Шкала "личного роста"

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Многие взрослые недоумевают по поводу отношения детей к учебе. И даже успешные дети вызывают такое противоречивое чувство – вроде бы готов к уроку и работает на уроке, а вроде бы и нет его. За время работы в школе с детьми привыкаем к мысли, что отличники и хорошисты должны всегда идти ровно, не создавать нам проблем. Проблем с успеваемостью хватает с менее успешными детьми, а здесь ещё возникает и такая проблема. Проблема формального отношения к учебе.

Работая более десяти лет в школе, я обратила внимание на такую тенденцию отношения детей к учёбе. Географию дети начинают изучать в шестом классе и так как это для них новый предмет, то не возникает не каких проблем. Они всегда заинтересованы, им всё интересно. Но уже середины седьмого класса и в восьмом классе наблюдается такая картина. Дети вроде бы готовы к уроку, но в то же время безынициативно готовы, по принципу “так надо” и всё. А когда начитаешь интересоваться сложившейся ситуацией, пытаешься, как-то выяснить причину такой пассивности, чаще всего ответ выражен недоумением: “Мы же учим, готовимся к уроку, что ещё надо-то?”. И действительно, что надо-то? Ведь ситуация идеальная, к уроку готовы, на уроке работают, но все это безжизненно нет того огонька, который помогает раскрыться ребенку, определяет дальнейшее отношение к образованию в его жизни. И многие, получив среднее образование, в дальнейшем не могут ничего вспомнить. Мне кажется, это происходит только потому, что ученик находился в позиции “так надо”. “Так надо” родителям, учителям и ещё кому-то, но не лично для самого ученика.

На практике, столкнувшись с такой проблемой, я пыталась решить её чисто методическим способом. Применяла в работе все возможные приёмы и методы, игры и разнообразные формы работы на уроке, но это давало какое-то облегчение, вспыхивал огонёк, а затем всё вставало на прежнее место. Я пришла к выводу о том, что дело не только в методике преподавания, но и в особенностях развития психологии детей школьного возраста. Соотнесла закономерности развития и особенности возникшей проблемы и получила следующие результаты.

Учащиеся шестого класса находятся в группе предподросткового развития, то есть они вот, вот готовы выйти из детства. В это время они открыты окружающему миру, проявляют активность ко всему новому. А новые отношения, романтизм для них как импульс к жизни. Все эмоции у них выплёскиваются во вне. Что не скажешь об учащихся седьмых и восьмых классов. Они находятся на пике подросткового возраста. В это время ребёнок обращается к самому себе с вопросом “Кто Я?”. Происходит смена ценностей, главная проблема возникает в определении своего положения и самоутверждения в обществе. А период самоопределения жизненных позиций и планов, становление субъективной точки зрения на осознание себя в качестве члена социума и конкретизации в новой общественно значимой позиции происходит у учащихся девятых классов. [2]

Из приведенных особенностей развития можно сделать вывод, что учащиеся шестых и девятых классов имеют достаточно активные жизненные позиции. Для шестиклассников осталась характерная связь ребёнка с обществом через учебную деятельность, которая была сформирована у него ещё в младшем школьном возрасте. А точнее отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребёнка. У учащихся девятого класса происходит начало строительства жизненных планов. Стремление реализовать их подталкивает к более осознанному получению знаний. Для учащихся седьмых и восьмых классов это самый сложный возраст - определение системы отношений и своей позиции в окружении друзей, одноклассников и взрослых. Это когда ребёнок переходит из мира детства в мир взрослости и не знает как правильно себя “подать” обществу, что бы его воспринимали не как ребёнка, а как равного себе взрослого. В отношении с одноклассниками чаще проявляются конкурентные отношения, каждый хочет занять более удобную позицию. И это даже очень хорошо, ведь конкуренция движет многими процессами в мире людей и окружающей нас среде. Дети с одинаковыми позициями, возможностями стараются найти в себе, что-то лучшее, открыть новое, придумать интересное и так далее. Они начинают более глубоко анализировать свою деятельность, в том числе и учебную. Именно эти позиции способны двигать детей вперёд, и если правильно определены для урока приёмы, методы и цели, то это помогает зажечь тот самый огонёк познания. Но, к сожалению, это возможно только в классах с большой наполняемостью, где детей с определёнными жизненными притязаниями два и более, для того чтобы возникли те самые конкурентные отношения. А если это малокомплектная школа с низкой наполняемостью классов (3 – 10 человек). Где на весь класс может быть один отличник и ударник, где большинство учащихся знают, что по окончании школы из-за низкого социального уровня сельских жителей их ждёт работа или в лучшем случае учёба в каком-нибудь среднем специальном учебном заведении, в которое примут без всяких экзаменов. Так зачем с такой перспективой усложнять себе жизнь, как говорится – имею “три” и ладно. В такой ситуации и успешные ученики не чувствуя конкуренции со стороны сверстников за лидерство, не очень-то заботятся о своей успешности. Они знают, лучше, чем занимаются они, никого нет, и со временем их уровень притязаний снижается. Так что же делать? Этот вопрос долгое время не давал мне покоя. Я пришла к выводу, что надо создать искусственно конкурентные отношения. И особенность этой конкуренции в том, что ребёнок будет конкурировать с самим собой. А точнее сказать “Я” вчерашнее с “Я” сегодняшним. Эту идею я взяла в статье Александровой Е.А. “Ваше слово, товарищ график!”.[1] После некоторых переработок получилась так называемая “Шкалу личного роста”, где ребёнок может наглядно видеть рост своих знаний. И хотела бы поделиться с вами.

