Урок биологии на тему "Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека"

Разделы: Биология


Цели урока:

Образовательные:

  1. раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (прокариоты, растения, животные);
  2. учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  3. предупреждать и исправлять некоторые ошибки и неточности, допускаемые учащимися: а) ошибочность представлений о мицелии шляпочных грибов и отождествлении грибницы с корнями, б) отождествление спорангиев мукора с плодовыми телами, в) отождествление спор грибов с семенами.

Развивающие:

  1. развивать понятия о многообразии живых организмов;
  2. продолжить развитие познавательного интереса к урокам биологии;
  3. продолжить развитие умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить;
  4. продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

Воспитательные:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;
  2. осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов;
  3. воспитывать навыки коммуникативности в работе, умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Тема урока: “Царство грибы”.

1). Учитель задаёт проблемный вопрос: Мы с вами переходим к изучению одного из самых своеобразных царств живой природы – царства грибов. Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? (мозговой штурм)

Ученики высказывают разные предположения по этому поводу (грибы бывают ядовитые, ими можно отравиться, грибы похожи и не похожи на растения и др.).

Учитель: Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г. Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от латинского фунгус – гриб). Затем такое же вещество было обнаружено в покрове тела насекомых и других членистоногих. Это вещество – хитин. О чём свидетельствует наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества?

Ученики: это говорит о сходстве грибов и животных.

Учитель: задача урока - выделить признаки грибов, ответить на вопрос, почему грибы относятся к отдельному царству?

Учитель: Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? Какие грибы растут у вас дома? Ответы: шляпочные, дрожжи, плесневые. Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, водные, хищные, паразиты).

Учитель: Сравните грибы с другими царствами эукариот, найдите сходства и отличия. Ученики используют для работы учебник Н.И. Сонина и В.Б. Захарова для 7-го класса.

Учащиеся в итоге приходят к следующей характеристике грибов: грибы имеют сходства с растениями и с животными, но также имеют свои особые признаки.

Признаки грибов

Признаки грибов, сближающие их с растениями Признаки грибов, сближающие их с животными Характерные признаки грибов
1) Неограниченный рост.

2) Неподвижность.

3) Способ питания –

Всасывательный.

1) Лишены хлорофилла.

2) Тип питания – Гетеротрофный.

3) Запасной углевод – Гликоген.

4) Клеточная стенка состоит из хитина.

5) В обмене веществ есть мочевина.

1) Основа вегетативного тела гриба – грибница, или мицелий.

2) Мицелий состоит из гиф.

3) Клетки грибов чаще многоядерные или двуядерные.

4) Бывают одноклеточные и многоклеточные.

2). Строение грибов. Учитель: Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебник (стр. 21) и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?

Учитель: Нарисуйте шляпочный гриб и подпишите его части. На рисунке ребята должны подписать плодовое тело (воздушный мицелий), субстратный мицелий, шляпку, ножку гриба.

Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ответ: трубчатые и пластинчатые.

Ученики выполняют лабораторную работу “Строение плодовых тел грибов”, используя соленые или маринованные грибы (опята, грузди, маслята и др.). Ребята находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов, записывают примеры разных грибов в тетрадь.

3). Питание грибов. Учитель: В клетках грибов, даже зелёных сыроежек, отсутствуют хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. Как же питаются грибы?

Учащиеся говорят о том, что грибы гетеротрофы (сапротрофы и паразиты). Ребята приводят примеры грибов, разных по способу питания.

Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство).

Учитель: Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями определённых видов древесных пород – симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу (грибокорень).

Учитель: Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку – на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему на навозе или чурбаках деревьев нельзя выращивать белые грибы или подосиновики?

Ответ: Без микоризы белые грибы и подосиновики не растут.

4). Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?

Ученики: грибы размножаются спорами.

Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет.

Споры у шляпочных грибов образуются под шляпками в трубочках или на пластинках. Лёгкие маленькие споры образуются в огромном количестве (например, у шампиньонов до 16 млрд.) и разносятся ветром (их обнаруживают даже на высоте 20 км над землёй!), водой, насекомыми и другими животными на значительные расстояния (до 1,5 тыс. км). Стоит им попасть в подходящие условия, и они начинают прорастать, образуя новые молодые гифы.

Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?

Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы.

