Пояснительная записка
Для создания данной программы разработчиком модифицированы и интегрированы в единый комплекс следующие авторские курсы:
- Скалой Н.В. «Экология сибирского города»
- Дереклеева Н.И, «Научно-исследовательская работа в школе»
- Дядюн Т.В. «Мир воздуха»
И включает в себя:
- Интеллектуальные занятия – 10 час (по методике Дереклеевой Н.И.);
- Теоретические занятия и практикум – 70 час (по Скалону Н.В.);
- Практикум «Мир воздуха» (по Дядюн Т.В.)
- Конкурсная подготовка – 20 час
- Работа в библиотеке – 2 час
- Работа в музее – 2 час
- Работа в ГИБДД – 2 час
- Экскурсии – 2 час
Данная программа разработана с учетом запросов
детей – желания практически изучать состояние
природной среды различными методами. Учтены и
потребности образовательных учреждений, где
экология преимущественно как отдельный предмет
не преподается, а изучается как один из разделов
биологии, не сопровождающийся практической
частью. Соответствует потребностям семьи –
организация досуга, вовлечение в общественно
значимую деятельность, личностный рост,
подготовка к выбору профессии.
Программа деятельности научного общества
сопровождается необходимыми контрольно-измерительными
материалами (КИМ), копилкой методик
ученических исследовательских работ, фото-,
видео и наглядными материалами. В процессе
освоения программы предусмотрен ряд
воспитательных мероприятий органично
вплетенных в воспитательный процесс
образовательного учреждения, например, акции,
проводимые в рамках Дней защиты Кузбасса от
экологической опасности. Выполнение
практической части программы
обеспечивается за счет материально-технической
базы кабинета химии и биологии в МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №3» на
договорной основе.
Основной формой организации занятий
является работа в малых группах
сотрудничества, что позволяет эффективно
использовать рабочее время и выполнять
несколько работ одновременно, но на разных
участках. В дальнейшем группы кооперируются с
целью совместного подведения итогов и анализа
результатов. Главный вид деятельности –
самостоятельная исследовательская работа, связанная
с наблюдениями, измерениями, моделированием
процессов окружающей среды. Предусмотрено
программой и участие в семинарах, конкурсах,
проведение экскурсий, бесед по обсуждению
изучаемых вопросов.
Программой обучения предусмотрены следующие результаты:
1. Повышение уровня экологической
грамотности;
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Внедрение проектной деятельности и новых
технологий в процесс обучения учащихся;
4. Практические мероприятия: участие в
конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
5. Привлечение внимания и средств
администрации района, округа, города к
экологическим проблемам города.
Промежуточные итоги подводятся в виде
реальной деятельности по сохранению среды –
выпуск информационных листков, воззваний,
обращений к общественности, публикации в прессе,
выступления на ТВ, участие в конкурсах и
научно-практических конференциях. По итогам
члены НОУ участвуют в традиционных Днях науки и
творчества в ДЦТ №1.
Данная программа предназначена для
обучающихся среднего и старшего школьного
возраста, то есть 12–16 лет. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) в группе
постоянного состава. Комплектование группы
происходит как по желанию обучающихся, так и по
рекомендации их педагогов.
Программа рассчитана на реализацию в течение
одного учебного года. По окончании данного курса
обучающиеся, желающие продолжить свое
образование в данном направлении могут
продолжить занятия в научном обществе по
программе Масленникова А.В., к.п.н, г. Зеленоград
«Основы исследовательской деятельности»
(возраст детей 15–17 лет)
Исследования ведутся по одному из направлений,
охватывает небольшой круг вопросов,
соответствует интеллектуальным возможностям
детей и не приводит к их перегрузке, а
следовательно к потере интереса.
Новизна данного курса состоит в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. Полученные в результате факты дают представление о состоянии природы родного края, и что наиболее значимо, о степени техногенного воздействия на нее.
Цель данной программы: интеграция воспитанников в деятельность, направленную на исследование и поддержания экологического качества городской среды.
Задачи:
- изменение мировоззрения личности через формирование позитивного отношения к природе в целом;
- развитие качеств активиста через приобщение к природоохранной деятельности;
- обучение основным методам и приемам изучения окружающей среды
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Общие количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Город как среда обитания человека | 20 |
8 |
12 |
2 |
Урбанизация – процесс изменения природной среды |
8 |
7 |
1 |
3 |
Изменение факторов среды в условиях сибирского города | 8 |
4 |
4 |
4 |
Структура и функционирование городских экосистем | 26 |
18 |
8 |
5 |
Жизнь растений и животных в городской среде | 26 |
14 |
12 |
6 |
Влияние городской среды на здоровье человека | 24 |
16 |
8 |
7 |
Проблемы и перспективы создания экологически здоровой среды в городах Кузбасса | 18 |
3 |
15 |
Итого: |
140 |
70 |
70 |
|
Резерв: |
14 |
Содержание дополнительной образовательной программы
СЕНТЯБРЬ
3 неделя
2 ч. Техника безопасности на занятиях Т. О.
