Цели:
- Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся;
- Сформировать понятия «толерантность», «беженцы», «милосердие», «добро».
- Воспитать культуру человеческих отношений.
Задача: ориентация учащихся на их будущее, на родительские обязанности, которые им самим придется выполнять, на ответственность за своих детей.
Оборудование: таблички со словами «толерантность», «милосердие», «добро». DVD – плеер, телевизор, видеопособие «Твой выбор».
Ход урока
I. Беседа
(Звучит песня «Будьте добры»)
Учитель. Ребята! Вы, наверное, заметили, что очень часто в СМИ употребляется слово «толерантность».
(слово записываю на доске).
- Что же это такое?
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
В наши дни ситуация в мире очень не спокойная: война в Ираке, Израиле, конфликты в Грузии…. Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.
Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Трудностей много: негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.
(На доску вывешиваются по очереди термины «милосердие», «благотворить», «добро», даются устные пояснения. Дети заранее находят значение данных терминов.)
- Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
- Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека.
2007 год указом президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева объявлен годом благотворительности. Худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя», ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, - все одинаковы.
Делайте добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения! Именно так ставили вопрос о добро все великие философы с начала истории человечества – Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ…
II. Работа с афоризмами
(Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель помогает ему в случае необходимости.)
«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание». (Л.Н. Толстой)
«… Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». (Ф. Бэкон)
«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций)
«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон)
«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой)
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это необыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С. Смайлс)
«Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства». (Л. Толстой)
III. Просмотр диска «Твой выбор» (видеопособие из 5 видеоклипов)
IV. Обсуждение после просмотра клипа «Чужих детей не бывает»
- Что вы чувствуете, просмотрев клип?
- Проанализируйте поступок героини клипа. Как бы вы поступили на ее месте?
- Придет время, и вы станете родителями. Что вы будете предпринимать для того, чтобы ваши дети не повторили судьбу малышей из клипа?
V. Тестирование
А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, разных национальностей, мальчики и девочки. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность»
Ким плохо одет…
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Том питается не так, как ты, по причине своей религии…
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».
Пожилая женщина медленно идет…
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчик - нули.
Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…
- Ты разговариваешь с ней.
- Ты говоришь, что все девочки – нули.
На твоих глазах на кого – то нападают…
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
8. К тебе подходит ребенок – инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
- Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
(Дети считают).
- Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 кружков: ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
VI. Итог
Кл. руководитель. Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
Дети работают с терминами: «толерантность», «беженцы», «война», «милосердие». Они отвечают, что это такое, как они поняли значения слов.
- Что вы поняли, что уяснили для себя? Что стало открытием в себе?
- Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.
И в знак того, что вы сейчас здесь поняли, давайте подарим игрушки и одежду тем детям, которые в этом сильно нуждаются!
(Звучит песня «Если добрый ты…»)
(Дети выкладывают подарки: вещи, которые они принесли).