5). Рост грибов. Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление “нечистой силе”, называли их “ведьмины кольца”. В древности люди верили, что это места пляски ведьм и другой нечистой силы, поэтому по границе внутри кольца трава как бы вытоптана. В Скандинавии бытовало поверье, что при лунном свете траву вытаптывают эльфы – сказочные воздушные существа. В Голландии считалось, что на “ведьминых кольцах” сбивают масло черти, у коров, поевших травы с такого места, должно испортиться молоко. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии (мозговой штурм).

Ответ: От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что её нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определённое время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава. Равномерно разрастаясь от центра во все стороны со скоростью 10-15 см в год, грибница образует круг. Эти окружности хорошо заметны на открытых пространствах, а в лесу “хоровод” часто размыкается деревьями и кустарниками.

Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.

Встретив в природе “ведьмино кольцо”, вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст.

А как быстро плодовые тела грибов увеличиваются в размере? Вот только вчера вы проходили мимо ёлки, и ничего там не было, а сегодня утром из земли уже торчит шляпка на ножке. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: “Растут, как грибы после дождя!”

Учитель: С детских лет любой человек знает, что грибы появляются после дождя. А почему?

Ответ: Дело в том, что при недостатке влаги им развиваться очень трудно, так как грибница почти на 90% состоит из воды. Грибы используют особые свойства воды. Например, её почти невозможно сжать. Именно это помогает хрупкому шампиньону пробиваться через асфальт в городском парке. Накачивая из почвы воду, гриб растёт и как домкрат поднимает асфальт. Представляете, какое сопротивление он сумел преодолеть?! Даже крупная птица глухарь не всегда может пробить плотную корку снежного наста, образующуюся за время зимней ночевки под снегом.

Учитель: Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева – у ствола, поэтому и “жмётся” гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

Учитель: На половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину досок трухлявой. Как можно объяснить такое явление?

Ответ: Во влажных местах грибница гриба очень быстро растёт.

6). Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?

Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы – это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные “грибные сады”, они пережёвывают листья и “засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).

7). Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?

Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы.

Польза грибов для человека: 1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца; 2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре); 3) плесневые грибы служат источником антибиотиков; 4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога; 5) грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья); 6) раньше из гриба навозника делали чернила.

Отрицательное значение грибов для человека: 1) грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.); 2) грибы – возбудители заболеваний домашних животных (стригущий лишай и др.); 3) грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.); 4) грибы, разрушающие деревянные постройки человека; 5) грибами можно отравиться.

Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые?

Ученики работают в тетрадях, составляют схему “Группы шляпочных грибов”, используя учебник.

Учитель: Среди грибов есть виды-двойники. Что это за грибы? Как их отличить друг от друга?

Ученики находят отличия между грибами-двойниками (белый гриб и желчный, шампиньон и бледная поганка, настоящие и ложные опята, настоящие и ложные лисички).

Ребята работают, используя таблицу, рисунки учебника, муляжи грибов.

Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов:

1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.

2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.

3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.

4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.

5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) “поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный “мусор”.

III. Закрепление нового материала.

Выполнить тест:

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:

а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.

2. Надземная часть белого гриба называется:

а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.

3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) рыжик;
г) подберёзовик.

4) С растениями грибы сближает:

а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.

5) Грибы размножаются:

а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.

IV. Домашнее задание.

1) Учебник стр. 20-22.

2) Творческое домашнее задание:

1. Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы?

Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!

2. “Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом “злыми корчами”, “антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии.

Ответ: Отравление грибом спорыньёй.

3. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство? Ответ: Это лекарство получают из гриба пеницилла.

4. Почему опасно длительное использование антибиотиков?

Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.

5. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему? Ответ: Среди сортов картофеля, произрастающих в Центральной Америке, много диких фитофтороустойчивых сортов, а среди культурных сортов они редки.

6. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению. Ответ: Гриб спорынья поражает ветроопыляемые культуры (злаки), самоопыляемые поражаются редко, так как аскоспоры, попадая на цветковые чешуи, своей ростовой трубкой неспособны их пробить.

Список используемой литературы.

  1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
  2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
  3. Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
  4. Малеева Ю. В., Чуб В. В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся 7 классов. – М.: МИРОС, 1994.
  5. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998.
  6. Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: “Рауб” - “Илекса”, 1998.
  7. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998.