Цель урока:
- Рассмотреть наиболее интересные примеры применения явления электромагнитной индукции в современной технике.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Задачи:
- Изучить принципы работы некоторых технических устройств, работающих на явлении электромагнитной индукции.
- Создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- Формирование умений и навыков самостоятельно добывать знания, используя компьютерные технологии;
- Создание условий для формирования информационной и коммуникативной культуры учащихся.
Оборудование: компьютерные программы «Открытая физика 2.6», «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий», « Новая школа. Экспресс- подготовка к экзамену», трансформатор, прибор для демонстрации правила Ленца, мультимедийная установка. Урок проводится в компьютерном классе. На каждом компьютере установлены перечисленные программы. На доске записана тема урока и эпиграф к данному уроку.
Длительность данного учебного занятия – 2 урока по 40 минут.
Ход урока
1. Мотивационный момент. (3 минуты)
Учитель: Открытие явлений электромагнитной индукции и самоиндукции сыграло огромную роль в развитии теории электромагнетизма и в практической деятельности человеческого общества. Благодаря этим открытиям люди создали дешевые источники электроэнергии – электромагнитные источники постоянного и переменного тока. Явление электромагнитной индукции лежит в основе действия разнообразных генераторов тока, трансформаторов, записи и воспроизведения информации, в детекторах и т.д., без которых немыслима современная наука и техника. Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые примеры использования электромагнитной индукции в современном мире. Эпиграфом к нашему уроку будут слова «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Как вы думаете, почему эти слова подходят к нашей деятельности на этом уроке? (Так как к данному уроку были выполнены электронные презентации, самостоятельно подбирали материал, готовили защиту проектов). Для дальнейшей работы познакомимся с планом урока <Приложение 1>.
2. Актуализация знаний. (10 минут)
Учитель задает вопросы, ученики дают ответы, используя слайды презентации.
2.1. Кто и когда открыл явление электромагнитной индукции?
2.2. Сформулируйте определение электромагнитной индукции.
Какое условие при этом должно выполняться?
2.3. Поясните опыты, которые позволили обнаружить явление электромагнитной индукции?
2.4. Сформулируйте закон Фарадея – Максвелла.
Поясните все входящие в формулу физические
величины.
2.5. Дайте понятие магнитного потока.
Поясните физические величины в данной
формуле.
Оцените себя на данном этапе урока1 <Приложение 2>.
3. Изучение нового материала.
3.1. Класс разбивается на группы, и каждая группа получает свое задание2 <Приложение 2>, при выполнении которого учащиеся используют компьютерные программы. На выполнение задания дается 10 минут.
3.2. Представление выполненных работ (30 минут)
- История изобретения трансформатора;
- Устройство трансформатора и его работа;
- Работа трансформатора на холостом ходу;
- Работа трансформатора с нагрузкой;
- Получение электрической энергии (просмотр анимации и ответы на предложенные учащимися вопросы) «Выработка электроэнергии», компьютерная программа - Физика, 7-11. Библиотека наглядных пособий. – 1С: Образование.
- Использование трансформатора при передаче электрической энергии (просмотр анимации и ответы на предложенные учащимися вопросы) «Схема транспортировки электроэнергии к потребителю», компьютерная программа - Физика, 7-11. Библиотека наглядных пособий. – 1С: Образование.
Оцените себя на данном этапе урока.
3.3. Защита учащимися электронных презентаций, выполненных заранее по следующим темам:
(20 минут)
- Запись и воспроизведение информации – электронная презентация;
- Металлоискатели – электронная презентация;
- Поезда на магнитной подушке <Приложение 3>.
Оцените себя на данном этапе урока.
4. Подведение итогов:
4.1. Рефлексия: (5 минут)
- Что нового узнали?
- Чему научились при подготовке к уроку?
- Какие трудности возникли?
- Есть удовлетворение от полученных результатов?
- Актуальна ли данная тема?
Поставьте себе итоговую оценку за урок.
4.2. Домашнее задание: (2 минуты)
Учебник 11кл. В.А. Касьянов § 35 читать, повторить § 33, § 36 и 37 учить. Задачи ст.133 количество решенных задач, соответствует желаемой оценке.
Литература:
- В.А. Касьянов Учебник физики 11 класс ДРОФА Москва 2004г.
- А.А. Пинский Учебник физики 11 класс «Просвещение» Москва 2000г.
- И.Л. Касаткина Репетитор по физике «Феникс» Ростов-на-Дону 2005г.
- Материалы, входящие в компьютерные программы: Открытая физика 2.6», «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий», « Новая школа. Экспресс- подготовка к экзамену».