Предпрофильный курс "Коническая бондарная посуда"

Разделы: Технология


Целью любых предпрофильных курсов в рамках общеобразовательной школы является формирование, у учащихся, способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Обоснованием выбора предпрофильного курса именно такой тематики можно считать следующие моменты:

  1. Сегодня наметилась тенденция развития моды на деревянные, экологически чистые предметы домашнего обихода, в том числе, на деревянную посуду. Из этого следует, что бондарные изделия можно будет успешно реализовывать. Соответственно, будет решен вопрос материальной независимости. А это для девятиклассников немаловажно.
  2. Сырьевой вопрос, который часто стоит при организации практических занятий подобных курсов, решается легко благодаря доступности требуемых расходных материалов, особенно в сельской местности.

Цель данной работы - создание условий для развития познавательного интереса к выбранной профессии, формирования, у учащихся, знаний, первоначальных умений и навыков по изготовлению конической бондарной посуды.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. получение знаний по истории создания и развития бондарной посуды;
  2. выбор вида и размера требуемой бондарной ёмкости;
  3. освоение технологии и приёмов безопасного изготовления конической бондарной посуды;
  4. практическое использование основ менеджмента и маркетинга, при условии успешной реализации получаемой продукции;

Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения.

Теоретическое и практическое обучение ведётся параллельно. Каждое практическое задание начинается с инструктаж, направленного на правильное и безопасное выполнение работы.

Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер.

Содержание программы предусматривает формирование следующих знаний, умений и навыков:

Учащиеся должны знать:

  • основные исторические сведения о бондарном деле и бондарной посуде;
  • виды материалов, применяемые в бондарном деле;
  • инструменты и приспособления для бондарных работ;
  • виды и назначение бондарных изделий, особенности их конструкции и изготовления;
  • конструкцию и основные детали конической посуды;
  • технологию изготовления;
  • художественную отделку бондарных изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • отбирать и подготавливать к применению расходные материалы (чураки, клёпки, рогоз);
  • рассчитывать и изготавливать бондарный шаблон (скобу) соответствующий требуемой ёмкости;
  • правильно и безопасно пользоваться столярными и специальными Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения;
  • по возможности или по необходимости отделывать полученное бондарное изделие выжиганием (пиротипия, пирография) или резьбой (плосковыемчатая, плоскорельефная, ажурная).

Теоретическое и практическое обучение ведется параллельно. Каждое практическое задание начинается с инструктажа, направленного на правильное и безопасное выполнение работы.

Программа курса рассчитана на 19-20 часов. Из них – 3 часа теоретические занятия и 16 часов – практические занятия. В конце обучения учащиеся демонстрируют изготовленную бондарную ёмкость. При защите творческого проекта должны быть представлены все материалы, отражающие разработку и подготовку к выполнению проекта.

Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер.

Содержание курса предпрофильной подготовки

1. Вводное занятие.

История бондарного ремесла. Цель и задачи занятий. Охрана труда.

2. Материалы, применяемые в бондарном деле.

Древесина, её породы и пороки; особенности строения. Металлы (полоса и проволока). Рогоз. Камыш.

3. Инструменты и приспособления для бондарных работ.

Пилы, топоры, тесло (Рисунок 3), струги (Рисунок 4), скобелки (Рисунок 5,6). Рубанки. Молотки, киянки. Натяг. Уторник (Рисунок 7). Шаблоны и лекала бондарные (Рисунок 2) Правила и приёмы работы ими.

4. Виды и назначение конических бондарных изделий. Особенности их конструкции и изготовления.

Однодонные изделия: кадки, кружки, жбаны, ушаты, шайки и др. Зависимость конструкции изделий от назначения. Особенности изготовления бондарных изделий (технология).

5. Конструкция и основные детали конической бондарной посуды

Остов, дно, клёпки. Обручи металлические и деревянные. Определение объёма. Соотношение диаметра и высоты ёмкости.

6. Технология изготовления конической бондарной посуды.

Заготовка клёпок. Изготовление шаблонов и лекал (Приложение 1) . Обработка клепок (Приложение 2) Изготовление рабочих обручей. Сборка остова. Подготовка постоянных обручей. Чистовая обработка остова. Нарезание утора. (Приложение 3) Изготовление и установка дна (Приложение 4). Проверка герметичности кадки. Устранение причин течи. Закалка и отделка кадки.

7. Изготовление бондарной посуды по усмотрению учащихся.

Бондарная посуда в сельском доме. Банная утварь. Дорожные бондарные изделия. Праздничная посуда.

8. Художественная отделка бондарных изделий.

Плосковыемчатая резьба. Плоскорельефная резьба. Ажурная резьба. Выжигание, обжиг.

9. Защита проекта.

Учащиеся защищают свои работы (изготовленную посуду). Учитель не определяет конкретно форму защиты. Даёт возможность учащимся творчески подойти к самостоятельной работе и проявить себя по своим возможностям.

Учебно-тематический план.

№ п/п Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
всего лекции практики
1 Вводное занятие. 0,5 0,5   Урок-объяснение. Конспект
2 Материалы, применяемые в бондарном деле. 1 0,5 0,5 Урок-объяснение. Практическая работа “Определение пород и пороков древесины”. Конспект. Таблица описания пороков древесины.
3 Инструменты и приспособления для бондарных работ. 1,5 0,5 1 Урок-объяснение. Практическая работа. “Изготовление бондарного шаблона (скобы) ”. Конспект.

Бондарная скоба под размер запланированного бондарного изделия конической формы.

4 Виды и назначение бондарных изделий, особенности их конструкции и изготовления. 1 1   Урок-объяснение. Конспект
5 Конструкция и основные детали конической бондарной посуды. 1 0,5 0,5 Урок-объяснение. Практическая работа “Определение объёма кадки. Соотношение диаметра и высоты посуды”. Конспект.

Таблица зависимости объёмов посуды от диаметра и высоты.

6 Технология изготовления ёмкости. 5   5 Практическая работа по изготовлению ёмкости. Бондарная ёмкость.
7 Изготовление бондарных изделий по усмотрению учащихся (солонка, жбан и др.). 5   5 Практическая работа по изготовлению бондарных изделий на выбор. Бондарная ёмкость.
8 Художественная отделка бондарных изделий (резьба, выжигание). 3   3 Практическая работа по художественному оформлению изделия. Бондарная ёмкость.
9 Защита проекта. 1   1    
  Итого 19 3 16    

Информационные ресурсы.

  1. Федотов Г. Я. “Бондарное дело” - М.: Культура и традиции, 2000.
  2. WWW.korsa.ru