Первым шагом в решении этой проблемы, было изучение более подробно программы и государственного стандарта курса географии в школе. Эти данные направлены усвоение всеми учащимися определённого стандарта. А если этими знаниями и умениями должны овладеть все учащиеся, то данный уровень я приняла для оценки “три”. Этот уровень будет назван как основной или первый уровень, которым должны были овладеть все учащиеся. Для определения уровня знаний и умений на “четыре и на пять” я изучила задания повышенной сложности, олимпиадные задания, задания, решения которых требуют не только знаний по предмету, но и знания смежных наук и тому подобные. Определила, каков должен быть уровень знаний и умений для решения заданий такой сложности и включила их во второй уровень, которым должны овладеть в большей степени учащиеся, претендующие на оценки “четыре”, “пять”.

Второй шаг – составила таблицу, в которую занесла требования к знаниям и умениям по каждому уровню. Такие таблицы составляю к каждой теме (см. таб1).

Таблица 1.

Знания и умения балл Начало темы Конец темы
I уровень.

1. Знаю…

а)
б)….

2. Умею…

а)
б)..

     
II уровень

Знаю…

а)
б)…

2. Умею…

а)
б)….

 

 

   
Доклады, сообщения, проекты (к данной теме)      
Смежные предметы      

Третий шаг – эту таблицу я выдаю ученикам в начале каждой темы. Детям предлагаю познакомиться с ней. При этом я поясняю, что в ней два уровня: первый уровень – это только на “3” и его должны освоить все без исключения, а второй уровень – это на “4” и “5”. Обращаю внимание на то, какие знания и умения должны сформироваться у них к концу темы. Таким образом, дети имеют полную картину требований и могут определить свои возможности, распределить силы для достижения поставленной цели и рассчитывать на своевременную помощь учителя.

Четвертый шаг – предлагаю поставить знак “+” напротив того, что им уже известно по данной теме и знак “v” - знакомо, но затрудняешься в данном вопросе. Каждый знак “+” оцениваем в один балл. Сумма баллов и есть начальная точка для всей темы. Во-первых, этот момент очень ценный, так как он определяет всю дальнейшую работу по теме. Учитель уже определенно знает уровень подготовки детей. Во-вторых, лучшего момента для создания ситуации успеха не найти. Средние ученики они потому и средние, что мало кто интересуется их уровнем знаний. Дается на уроке и будь добр к следующему уроку будь готов. А может он знает уже этот материал и ему необходимо его расширить какие-то затруднения пояснить, а мы ему – сиди и слушай. Ведь это не интересно изучать то, что ты уже знаешь, и непонятные вопросы всё равно останутся. В-третьих, эта работа помогает в организации индивидуального подхода в обучении или сформировать группы по уровням обучения. В-четвертых, выявить учащихся с заниженной самооценкой и в процессе работы над темой помочь им в установлении их истинного уровня притязаний. Эта таблица постоянно находится у учащихся для самоконтроля. Учитель их собирает по мере необходимости для корректирования работы по подготовке к уроку.

Пятый шаг – очень трудно отследить, как будет изменяться “Личный рост” каждого ребёнка, для этого к каждому уроку разрабатывается такая же таблица. Но она отличается от основной таблицы тем, что в ней содержаться требуемые уровни знаний и умений, которые непосредственно формируются и развиваются на данном уроке. Таким, образом, легче отследить пробелы и во время направить деятельность и учителя и ученика на выявление причины пробела и его своевременная ликвидация.

В конце каждого урока после закрепления знаний и их первичной проверки, я предлагаю учащимся для рефлексии заполнить карточку с таблицей (см. таб.2).

Таблица 2.

