный переход, надо переходить только по нему.
Ведущий: А теперь, Кот, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?
Кот: Смотря во что! В шахматы нельзя.
Ведущий: А почему?
Кот: Машины мне все фигуры посбивают. А вот в хоккей можно. Ещё как!
Ведущий: Ребята, а вы как считаете, можно ли играть на проезжей части? Давайте напомним правило Коту.
8-й ученик:
Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало.
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу,
Должны, умноженья.
Дети (все):
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Кот: Спасибо, вы много знаете и меня научили. Мне с вами интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения.
Ведущий: Ну, тогда, Кот, я предлагаю тебе разгадать кроссворд по ПДД вместе с ребятами. (рис.1)
- Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия пути на железнодорожном переезде./Шлагбаум/
- Мелкие камни, применяемые для строительства дрог./Гравий/
- Двухколёсное транспортное средство с двигателем./Мотоцикл/
- Часть загородной дороги для передвижения пешеходов./Обочина/
- Изгиб дороги./Поворот/
- Асфальтированная загородная дорога./Шоссе/
- Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой./Переезд/
- Дорога для поезда./Рельсы/
- Канава вдоль загородной дороги./Кювет/
Светофорчик: Да, дети, много вы знаете и умеете. А вот чем отличается улица от дороги?
Дети: Улицей называют часть территории города или населённого пункта, расположенная между жилыми домами и другими зданиями, а также между зелёными насаждениями.
Светофорчик: Молодцы! А кто назовёт элементы дороги и их назначение?
Дети:
- Проезжая часть - для движения транспорта.
- Обочина - часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части, служит для остановки автомобилей и движения пешеходов.
- Кюветы - канавы, прорытые вдоль по обе стороны дороги, необходимы для отвода воды.
- Велосипедная дорожка - устройство вдоль дорог для движения пешеходов и велосипедистов.
Cветофорчик: Ребята, вы хорошо знаете дорожную азбуку. А теперь послушайте загадку:
Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик./Милиционер- регулировщик/
1-й ученик:
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой махнул.
2-й ученик:
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда!
3-й ученик:
Не волнуется народ -
Через улицу идёт.
А стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному подчиняются ему!
Светофорчик: Покажите положение регулировщика, которое соответствует красному сигналу светофора, жёлтому, зелёному./Дети выходят и показывают./
Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение? /Жезл/
Ведущий: А сейчас я выявлю знатоков дорожных знаков. Пешеходы должны быть очень внимательны на дороге, быстро реагировать. Поэтому первый кто поднимет руку получает жетон. Игра «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков».
/Отмечается лучший знаток/
А теперь послушайте стихи. Там, где вы согласны, должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Кто из вас идёт вперёд
Только там где переход? (+) - Кто из вас летит так скоро,
Что не видит светофора? (-) - Кто, из вас идя, домой
Держит путь по мостовой? (-) - Знает кто, что красный свет-
Это значит хода нет? (+)
Ведущий: Ребята, к нам пришёл репортёр из газеты «Ассорти» и хотел взять у вас интервью.
Репортёр: /держа в руках лист газеты и микрофон/
Здравствуйте, ребята и взрослые. Я к вам пришёл по заданию своей газеты. Мне нужно выяснить, почему так много у нас в городе бывает дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники? Вот послушайте…./читает: «Ученик 3-го класса Вася Крылов, возвращаясь из школы, шёл по мостовой, и его сбила машина. В тяжёлом состоянии мальчик был доставлен в больницу»./
Где должны идти пешеходы? Или вот другой случай…
/читает: « Миша Павлов. Ученик 3-го класса, поспорил со своим товарищем, что перебежит улицу перед самым носом автомобиля. Появился грузовик. Миша дождался, когда он приблизился, и помчался через улицу. Как не старался водитель предупредить несчастье, ему это не удалось. Оба - в больнице».
Что вы, ребята, об этом думаете?
Ведущий: Я думаю, что с ребятами нашего класса такого никогда не случится, потому что они хорошо знают правила дорожного движения.
Светофорчик: А сейчас, если вы правильно ответите на мои вопросы, то мы поиграем.
1. Как обозначаются пешеходные переходы?
/Дорожным знаком, разметкой типа «зебра»
Зеброй назван переход,
Чтобы двигаться вперёд.
Все машины пропусти -
И счастливого пути.
2. Как нужно идти по тротуару?/Придерживаясь правой стороны./
3. Где на проезжей части можно переждать поток машин?/На «островке безопасности»/
Полпути прошёл и стой,
Указанье ясное
И отмечено чертой
Место безопасное!
4. Что помогает регулировщику управлять движением?/Жезл./
Чудо- палочка, она
Всем знакома, всем видна.
Днём заметна, а под вечер
Изнутри освещена.
5. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
/Ответы детей/
Ведущий: А сейчас мы поиграем в игры. Дети, ответившие неправильно выбывают из игры.
Игра «Да и Нет».
Ведущий проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким - ни будь вопросом, например: « Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар) Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.
Игра « Внимание, пешеход».
Ведущий показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трёх кружков (красный, жёлтый, зелёный). Участники при виде красного делают шаг назад, при виде жёлтого - стоят, при виде зелёного - два шага вперёд. Тог, кто ошибётся, регулировщик штрафует- лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра « Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».
Дети становятся в круг, в середине его становится ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое- либо слово, связанное с дорогой. Например, улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого- либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается ведущему. Ошибившийся игрок выбывает из игры.