Цели учителя: Создать оптимальные условия:
- для знакомства со звуками [м], [м,], буквой М;
- для непрерывного формирования способа чтения слогов и слов;
- для эстетического развития младшего школьника;
- воспитывать чувство ответственности.
Цели учащихся:
- открыть различия звуков [м], [м,];
- учиться отличать звуки [м], [м,] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
- учиться читать слоги и слова с новой буквой;
- учиться работать с учебником, с фишками.
Оборудование:
- буквы,
- фишки,
- обозначающие гласные звуки,
- твёрдые и мягкие согласные звуки,
- рисунки мяча и мака.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Создаю условия для хорошего настроения, для доброжелательных отношений друг с другом.)
- Долгожданный дан звонок. Начинается урок! Проверим всё ли готово к уроку? (учебники, цветные карандаши, умные глазки, внимательные ученики)
- Я предлагаю подняться на новую ступеньку знаний.
- А кто и что нам в этом поможет? (Учебник, учитель, товарищ, карандаши, рисунки.)
- Ваши предложения, как мы будем работать на уроке? (По одному, в паре, по учебнику, все вместе, поиграем.)
II. Подготовка к восприятию.
(Создаю условия для развития, внимания, мышления, активности.)
- Посмотрите на доску. Назовите буквы.
Ы О А Л У Э И
- Какая буква “лишняя”. Почему? (Она согласная, остальные гласные.)
- Какие два звука она обозначает? ([л], [л,])
-Давайте дадим характеристику звуку [л] и [л,]. (Согласный, звонкий, твёрдый. Согласный, звонкий, мягкий.)
- Назовите остальные буквы. (Ы О А У Э И)
- Какие звуки они означают? (Гласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные – тянутся, поются, при произношении не встречают преграду.)
- Давайте подставим букву Л перед гласными и прочитаем, после гласных и прочитаем. (Чтение хором и индивидуально. Чтение сверху вниз и снизу вверх.)
ЛЫ ЫЛ ЛО ОЛ ЛА АЛ ЛУ УЛ ЛЭ ЭЛ ЛИ ИЛ
(Организую рефлексию.)
- Где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений.)
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
(Создаю условия для анализа загадок, для определения темы и целей урока.)
Учитель читает загадки (или хорошо читающий ученик).
- Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло) - Голова - на ножке,
В красной головке –
Белые горошки. (Мухомор) - Не огонь, а жжется. (Мороз)
- Произнесите ещё раз отгадки.
- Скажите, какой звук есть во всех отгадках? ([м]) Сформулируйте тему урока. (“Звуки [м], [м,] и буква, которая их обозначает.”)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться со звуками [м], [м,] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м], [м,] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)
IV. Знакомство с новыми звуками и буквой.
(Организую исследовательскую работу по новой теме, создаю ситуацию определения проблемы).
- Посмотрите на рисунки на доске. Что на них изображено? (Мак, мяч.)
- Произнесите слово мак, выделяя каждый звук. (МММак, мАААк, маККК.)
- Сколько звуков в слове? Назовите их по порядку и дайте им характеристику.(В результате работы появляется схема)
с | кр | с |
Аналогично проводится работа со словом мяч.
з | кр | з |
- А кто знает, какой буквой обозначают звуки [м], [м,]? Найдите её в алфавите. Можете подставить в схему.
- Напечатаем в тетради букву Мм. Для чего нужна большая буква М ?
- Выложите из палочек букву М.
- Встаньте парами, возьмитесь за руки, постройте букву М.
V. Физминутка.
- У нас в гостях сегодня буква М. Я буду называть слова, если есть М, делаем низкий поклон, если в слове нет М – приседаем. Девочки считают поклоны, мальчики – приседания . (Мотыльки, носороги, мошка, тигр, муравей, лев, шмель, волк, моль, лиса, мышь.)
VI. Чтение слогов.
(Создаю условия для применения полученных знаний в чтении слогов.)
- С буквой М мы познакомились? Что теперь мы можем делать? (Можем читать слоги.)
- Я предлагаю прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве.
- Среди слогов найдите слова.
(Организую рефлексию)
- С какой целью читали слоги?
VII. Зарядка для глаз.
VIII. Работа с учебником.
- Откройте форзац учебника. Найдите букву М. Прочитайте слова с М. (Малыш, мама)
- Поиграем на победителя. По моей команде подчеркните букву М.
(Организую работу по с. 23)
- Рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых встречается буква М в начале. (Медведь, моряк, метла, муха, малина, мусор, молоток, мяч.)
- В середине слова. (Ромашка, самолёт)
(Создаю условия для чтения текста с буквой М)
Читаю стихотворение с буквой М С.Маршака (или хорошо читающий ученик)
- Прочитайте ещё раз и найдите слова с буквой М.
- Прочитайте друг другу стихотворение.
- А кто хочет для всех прочитать?
(Организую рефлексию)
- Кому понравилось читать слова с буквой М?
- Кто научился читать плавно, хорошо слова?
IX. Итог урока.
(Создаю условия для оценки своего продвижения цели)
- Давайте вспомним наши цели, которые вы называли в начале урока. (Оценивают себя словами)
- Кто хочет сказать о себе, достигли вы своей цели? Как?
- Кого хотите поблагодарить? За что? (Букву, товарища, учителя, учебник)
- Спасибо всем за урок.