Знания и умения балл 1 этап 2 этап
I уровень…

1. Знаю…

а)
б)

_________
_________

2. Умею…

а)
б)

_________

2 балла    
II уровень…

1. Знаю…

а)
б)

__________

2. Умею…

а)
б)

__________

3 балла    
Дополнительные (опережающие) задания

__________

     
Смежные предметы      

В первой колонке ставят знак “+” напротив того, что они уже знают хорошо и этот вопрос не вызывает затруднения. И знак “?” - вопрос изучен, но вызывает некоторые затруднения. Обязательно оставляются пустые строки в каждом уровне, в которые ученик может вписать личные наблюдения, знания и умения, которые не определены этой темой, но он их получил в ходе изучения темы. В строке “Дополнительные задания” даются темы сообщений, докладов, проектов и пустая строка для того, что бы ученик мог вписать свою тему, которую он хотел бы самостоятельно подготовить. Строка “Смежные предметы” направлена, на выявление умений у учащихся устанавливать межпредметные связи, в ней они записывают те учебные предметы, знания по которым помогли найти и определить правильный и полный ответ по данной теме. Для первого уровня каждый знак “+” оценивается в 2 балла, а знак “?” - в один балл, соответственно для второго уровня – 3 балла и 2 балла. За знак “+” в строках “Дополнительные задания”, “Смежные предметы” - 3 балла. Затем подсчитываем общее количество баллов и на графике ставим точку, соответствующую количеству баллов. Это будет отправной точкой “Личного роста” (рис 1).

Учитель, полученные данные, использует в подготовке к следующему уроку. Карточки остаются у учителя. На втором уроке после проверки знаний по индивидуальным карточкам, выставляют знак “+” в той же карточке, но во второй колонке. Также подсчитывают количество баллов, а затем из количества баллов второй колонки вычитают количество баллов первой колонки. Разница между количеством баллов и есть “Личный рост”. Вторую точку в графике ставят относительно первой. И график может выглядеть следующим образом (рис 2).

Если рост положительный, то есть возможность для развития более углубленного изучения знаний. Отрицательный рост сигнал для выявления причины понижения уровня знаний и своевременная ликвидация возникшего пробела. Причин этого может быть множество от банальной неготовности к уроку до особенностей развития самого ребёнка. В конце второго урока проводится та же операция, но уже с новой таблицей, в которую занесены требования к знаниям и умениям для второго урока и в форме рефлексии заполняется первый столбик аналогично первому уроку. Рассчитывается полученное количество набранных баллов. В графике от второй точки откладывается количество набранных баллов (рис 3).

 Данный график строится на протяжении всей темы, что бы можно было отследить не только пробелы, о которых говорилось выше, но и качество работы над темой каждого ученика.

По окончании темы, на уроках обобщения, закрепления, в начале урока проводится такая же работа с основной таблице как на первом уроке изучения темы. Предлагаю карандашом поставить знак “+” напротив каждой строки знаниями и умениями, которых овладели в полном объёме по данной теме и знак “v” - данный вопрос всё же вызывает затруднения. После работы над пробелами, затруднениями в конце урока проставляется только знак “+”напротив каждой строки знаниями и умениями, которых овладели в полном объёме по данной теме. Каждый знак “+” оцениваем в один балл. Сумма баллов второй колонки окончательная точка роста. Если на первом уровне стоят все “+”, то и оценка соответствует “3”. Второй уровень, освоенный на 50% - 60% ставим “4”, а более 70% - “5”.

Данный приём помогает в малокомплектных школах не только повысить познавательную активность учащихся, но уменьшить нагрузку учащихся. Так если в классе, например, три человека, то соответственно они испытывают в течение всего дня постоянное внимание со стороны учителей. Этот фактор зачастую развивает психологический дискомфорт. Во избежание этого целесообразно даже при таком количестве создавать пары не постоянные, а сменного состава. Например, один из учащихся показал высокий уровень подготовки, он может быть консультантом, во время консультаций он не только помогает однокласснику, но и закрепляет знания или отрабатывает умения. А также немаловажный момент происходит процесс социализации личности. Устанавливаются контакты со сверстниками, принимает на себя обязанности и ответственность не только за свои успехи, но и одноклассников. Примеряя на себя различные роли он в непринужденной обстановке отрабатывает навыки общения в обществе, что необходимо для подросткового возраста.

Итогом этой работы является оказание помощи подростку при переходе из мира детства в мир взрослых, избежание конфликтных ситуаций. Сохранение познавательной активности на уроках и в подготовке домашнего задания. Проявляют инициативу при решении творческих задач.

Список литературы.

  1. Александрова Е.А. Ваше слово, товарищ график! // Классный руководитель. -2000. -№3. – С. 142 – 144.
  2. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 448с.