Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика


Цель урока:

  1. Рассмотреть наиболее интересные примеры применения явления электромагнитной индукции в современной технике.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Задачи:

  1. Изучить принципы работы некоторых технических устройств, работающих на явлении электромагнитной индукции.
  2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся;
  3. Формирование умений и навыков самостоятельно добывать знания, используя компьютерные технологии;
  4. Создание условий для формирования информационной и коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование: компьютерные программы «Открытая физика 2.6», «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий», « Новая школа. Экспресс- подготовка к экзамену», трансформатор, прибор для демонстрации правила Ленца, мультимедийная установка. Урок проводится в компьютерном классе. На каждом компьютере установлены перечисленные программы. На доске записана тема урока и эпиграф к данному уроку.

Длительность данного учебного занятия – 2 урока по 40 минут.

Ход урока

1. Мотивационный момент. (3 минуты)

Учитель: Открытие явлений электромагнитной индукции и самоиндукции сыграло огромную роль в развитии теории электромагнетизма и в практической деятельности человеческого общества. Благодаря этим открытиям люди создали дешевые источники электроэнергии – электромагнитные источники постоянного и переменного тока. Явление электромагнитной индукции лежит в основе действия разнообразных генераторов тока, трансформаторов, записи и воспроизведения информации, в детекторах и т.д., без которых немыслима современная наука и техника. Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые примеры использования электромагнитной индукции в современном мире. Эпиграфом к нашему уроку будут слова «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Как вы думаете, почему эти слова подходят к нашей деятельности на этом уроке? (Так как к данному уроку были выполнены электронные презентации, самостоятельно подбирали материал, готовили защиту проектов). Для дальнейшей работы познакомимся с планом урока <Приложение 1>.

2. Актуализация знаний. (10 минут)

Учитель задает вопросы, ученики дают ответы, используя слайды презентации.

2.1. Кто и когда открыл явление электромагнитной индукции?

2.2. Сформулируйте определение электромагнитной индукции.
       Какое условие при этом должно выполняться?

2.3. Поясните опыты, которые позволили обнаружить явление электромагнитной индукции?

2.4. Сформулируйте закон Фарадея – Максвелла.
       Поясните все входящие в формулу физические величины.

2.5. Дайте понятие магнитного потока.
       Поясните физические величины в данной формуле.

Оцените себя на данном этапе урока1 <Приложение 2>.

3. Изучение нового материала.

3.1. Класс разбивается на группы, и каждая группа получает свое задание2 <Приложение 2>, при выполнении которого учащиеся используют компьютерные программы. На выполнение задания дается 10 минут.

3.2. Представление выполненных работ (30 минут)

  • История изобретения трансформатора;
  • Устройство трансформатора и его работа;
  • Работа трансформатора на холостом ходу;
  • Работа трансформатора с нагрузкой;
  • Получение электрической энергии (просмотр анимации и ответы на предложенные учащимися вопросы) «Выработка электроэнергии», компьютерная программа - Физика, 7-11. Библиотека наглядных пособий. – 1С: Образование.
  • Использование трансформатора при передаче электрической энергии (просмотр анимации и ответы на предложенные учащимися вопросы) «Схема транспортировки электроэнергии к потребителю», компьютерная программа - Физика, 7-11. Библиотека наглядных пособий. – 1С: Образование.

Оцените себя на данном этапе урока.

3.3. Защита учащимися электронных презентаций, выполненных заранее по следующим темам:

(20 минут)

  • Запись и воспроизведение информации – электронная презентация;
  • Металлоискатели – электронная презентация;
  • Поезда на магнитной подушке <Приложение 3>.

Оцените себя на данном этапе урока.

4. Подведение итогов:

4.1. Рефлексия: (5 минут)

  • Что нового узнали?
  • Чему научились при подготовке к уроку?
  • Какие трудности возникли?
  • Есть удовлетворение от полученных результатов?
  • Актуальна ли данная тема?

Поставьте себе итоговую оценку за урок.

4.2. Домашнее задание: (2 минуты)

Учебник 11кл. В.А. Касьянов § 35 читать, повторить § 33, § 36 и 37 учить. Задачи ст.133 количество решенных задач, соответствует желаемой оценке.

Литература:

  1. В.А. Касьянов Учебник физики 11 класс ДРОФА Москва 2004г.
  2. А.А. Пинский Учебник физики 11 класс «Просвещение» Москва 2000г.
  3. И.Л. Касаткина Репетитор по физике «Феникс» Ростов-на-Дону 2005г.
  4. Материалы, входящие в компьютерные программы: Открытая физика 2.6», «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий», « Новая школа. Экспресс- подготовка к экзамену».