Цели:
- сформировать представление о средневековье;
- формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века;
- дать представление о средневековых рыцарях и замках;
- развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
- воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Ну что, начнём наш урок. Садитесь!
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок, уж больно важный.
II. Проверка домашнего задания
Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.
- Ребята, а давайте вспомним, что такоё история?
(История- это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события)
- На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и ответить на вопросы теста.
(Тесты лежат на столах, подпишите листочки, задания по вариантам).
Вариант I
1. Главная площадь Рима:
а) Форум;
б) Капитолий;
в) Палатин.
2. “Жилище” для богов в Древнем Египте:
а) храм;
б) саркофаг;
в) пирамида.
3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм;
б) пирамида;
в) сфинкс.
4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а) саркофаг;
б) пирамида;
в) мумия.
5. На берегах этой реки возникло Египетское государство
а) Нил;
б) Амазонка;
в) Дон.
6. Кто, согласно легенде, основал город Рим?
а) Рем;
б) Ромул;
в) Марс.
Вариант I
1.Существо с телом льва и головой человека, “охраняющее” гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс;
б) Апис;
в) Хеопс.
2. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:
а) Амон-Ра;
б) Эхнатон;
в) Тот.
3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
а) Эхнатон;
б) Хеопс;
в) Тутанхамон.
4. Кто, согласно легенде, был первым царём Рима?
а) Рем;
б) Ромул;
в) Нумитор.
5. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
а) гладиаторские бои;
б) театральные представления;
в) конские бега.
6. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь;
б) Агора;
в) Академия.
Ну что справились? Хорошо, чтобы отправиться в новую историческую эпоху, вам предстоит разгадать кроссворд.
1) Эта наука изучает, как жили разные люди. (история)
2) Эту науку называют “наукой лопаты”. (археология)
3) Эти люди жили сообща, группами, не умели говорить. (первобытные)
4)Этот бог изображался человеком с головой птицы. (Ра)
5) Как звали бога воды, изображённого в виде человека с головой крокодила (Себек
6) Как звали бога мудрости, счёта и письма. (Тот)
7) Как звали людей, которые считали священными льва, крокодила, скорпиона, жука-скоробея. (египтяне)
8) Примерно 5 тысяч лет назад на берегах этой реки возникло Египетское царство. (Нил)
9) Как назывались гробницы царей Египта? (пирамиды)
10) Существо с телом льва и головой человека, охранявшей гробницы египетских фараонов (сфинкс)
11) Самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон)
12) При извержении этого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла. (Везувий)
13) Как назывался холм в Афинах, где находились главные храмы города. (Акрополь)
Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у нас получилось
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Ш. Изучение нового материала.
Сегодня нам предстоит совершить путешествие в эпоху Средневековья.
Тема урока “Средние века”
- Как вы думаете, что мы узнаем, с кем встретимся?
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой? (учащиеся ставят УЗ)
Цель урока: получить представление о Средневековье и узнать, о жизни Средневековья.
Звучит музыка П.И. Чайковского “Венгерский Танец”. (Отрывок)
А сейчас закройте глаза, представьте, что мы с вами переносимся в далекое, далёкое прошлое, во времена Средневековья.
(в это время на доске появляются картинки с изображением различных предметов)
очки часы рыцарь замок Москва вилка
Итак, музыка нас перенесла в Средневековье.
- Как вы думаете, почему появились эти картинки? (ответы детей)
Именно все эти предметы появились в средние века. Этот период продолжался тысячу лет с конца V века до конца XVвека.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
V ВЕК-XVВЕК
(на доске прикреплены карточки, переворачиваются по ходу рассказа)
Началом Средневековья принято считать 476 год. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали больше обрабатывать земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, - которых раньше не знали: рис, чай и кофе, картофель, апельсины, помидоры. В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Мореплаватели открыли Америку и Австралию. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне.
ФИЗ. МИНУТКА
Именно из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь.
- Подумайте и скажите, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?
“Рыцарь-это смелый, благородный человек. Рыцарь - это самоотверженный, безупречный человек”. (С.И. Ожегов Словарь русского языка). Рисунок с изображением рыцаря.
*Вы правы в наше время рыцарем можно назвать благородного, смелого, безупречного человека. А в средние века - это тяжеловооруженный конный воин, для которого считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
В средние века рыцарем мог стать не каждый человек, а только люди “ благородного” происхождения, богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы. Для того чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства.
В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных землевладельцев. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или по щеке. Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был её знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак которой он носил.
(Материал взят из энциклопедии для школьников. Рыцари).
(рассказывают три подготовленных ученика)
IV. Работа с учебником.
- А как вы думаете, где жили рыцари в те далёкие времена? (в замках)
- Правильно, а каким вы себе представляете замок рыцаря? (ответы учащихся)
Рисунок средневекового замка.
Правильность ваших высказываний проверим, прочитав материал в учебнике. (Стр.18-19)
(чтение учащимися про себя)
- Какое место выбирали для строительства замков? (высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки)
- Зачем нужна была металлическая решётка с острыми зубьями? (преграждала вход в замок)
- А для чего проводились рыцарские турниры? (для развлечений)
- Чем занимались обитатели замков? (хозяин охотился, принимал гостей, устраивал балы, женщины занимались рукоделием)
V. Продолжение новой темы.
В средние века люди старались осмысливать то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей.
И эти силы они приписывали богам. И вера в бога называлась религией.
Посмотрите на карту, территория огромная, много государств, население разнообразное. Люди разных стран верили в разных богов. Стали всё шире распространятся три основные религии.
Так в Средневековье по всей Европе распространяется христианство.
Люди верили в бога Иисуса Христа, который учил людей любить друг друга, молиться и верить в бога. Христиане посещают церкви.
На Ближнем Востоке возникла другая вера – ислам. Она призывает слушаться Аллаха. Молясь, соблюдать пост (не употреблять пищу некоторое время). Те, кто верит, называются – мусульмане. Молятся 5 раз в день своему богу Аллаху в мечетях.
В Китае, Японии – возник буддизм. Те, кто верят в это учение называются буддистами. Они говорят, что надо отказываться от роскоши и вести себя скромно. Они верят, что человек живёт на Земле не один раз. Поклоняются основателю этой религии – Будде, посещают буддистские храмы.
(во время рассказа на доске появляется следующая схема)
Средневековье
V век- XV век
Европа | Б.Восток | Китай, Япония |
Христианство | Ислам | Буддизм |
Церкви | Мечети | Буддистские храмы |
- Ребята, а как вы думаете, русские люди придерживаются какой веры? (христианство)
- Почему? (многие люди верят в бога, посещают церкви, живут в Европе)
Молодцы! Правильно!
Знакомясь со временами Средневековья, мы много узнали. Но на этом наше путешествие по страницам истории не заканчивается. На следующем уроке мы вместе с отважными путешественниками отправимся в далёкое плавание к берегам Америки.
VI. Домашнее задание
1) стр.15-19, пересказ
2) нарисовать каким ты представляешь себе средневекового рыцаря
VII. Итог урока.
- В какой исторической эпохе мы побывали?
- Что узнали о Средневековье?
- Что по–вашему, было интересным на уроке?
- Хотели ли бы вы жить в эпоху Средневековья?
- Почему?
- Оцените свою работу на уроке, кто очень хорошо потрудился? Кому надо быть активнее?
Молодцы! Урок окончен, спасибо за работу.