Введение в практикум «Мир воздуха», работа № 1, 2
2 ч. Интеллектуальное занятие, №1, 2 (умение
доказывать, опровергать, высказывать мнение,
делать выводы)
4 неделя
2 ч. «Экология сибирского города».
1. Понятие города. Город, как среда обитания.
Урбоэкология.
2. Сибирский город и глобальная экологическая
проблема. Региональный аспект. Системный подход
к решению.
2 ч. «Мир воздуха» – работа № 3, 6, 7
ОКТЯБРЬ
1 неделя
1 ч. «Экология сибирского города»
природа в городе, городские животные и растения.
Городские биогеоценозы и другие экосистемы.
Почему их необходимо изучать.
2 ч. «Мир воздуха». Повтор работ № 1, 3.
отчет – № 1, 3, 6, 7 (начать обработку данных).
1 ч. Интеллектуальное занятие №3 (развитие
лингвистических умений, умения слушать себя и
других, развитие творческих способностей).
2 неделя
1 ч. «Экология сибирского города» Из
истории отечественной науки, выдающиеся ученые
– экологи.
1 ч. библиотечный: «Деятельность В.Н.
Сукачева, В.В., Л.Г. Раменского, Д.Н. Кашкарова, С.А.
Северцова, Н.П. Наумова, С.С. Шварца».
2 ч. Полевые и лабораторные экологические
исследования (Т.Б., статистическая обработка,
сбор материала, требования, подготовка к защите,
типы научных работ).
3 неделя
2 ч. «Экология сибирского города».
законы, правила и принципы экологии (по Н.Ф.
Реймерсу)
закон физико – химического единства живого
вещества (В.И. Вернадского);
1. «Мир воздуха» оформление и подготовка к
защите работ № 1, 3, 6, 7.
1 ч. Интеллектуальное занятие № 4. (Развитие
лингвистических умений, творческого мышления,
наблюдательности, памяти, оригинальности
мышления.
4 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
– понятие урбанизации. Город, как наиболее
урбанизированная среда обитания человека.
Особенности процесса урбанизации в Сибири, в
городе.
– аспект возникновения и развития городов
Сибири (исторические, географические,
экономические).
– современные функции сибирских городов.
Развитие промышленного комплекса и разрушение
природной среды. Городская агломерация Кузбасса.
1 ч. Экскурсия в краеведческий музей
«Аспекты возникновения Мариинска».
5 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– «Роль в природе в городе на разных
исторических этапах»
– влияние культурных и религиозных традиций
на отношение людей к растениям и животным в
урбанизированной среде. Современное отношение
людей к городской среде.
– признак обманного благополучия.
НОЯБРЬ
1 неделя
3 ч. «Экология сибирского города» –
особенности климата, флора и фауна Сибири
(таежной и лесостепной зон).
трансформация абиотических факторов в городе.
1 ч. Экскурсия. Практикум № 1, 2
2 неделя
1 ч. «Экология сибирского города»
– воздействие культурных и домашних животных
на городские экосистемы.
1 ч. Интеллектуальное занятие № 5 (развитие
оригинального мышления, ассоциативного
мышления, развития креативности, положительных
эмоций).
1 ч. Экскурсия (практикум, продолжение)
1 ч. Экскурсия ГИБДД (работа
газоанализатора)
3 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
1 ч. Разнообразие экосистем городов южной
Сибири.
2 ч. Городские биогеоценозы. 1 ч. Библиотека
«Ландшафтный дизайн» (парки, сады, бульвары,
газоны)
«Мир воздуха» практикум № 4, 5.
4 неделя
1 ч. «Экология сибирского города»
– правила обязательности заполнения
экологических ниш.
2 ч. «Мир воздуха». Практикум №8, 9, 10
1 ч. Интеллектуальное занятие №
(умение размышлять, анализировать, делать
собственные оригинальные выводы)
ДЕКАБРЬ
1 неделя
2 ч. «Экология сибирского города»
– экосистемы промышленных и селитебных зон.
Сообщества животных и растений на промплощадках
и ж.д. путях, крышах и стенах зданий, в зерно- и
овощехранилищах, на складах, чердаках, подземных
коммуникациях, в подвалах, подъездах. Флора и
фауна оранжерей и теплиц
1 ч. Интеллектуальное занятие № 7 (развитие
дикции произношения, и речевых умений).
1 ч. Библиотека («Основы фитодизайна»)
2 неделя
4 ч. Конкурсная подготовка.
3 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– растения и животные в жилых помещениях.
