Урок по теме "Звуки [м], [м'], буква М"

Разделы: Начальная школа


Цели учителя: Создать оптимальные условия:

  • для знакомства со звуками [м], [м,], буквой М;
  • для непрерывного формирования способа чтения слогов и слов;
  • для эстетического развития младшего школьника;
  • воспитывать чувство ответственности.

Цели учащихся:

  • открыть различия звуков [м], [м,];
  • учиться отличать звуки [м], [м,] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги и слова с новой буквой;
  • учиться работать с учебником, с фишками.

Оборудование:

  • буквы,
  • фишки,
  • обозначающие гласные звуки,
  • твёрдые и мягкие согласные звуки,
  • рисунки мяча и мака.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Создаю условия для хорошего настроения, для доброжелательных отношений друг с другом.)

- Долгожданный дан звонок. Начинается урок! Проверим всё ли готово к уроку? (учебники, цветные карандаши, умные глазки, внимательные ученики)

- Я предлагаю подняться на новую ступеньку знаний.

- А кто и что нам в этом поможет? (Учебник, учитель, товарищ, карандаши, рисунки.)

- Ваши предложения, как мы будем работать на уроке? (По одному, в паре, по учебнику, все вместе, поиграем.)

II. Подготовка к восприятию.

(Создаю условия для развития, внимания, мышления, активности.)

- Посмотрите на доску. Назовите буквы.

Ы О А Л У Э И

- Какая буква “лишняя”. Почему? (Она согласная, остальные гласные.)

- Какие два звука она обозначает? ([л], [л,])

-Давайте дадим характеристику звуку [л] и [л,]. (Согласный, звонкий, твёрдый. Согласный, звонкий, мягкий.)

- Назовите остальные буквы. (Ы О А У Э И)

- Какие звуки они означают? (Гласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные – тянутся, поются, при произношении не встречают преграду.)

- Давайте подставим букву Л перед гласными и прочитаем, после гласных и прочитаем. (Чтение хором и индивидуально. Чтение сверху вниз и снизу вверх.)

ЛЫ ЫЛ
ЛО ОЛ
ЛА АЛ
ЛУ УЛ
ЛЭ ЭЛ
ЛИ ИЛ

(Организую рефлексию.)

- Где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений.)

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

(Создаю условия для анализа загадок, для определения темы и целей урока.)

Учитель читает загадки (или хорошо читающий ученик).

  1. Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я,
    Дело ясное вполне:
    Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
  2. Голова - на ножке,
    В красной головке –
    Белые горошки. (Мухомор)
  3. Не огонь, а жжется. (Мороз)

- Произнесите ещё раз отгадки.

- Скажите, какой звук есть во всех отгадках? ([м]) Сформулируйте тему урока. (“Звуки [м], [м,] и буква, которая их обозначает.”)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться со звуками [м], [м,] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м], [м,] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)

IV. Знакомство с новыми звуками и буквой.

(Организую исследовательскую работу по новой теме, создаю ситуацию определения проблемы).

- Посмотрите на рисунки на доске. Что на них изображено? (Мак, мяч.)

- Произнесите слово мак, выделяя каждый звук. (МММак, мАААк, маККК.)

- Сколько звуков в слове? Назовите их по порядку и дайте им характеристику.(В результате работы появляется схема)

с кр с

Аналогично проводится работа со словом мяч.

з кр з

- А кто знает, какой буквой обозначают звуки [м], [м,]? Найдите её в алфавите. Можете подставить в схему.

- Напечатаем в тетради букву Мм. Для чего нужна большая буква М ?

- Выложите из палочек букву М.

- Встаньте парами, возьмитесь за руки, постройте букву М.

V. Физминутка.

- У нас в гостях сегодня буква М. Я буду называть слова, если есть М, делаем низкий поклон, если в слове нет М – приседаем. Девочки считают поклоны, мальчики – приседания . (Мотыльки, носороги, мошка, тигр, муравей, лев, шмель, волк, моль, лиса, мышь.)

VI. Чтение слогов.

(Создаю условия для применения полученных знаний в чтении слогов.)

- С буквой М мы познакомились? Что теперь мы можем делать? (Можем читать слоги.)

- Я предлагаю прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве.

- Среди слогов найдите слова.

(Организую рефлексию)

- С какой целью читали слоги?

VII. Зарядка для глаз.

VIII. Работа с учебником.

- Откройте форзац учебника. Найдите букву М. Прочитайте слова с М. (Малыш, мама)

- Поиграем на победителя. По моей команде подчеркните букву М.

(Организую работу по с. 23)

- Рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых встречается буква М в начале. (Медведь, моряк, метла, муха, малина, мусор, молоток, мяч.)

- В середине слова. (Ромашка, самолёт)

(Создаю условия для чтения текста с буквой М)

Читаю стихотворение с буквой М С.Маршака (или хорошо читающий ученик)

- Прочитайте ещё раз и найдите слова с буквой М.

- Прочитайте друг другу стихотворение.

- А кто хочет для всех прочитать?

(Организую рефлексию)

- Кому понравилось читать слова с буквой М?

- Кто научился читать плавно, хорошо слова?

IX. Итог урока.

(Создаю условия для оценки своего продвижения цели)

- Давайте вспомним наши цели, которые вы называли в начале урока. (Оценивают себя словами)

- Кто хочет сказать о себе, достигли вы своей цели? Как?

- Кого хотите поблагодарить? За что? (Букву, товарища, учителя, учебник)

- Спасибо всем за урок.