– городские квартиры как места обитания живых
организмов.
4 неделя
2 ч. «Экология сибирского города»
– водные экосистемы в условиях города.
2 ч. Практикум «Мой экодом».
5 неделя
4 ч. «Экология сибирского города» – структура городских экосистем. Категория организмов. Особенности пищевых цепей и сетей в городской среде. Непищевые отношения. Устойчивость городских экосистем. Связь живых организмов с жизнью и деятельностью организмов. Человек – главный средообразующий фактор.
ЯНВАРЬ
1 неделя
2 ч. «Экология сибирского города»
– закон системогенетический или повторение
развития.
1 ч. Интеллектуальное занятие №8 (развитие
внутренней речи, умение делать обобщение).
1 ч. Практикум – экскурсия «Изучение
городских экосистем».
2 неделя
4 ч. «Экология сибирского города» – происхождение городской флоры и фауны, биогеографическая характеристика.
3 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
– экологическая характеристика: виды лесного,
степного, скального и водно-болотного комплексов
в городах Сибири.
1 ч. Интеллектуальное занятие №9 (развитие
речевых умений, логического мышления, языковой
догадки).
4 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
– интродукция и реинтродукция животных и
растений в городах Сибири.
– понятие синантропизации и ее формы:
постоянная, временная, частичная.
– причины синантропизации: изменение климата,
жизненного пространства, источников питания,
сокращение врагов и конкурентов.
1 ч. Интеллектуальное занятие №10
(подведение итогов.)
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– экологические принципы, поясняющие
особенности видового разнообразия.
– принципы разнообразия и условий среды.
2 ч. Практикум «Изучение растений и
животных в городской среде».
2–3 недели
Конкурсная подготовка.
4 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– человек в городе. Его связи с окружающей
природной и социальной средой.
– социальная городская среда.
– межличностные отношения, как фактор
здоровья. Стрессы индивидуальные и общественные.
МАРТ
1 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– физическая городская среда: естественная
природная и искусственная. Здоровье и болезни.
Чем вызваны болезни городского образа жизни.
Воздействие факторов городской среды на людей в
зависимости от их образа жизни.
2 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– экологичность и гигиена жилища, рабочего
места.
– яды в быту.
– экологически чистые продукты.
– болезни и лекарства. Медицина и самолечение.
3–4 недели
конкурсная подготовка.
5 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– экологичность труда и отдыха.
– виды отдыха в городе и типы рекреационных
территорий. 2 ч. Практикум «Изучение
человека в городской среде»
АПРЕЛЬ
1, 3, 4 недели 6 ч. Пропаганда экологических
знаний.
2 неделя конкурсная подготовка.
МАЙ
1, 2 недели – пропаганда экологических знаний «Дни защиты от экологической опасности»
Экологический практикум «Мир воздуха»
Данный практикум – это система практических
работ экологического содержания с элементами
мониторинга. Исследование состояния окружающей
среды ведется по одному направлению. Это
объясняется тем, что охват небольшого круга
вопросов соответствует интеллектуальным
возможностям детей, не приводит к их перегрузки,
а следовательно и к потере интереса.
Для исследований выбрана атмосфера, так, как с
одной стороны, она наиболее подвержена
загрязнению и легко уязвима, а с другой стороны –
мобильна и беспрепятственно проникает в другие
оболочки Земли.
Своеобразие и новизна практикума «Мир воздуха» в
том, что серьезные научные исследования природы
адаптированы к школьному вопросу и при этом не
теряют своей научной и сознательной значимости.
Практикум гармонично вливается в процесс
обучения, иллюстрируя фундаментальные знания
сведениями местного характера. Полученные в
результате исследования факты дают
представления о природе родного края и, что
наиболее значимо, о степени технологичного
воздействия на нее.
Выполнение работ предполагает кооперацию детей.
Каждая группа работает на своем участке, который
подбирает учитель (лесной массив,
автомагистраль, заводские окраины, парк отдыха,
пойма реки и т.д.).
Все работы выполняются в три этапа: сбор
материала (решение экологических задач, которые
предусматривают рациональный подход и не
традиционный способ мышления), а также
планирование своей по решению исследовательской
проблемы.
Практикум предусматривает выполнение десяти
практических работ.
Список практических работ практикума «Мир воздуха»
№ п/п |
Название работ |
Срок выполнения |
Повтор. |
1 |
Анализ пылевого загрязнения атмосферы | Сентябрь – октябрь |
Январь |
2 |
Воздействие транспортных выбросов на фауну почвы. | сентябрь |
– |
3 |
Определение кислотности дождевых осадков | Сентябрь – октябрь |
– |
4 |
Зависимость прироста сосны от чистоты атмосферы. | Ноябрь |
– |
5 |
Учет хвои для определения загрязненности атмосферы. | Ноябрь |
– |
6 |
Определение кислотности почв. | Сентябрь-октябрь |
– |
7 |
Определение восприимчивости местных почв | Сентябрь – октябрь |
– |
8 |
Анализ суммарной запыленности воздуха за зимний период. | Ноябрь |
февраль |
9 |
Определение кислотности снега. | Ноябрь |
февраль |
10 |
Выявление химических загрязнений в снегу. | Ноябрь |
февраль |
Виды научно-исследовательской деятельности учащихся
1. Проблемно-реферативный – аналитическое
сопоставление данных различных литературных
источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения.
2. Аналитико-систематизирующий – наблюдение,
фиксация, анализ, синтез, систематизация
количественных и качественных показателей
изучаемых процессов и явлений.
3. Диагностико-прогностический – изучение,
отслеживание, объяснение и прогнозирование
качественных и количественных показателей
изучаемых систем, процессов, как вероятных
суждений об их состоянии в будущем; обычно
осуществляются научно – технические,
экологические, политические и др. прогнозы.
4. Изобретательско-рационализаторский –
усовершенствование имеющихся, проектирование и
создание новых устройств, механизмов, приборов.
5. Экспериментально-исследовательский –
проверка предположения о подтверждении или
опровержении результат.
6. Проектно-поисковый – поиск, разработка и
защита проекта, где целевой установкой является
способы деятельности, а не накопление и анализ
фактических знаний.
Требование к подготовке членов НОУ «Вектор» экобиологической секции
Знать: человек – житель города; структура города; экологические особенности родного города; понятия, описывающие экосистемы города; особенности методов наблюдения, эксперимента, количественного учета, классификации, экологического мониторинга и картирования.
Уметь: наблюдать, планировать и проводить опыты, измерять и оформлять результаты, соблюдать правила ТБ, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать проблему, предлагать и проверять способы ее решения, оформлять выводы с помощью графиков, таблиц, диаграмм; использовать знания в ситуациях разработки экопроектов, участия в общественных акциях защиты городской среды.
Уровни экологической компетенции учащихся
Высший. Творческое решение экологических проблем.
Профессионально-достаточный. Обеспечение экологически устойчивого развития человека на основе развития личности, приобщение к здоровому образу жизни.
Высокий. Ориентирование в особенностях структуры и проблемах классической экологии; обоснование путей «устойчивого» развития и способов их реализации.
Продвинутый. Ориентация в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владение ЗОЖ.
Уровень элементарной экологической компетенции. Определение уровня и закономерностей экосистем своей местности, основы экологических знаний.
Начальный. Усвоений основных терминов и понятий, раскрывающих признаки и свойства экосистем.
Литература
1. «Птицы Москвы», Е.В. Нестеров и др.,
Государственный Дарвиновский музей, 1997.
2. «Школьный практикум. Экология », В.В.
Пасечник, М.: Дрофа, 1998.
3. «Фотографирование как метод экологического
воспитания и образования» Колосков А.В., МГДТД Ю,
1998.
4. Журнал «Школьные технологии», «Экология
эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 1998
5. «Практические занятия по экологии». Д.
Зверев. М.: «Просвещение». 1998.
6. «Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин
др., Ярославль, «Академия развития», 1998.
7. «Внеклассная работа. Биология, 3–8 классы»,
Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001. «Учитель»
8. «Основы экологии», сборник задач,
упражнений, практических работ 10(11). А. Жигарев
и др. Дрофа», 2002.
9. «Экологическое право РФ» Курс лекций, Ю.Е.
Винокуров, М: МНЭПУ, 1997.
10. «Основы Экологии», 10(11) Н.М. Чернова и др., М:
«Просвещение», 2002.
11. «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т.
Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.
12. «Среда нашего обитания» 4 тома, П. Ревелль, Ч.
Ревелль, «Мир», 1995.
13. «Экология» Е.А. Криксунов др., «Дрофа», 2001.
14. «Экология» 10–11 кл., С.В. Алексеев,
Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 1997.
15. «Экология, 10–11», А.Т. Зверев. М.: «Оникс 21
век», 2004.
16. «Экология. Краткий справочник школьника»,
9–11 кл., «Дрофа». 1997.
17. Основы экологии / Под ред. д.ф.н. В.А. Обухова и
др.
18. Зверев И.Д. Практические занятия по
экологии для учащихся.
19. Романова М.Б., Сиротин В.И. Рациональное
природопользование и охрана окружающей среды.
20. Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая
среда и ее охрана.
21. Мамедов П.М. Экология (9–11 кл.)
22. Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты.
23. Интернет-ресурсы для экологического
образования. (АсЭко № 2), 2000.
24. Мансурова Г.Н. Школьный практикум
«Следим за окружающей средой» 9–11 кл.